• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2 (Часть 4)

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
08.04.2020 в 18.00
Глава 2 (Часть 4)
      
     Психолого - педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с заиканием
      
    
    
перейти к оглавлению
  


Диагностико-прогностический скрининг.
Автор Е.А. Екжанова
Скрининг представляет собой комплексную методику, направленную на выявление отклонений в развитии психически ... Глава 2 (Часть 4)
      
     Психолого - педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с заиканием
      
    
    
перейти к оглавлению
  


Диагностико-прогностический скрининг.
Автор Е.А. Екжанова
Скрининг представляет собой комплексную методику, направленную на выявление отклонений в развитии психических процессов и познавательной сферы у детей с заиканием. Разработаны критерии комплексной оценки предлагаемых заданий и их шкалированная оценка. Данная методика позволяет получить достаточно достоверные данные об уровне развития интеллекта у ребенка, его работоспособности и утомляемости, об уровне его обучаемости и сформированности предпосылок к учебной деятельности. К предпосылкам учебной деятельности можно отнести сформированность у ребёнка операции звукового анализа, должный уровень развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, а также сформированное зрительно-пространственное восприятие.
С помощью данной методики можно обследовать группу детей из 20-30 человек за 40-45 минут.
Методика состоит из четырех заданий: «Графические ряды», «Точки», «Рисунок дома-дерева-человека», «Дорожка звуков».
Задание «Графические ряды»
Включает в себя четыре типа узоров, которые ребёнку необходимо продолжить. Первый и второй узоры состоят из простых законченных по содержанию графических эталонов, в которых заключена завершённая программа действия. В третьем и четвёртом узорах графический образец отображает незавершённость программы действия.
Задание «Точки»
В этом задании ребёнку предлагается один раз скопировать узор, который состоит из десяти точек, имеющих чёткое пространственное расположение. В заданном образце точки должны строго находиться в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий тетрадного листа.
Задание «Рисунок-дома-человек»
Для выполнения данного задания ребёнку необходимо на обратной стороне листа нарисовать дом, дерево, человека.
Задание «Дорожка звуков»
Ребёнку произносятся слова из трёх и более букв и просят его произнести подряд звуки, из которых оно состоит.
Подготовка к проведению исследования
Для проведения обследования индивидуально на каждого ребенка должно быть приготовлено следующее: простой карандаш и подготовленный особым образом одиночный листочек в клеточку. До предъявления инструкции листочки детям не выдаются.
Инструкция
Звучит она следующим образом: «Ребята, сегодня вы будете выполнять интересные задания на листочках. Посмотрите на мой листочек, у вас будут точно такие же. Сейчас я объясню, что надо будет сделать». Затем детям необходимо предъявить подготовленный лист бумаги в горизонтальном положении и, обрисовывая пальцем первое задание, сказать: «Сначала вы будете рисовать вот такие узоры. Здесь нарисовано начало узора, а вам надо будет продолжить его до самого края листочка. Здесь нарисовано 4 узора и все они разные. Рисовать вы будете сначала верхний узор, потом тот, что под ним, и так до самого нижнего. Второе задание – это тоже узор, только из точек. Вам надо будет внимательно посмотреть на образец и рядом нарисовать точно такой же узор один раз». (Слово «один» выделяется голосом, дважды не повторяется). «Когда вы закончите рисовать узоры, вы перевернёте листочек на другую сторону и будете рисовать рисунки». Одновременно с этим следует перевернуть листочек на чистую сторону. Далее показывая пальцем пространство, охватывающее левую часть листка, необходимо сказать: «Посмотрите, здесь вы нарисуете дом, вот здесь (обрисовывая пальцем правую часть листочка) - дерево, а вот здесь (обводится пальцем середина листка) — человека. Когда вы закончите свои рисунки, вы тихонько поднимите руку, а я вас буду вызывать к себе по одному и каждому задам ещё несколько вопросов».
После того, как первый ребенок поднимает руку, экспериментатор жестом вызывает его к своему столу и говорит достаточно тихо, чтобы не привлекать внимания других детей: «Сейчас я скажу тебе слово, а ты назовёшь подряд звуки, из которых оно состоит». Далее шёпотом чётко произносится слово, и экспериментатор спрашивает:
«Какой первый звук в слове?»
«Какой второй звук в слове?»
«А что идёт потом?»
«А потом?»
«Сколько всего звуков в слове?»
Количество этих вопросов определяется звукобуквенным составом слова.
Критерии анализа полученных данных
«Графические ряды»
В этом задании анализируется восприятие ребенком простых графических эталонов, в которых отражена завершённая программа действий, а также его умение работать по заданной программе.
При этом необходимо обратить внимание на то, как ребенок анализирует образец, программу действия и представляет предметные образы. Также следует проанализировать пропуски элементов в ряде, так как это может дать данные о психической истощаемости ребёнка.
За каждый правильно выполненный ряд начисляется 1 балл. За один сбой в ряду, за потерю вступительного элемента (в третьем и четвёртом рядах) - 0,5 балла. За изолированное, правильное, фрагментарно повторяющееся изображение — 0,5 балла. При двух и более сбоях, при одном сбое и одном нарушении вступительного элемента, при неверной последовательности  - 0.
«Точки»
В данном задании необходимо проанализировать зрительную ориентировку, навыки зрительного соотнесения образов и сформированность целостного восприятия у ребёнка.
За верное воспроизведение узора один раз, без повторений и грубого искажения пропорций начисляется 1 балл. За верное воспроизведение с повторениями и незначительным уплотнением или растяжением - 0,5 балла.
За значительное искажение всего узора, добавление точек и линий в образце или утрату точек в собственном рисунке — 0 баллов.
«Дом - дерево- человек»
В этом задании осуществляется анализ первичных представлений ребенка об окружающем мире, его пространственной ориентировке, уровня его интеллектуального развития и уровня развития восприятия.
За хорошо выполненное изображение каждого из трех рисунков в плоскостном и (или) контурном виде с отражением основных и второстепенных деталей начисляется 1 балл за каждый рисунок. За контурное выполнение рисунка при отсутствии некоторых второстепенных деталей (шея, пальцы у человека; листья, ветки второго порядка — у дерева; крыша с дополнительными деталями, занавески на окнах, ступеньки — у дома) - 0,5 балла. За очень мелкое изображение — 0 баллов.
перейти к оглавлению

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть