• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Татьяна Викторовна Лисовская
    г. Минск
    Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
    Министерства образования Республики Беларусь
    
    Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
    
    Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и пре ...
Татьяна Викторовна Лисовская
    г. Минск
    Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
    Министерства образования Республики Беларусь
    
    Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
    
    Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
    
    Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) неговорящих детей. Это предъявляет особые требования к учителю, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности. Поддерживающая коммуникация является основой жизнедеятельности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт.
    Поддерживающая коммуникация предполагает использование как вербальных, так и невербальных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже если ребенок сам не может говорить. Встает вопрос о соотношении вербальной и невербальной коммуникации, о возможности и целесообразности использования последней в обучении детей. Следует признать, что в работе с детьми с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности вербальные способы передачи фактической информации мало эффективны. Дети не всегда понимают обращенную речь. Вербальная коммуникация не может быть ведущей в социальной коммуникации рассматриваемой категории детей. Развитие детей требует поиска и использования иных средств, которые бы способствовали развитию индивидуального «я», созданию положительной атмосферы в классе.
    
    Ограниченные речевые возможности, особенно в аудитивно-вокальном (слухо-произносительном) отношении, делают необходимым использование альтернативных форм коммуникации, основанных на визуально-моторном восприятии (предметы-заменители слов, жесты, рисунки, символы). От учителя требуется умение владеть перцептивным общением, основанным на восприятии самого ученика, его выразительных движений, внешних проявлений самочувствия и переживаний. На основе восприятия ученика учитель проникает в его внутренний мир, пытаясь почувствовать его состояние, мотивы его действий и поведения. Взаимоотношение является одним из основополагающих элементов общения на уроке. Оно зависит во многом от понимания учителем детей безотносительно от того, владеют они речью или нет.
    
    В отечественной специальной психолого-педагогической литературе нами не обнаружены материалы по использованию невербальной коммуникации в обучении детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. Вместе с тем сама по себе проблема внеречевого общения вызвала интерес многих ученых, представителей экспериментальной и прикладной психологии, общей и специальной педагогики.
    
    О невербальной коммуникации имеются отдельные исследования. Богаче и шире представлена эта тема в зарубежной литературе (Клиф Каннингем и др., 1985, Джон Миллер, 1992) Однако признается, что альтернативные средства общения не могут полностью заменить речь в нашей словесной культуре. Выбор невербальной коммуникации в качестве главного средства взаимодействия с ребенком осуществляется на основе тщательной оценки ресурсов последнего, возможностей овладения словесной речью.
    
    Цель обучения коммуникации ребенка с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности заключается в том, чтобы дать ему такой язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение – это способ добиться удовлетворения своих потребностей.
    
    Обратимся к невербальной коммуникации, учитывая возможности детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности. В качестве наиболее важного компонента в неречевой коммуникации признается жест, т.е. выразительное движение рук. Жест (кинесика) – это один из прагматических навыков. Прагматические навыки позволяют соотносить речь с физическим и социальным контекстами, то есть «сказать то, что нужно, в нужное время, в нужном месте». Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой – «здравствуй», прощальный жест – «пока», пожатие руки, кивок головы – «да», покачивание головы из стороны в сторону – «нет», воздушный поцелуй. Жесты направлены на то, чтобы: вооружать ребенка средствами коммуникации и способствовать ее улучшению; быть функциональными, то есть в процессе повседневной деятельности ими можно было часто пользоваться; быть для ребенка легко выполнимыми. Учатся жестам главным образом путем подражания. В разных культурах свои жесты, и ребенок усваивает ту совокупность жестов, которой пользуются окружающие его люди.
    
    Первые шаги использования на практике жестов, как средства невербальной коммуникации позволили нам сформулировать несколько этапов. Первый этап – этап так называемой предкоммуникации, на котором создаются ситуации общения. Эти ситуации вынуждают ребенка пойти на контакт со взрослым, с целью удовлетворения желаний первого. Привлечение внимания взрослого к себе может быть произведено с помощью нажатия звуковой кнопки, хлопками, ударами по звучащим предметам (бубен), совершением действия (подойти к интересующему объекту). На этом этапе самое важное – это получение ребенком радости от общение, которое становится неотъемлемой частью его существования, как еда, сон. Второй этап – это этап коммуникации, направленной на себя. На этом этапе происходит обучение ребенка указательному жесту, направленному на себя, в смысле "я". Это необходимо, в первую очередь, для ознакомления ребенка с частями своего собственного тела (где глаза, где рот, где живот и т.д.), чтобы в последующем он смог выполнить жест, например, "хочу пить, хочу есть" или "болит живот" и поднести руку к соответствующим частям тела. Третий этап – это этап коммуникации, направленной на ближайшее окружение. На этом этапе основным вновь остается указательный жест, но он направлен не на себя, а в сторону ближайшего окружения, например, туда, где находится интересующий ребенка объект (в сторону двери, в смысле "хочу выйти или хочу открыть" в зависимости от конкретной ситуации). Жест не исключает, даже предполагает синхронное использование слов. Педагог при обучении ребенка жесту оказывает ему помощь: он кладет свою руку на руку ребенка и помогает ему в выполнении движения. Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребенка. При общении с помощью жестов, ребенок побуждается к произношению звуков, слов.
    
    Поддерживающая коммуникация, выполняющая роль развития речи, дополняется обучением «чтению» и «письму». Термины «чтение», «письмо» употребляются в более широком значении, чем традиционные чтение и письмо. «Чтение» включает умение распознавать (понимать) ситуации, узнавать предметы, их изображения, умение читать символы, пиктограммы и отдельные слова (глобальное чтение), привязанные к определенной ситуации.
    
    Письмо является также специфическим. Для данной категории детей письмо понимается не как написание слов и текстов как таковых, а как освоение дополнительных способов самовыражения и установление контакта с окружающими. При помощи «письма» ребенок, например, может выразить свои переживания, сообщить о них окружающим. Ситуативное «письмо» выражает сообщение с помощью предметов (ложка может служить сообщением «хочу есть», стакан – «хочу пить»). Ученик «пишет» картинками (подбирает картинки, что он хотел бы съесть, что хочет купить в магазине, что хочет надеть. Наконец, ученик может «писать» символами, печатными буквами, целыми словами, подбирая их для сообщения. Чтение и письмо служат целям общения.
    
    Желанию общаться и радости от общения на первых порах отводится первостепенная роль. Правильность общения находится на втором плане. Важно, чтобы ребенок почувствовал успех. Приближенность к жизни и жизненная значимость учебно-тренировочной ситуации имеют особое значение. Усвоение способов вербального и невербального общения расширяет возможности ребенка устанавливать контакты, выражать свои чувства, добиваться выполнения своих желаний. Основное внимание во время занятия направляется на поиск и выделение из окружающего мира смысловых единств (предмета, его изображения с помощью картинки, жеста, условного знака).
    
    Резюме
    
    Коммуникативную роль играют все проявления поведения человека, включая зрительный контакт и жесты. Мы всегда должны интерпретировать поведение ребенка как коммуникативное. Обучение осуществляется на таком уровне, на котором успеха может достичь каждый ребенок. Ключ к успешному овладению языком – это большая практика в социальном взаимодействии в реальных жизненных условиях.
     

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению