• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

К вопросу о реализации преемственности в работе дошкольного психолога

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
31.03.2020 в 11.58

    Алтухова Т.А.
    Г. Белгород, БелГУ, МДОУ д/с №51

Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
    
    Важным условием реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и ребенка с реч ...

    Алтухова Т.А.
    Г. Белгород, БелГУ, МДОУ д/с №51

Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
    
    Важным условием реализации комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и ребенка с речевой патологией, является ко-мандная деятельность специалистов различного профиля.
    Одним из направлений командной деятельности выступает обеспече-ние преемственных связей. Сегодня в литературе указывается на существо-вание двух основных вида преемственности: горизонтальной и вертикаль-ной (1, 2). Горизонтальная преемственность проявляется во взаимодействии логопеда ДОУ или школы с другими субъектами коррекционно-образовательного процесса (психологом, учителями, воспитателями, родите-лями, медицинскими работниками и др.). Преемственные связи «по вертика-ли» предполагают создание условий для обеспечения адаптации ребенка при переходе от одного возрастного периода к другому, от достигнутого уровня развития к более высокому, от одной ступени образования к другой.
    Выстраивание горизонтальных связей в образовательном учреждении (ОУ), обеспечивается деятельностью психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). В частности, речь идет о функционировании ПМПк в МДОУ № 51 г. Белгорода. Формы сотрудничества логопеда с другими спе-циалистами: параллельная диагностика и обсуждение ее результатов; совме-стное планирование коррекционно-развивающей деятельности; интегриро-ванные занятия логопеда и психолога, обсуждение динамики продвижения ребенка и др. Все это способствует более успешному продвижению в разви-тии ребенка с речевой патологией в течение всего срока пребывания в лого-педической группе.
    Но, в то же время, для нашего детского сада, как в прочем и для других ДОУ г. Белгорода, является нерешенной проблема выстраивания вертикаль-ной преемственности между ДОУ и школой в сопровождении речевого ре-бенка.
    Поэтому мы сделали попытку обеспечить более качественное сопрово-ждение выпускника логопедической группы при переходе его в школу.
    Мы посчитали необходимым выбрать аспект преемственности в обес-печении профилактики нарушений письма и чтения, как одного из важных направлений работы как школьного, так и дошкольного логопеда. Предварительно мы изучили особенности функционального базиса письма и чтения у воспитанников логопедических групп ДОУ г. Белгорода. Наши исследования касались изучения состояния и динамики развития фо-нематических процессов и оптико-пространственных функций у детей с об-щим недоразвитием речи (ОНР).
    Остановимся более подробно на обследовании фонематических про-цессов, которое осуществлялось по следующим направлениям: изучение фо-нематического восприятия и фонематических представлений на основе фо-нематического восприятия; фонематического анализа и фонематических представлений на основе фонематического анализа; фонематического синте-за и фонематических представлений на основе фонематического синтеза; фо-нематических представлений на основе фонематической дифференциации.
    В целях оптимизации процедуры обследования были использованы спе-циальные схемы – таблицы, разработанные нами на основе анализа сущест-вующих диагностических методик изучения фонематических процессов (Г. В.Чиркиной; О.Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой; О.Н. Усановой и др.). Данные схемы-таблицы позволяли определить уровень сформированности фонематиче-ских процессов и динамику их развития в ходе логопедической работы.
    Исследование показало, что не все дети к моменту обучения в школе имеют достаточный уровень сформированности этих процессов (20%). Особые трудности у детей вызвали задания на фонематический анализ и представления на его основе. У многих детей оказались несформированными фонематические процессы, реали-зующиеся во внутреннем плане. Это позволяет предположить, что у этих детей в процессе овладения чтением и письмом могут возникнуть специфические труд-ности. Анализ полученных результатов выпускников логопедических групп ДОУ также позволил сформулировать выводы о неоднородности ин-дивидуальных профилей развития указанных функций. Подобные выводы были сделаны и в отношении состояния оптико-пространственных функций.
    В целях оптимизации вертикальных преемственных связей между ло-гопедами ДОУ и школы мы предложили включить в сопроводительную до-кументацию выпускника речевой группы индивидуальный профиль состоя-ния основных составляющих функционального базиса письменной речи и рекомендации школьному логопеду по дальнейшему сопровождению ребен-ка с первых дней пребывания в школе в отношении предупреждения нару-шений письма и чтения.
    
    Список литературы:


    
        Кравчук О.П. Преемственность как необходимое условие технологии деятельно-сти педагога-психолога. Актуальные вопросы психологической службы / Материалы все-российской научно-практической конференции. – Воронеж. 2001. – С.89-92.
    
        Кравчук О.П. Психолого-педагогическое сопровждение коррекционно-развивающей деятельности в начальной школе./ Трибуна учителя: опыт Белгородчины по развивающему обучению: Материалы зональной научно-практической конференции. Прило-жение к журналу «Начальная школа» №2.- М.: «Начальная школа» - 2002. – С.95-100.

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть