• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 2)

Глава 3 (Часть 2)
    
   Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
    
   Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
  
перейти к оглавлению
    
      
    
  
     Для заикающихся детей преддошкольного возраста двух - четырех лет, система коррекц ... Глава 3 (Часть 2)
    
   Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
    
   Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
  
перейти к оглавлению
    
      
    
  
     Для заикающихся детей преддошкольного возраста двух - четырех лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свою специфику. Особенности логопедической работы с ними представлены ЛМ. Крапивиной.•
      
     Логопедические занятия с детьми двух - четырех лет проводятся в условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более трех – пяти человек. Реабилитационное воздействие является комплексным и включает логопедические, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.
      
     Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцированно, в зависимости от клинической формы заикания.
      
     Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З. Арутюнян, определяется автором, как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.
      
     Коррекционная работа идет по трем направлениям:
      
    
      
    логопедическая работа по устранению речевых судорог;
      
    психотерапия, нацеленная на редукцию чувства тревоги и связи с актом речи;
      
    психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.
      
          
      
    Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы. Первоначально такая речь реализуется в замедленном темпе, что позволяет заикающимся с первых же занятий иметь речь без судорожных запинок. Этот способ дает возможность решать одновременно несколько важных задач, связанных как с исправлением просодической стороны речи, так и с коррекцией личности заикающихся. В методику вошли приемы постановки голоса, формирования интонации, опорные сигналы и пр.
      
    
      
    Логопедические занятия проводятся на фоне глубокого мышечного расслабления, что вырабатывается в процессе самих занятий, а затем в практике реального общения. Страх речи и навязчивые мысли действуют генерализованно, быстро, неподконтрольно сознанию, преимущественно автоматически, а вмешательство сознательного контроля способно лишь еще больше дезавтоматизироватъ сложную работу речевого аппарата.
      
    Чтобы купировать указанный комплекс ощущений, каждое занятие начинается с аутогенной тренировки (АТ), цель которой - снижение мышечного тонуса и эмоционального напряжения, коррекция напряжения артикуляторной и вокальной мускулатуры, регуляция дыхания. Проводятся занятия по коррекции просодики, т. к. эта работа также важна, как работа, направленная на устранение речевых судорог и коррекцию личности. Она ведется сразу в нескольких направлениях: на устранение речевых судорог, навязчивых мыслей, страхов речи, уловок, на снятие мышечных зажимов и внутреннее раскрепощение; на коррекцию темпоритма, на ликвидацию голосовых зажимов и постановки голоса; на развитие речевого слуха; на включение в речь подтекста. «Речь - это живой организм, который трудно было бы построить по частям (узлам), как это делается со сложными машинами в технике. Целостный по природе, он работает комплексно, по механизму «цепного рефлекса».
      
    Во время занятий широко используются прежде всего движения рук. Уже с первых дней, начиная с постановки голоса и коррекции звука, вводятся жестовые знаки, речь соединяется с движением. Это чрезвычайно важно для формирования подтекста, ведь, как известно, в проявлении всякой эмоции важнейшую роль играют двигательные реакции.
      
    Занятия по развитию просодической стороны речи проводятся с первых же дней и ведутся постоянно.
      
    Работа по коррекции интонации начинается с развития речевого слуха, который, как правило, страдает при заикании. Умение различать достоинства и недостатки голоса у себя так же, как и у других, является обязательным условием успешной коррекции интонации. Сразу же привлекается внимание заикающихся к звучанию их собственной речи. Выдвигается требование о произнесении звуков как можно тише, стремлении к этому. В атмосфере тихого пения, тихой выразительной речи, заикающиеся все время должны как бы прислушиваться. Слух в этом случае обостряется, работает более активно. Отвлекающие световые раздражители лучше исключить. Заикающимся предлагается слушать себя с закрытыми глазами или делать это во время аутогенных тренировок (например, во время «Волшебного сна»), т. к., обращаясь к подсознанию, человек использует заложенные в нем универсальные программы.
      
    У всех людей спокойствие связано с мышечным расслаблением, легким удлиненным выдохом (как во сне). Использование этой физиологической особенности позволяет автоматически вызвать у заикающихся чувство спокойствия. Но вначале нужно помочь ощутить его вне акта речи, так как слово является для них эмоциогенным фактором.
      
    Личного опыта заикающихся недостаточно для того, чтобы получить доступ к свободе движений, расслаблению, особенно мышц артикуляционного аппарата, к успокаивающему дыханию, непринужденному звукоизвлечению. Все эти навыки вырабатываются с помощью специальных приемов релаксации, техники аутогенной тренировки и т. п. При проведении такой работы, формируется не просто моторный, а перцептуально-моторный навык. Все изменения достигаются и фиксируются на уровне сенсорных ощущений.
      
    Каждый элемент воспитываемого нового навыка нужно доводить до уровня автоматизма, постоянно выходя на обратную связь с заикающимся, проверяя полученный результат и только после этого делая следующий шаг.
      
    Во время тренировок необходимо добиваться большой концентрации внимания, нужна «вся территория мозга» (по терминологии Н.П. Бехтеревой). С этой целью проводятся специальные тренировки по концентрации и переключению внимания, поскольку оно было патологически перераспределено и сосредоточено в основном на акте речи и переживаниях, связанных с ним. Мы говорим, что владеть вниманием, значит, фактически владеть собой. Когда удается достигнуть нового внутреннего ощущения расслабления и спокойствия, следует закрепить это состояние и связать его с неким нейтральным сигналом - символом («заякорить») в дальнейшем с помощью которого можно при необходимости вызвать комплекс указанных ощущений. Таким сигналом может быть, например, слово «пять».
      
    
  
    
      
        
           Следующий шаг - включение непринужденного, легкого голосоизвлечения на фоне обретенного спокойствия (глава 4). В ходе соответствующих тренировок при слове «пять» произносятся вначале отдельные звуки, затем слоги, слова, синтагмы. Такие упражнения помогают объединить звукоизвлечение с состоянием спокойствия. Затем остается решить главную задачу - ввести это состояние в спонтанную речь, «пропитать» ее спокойствием, сформировать рефлекс спокойствия взамен рефлекса тревоги. Для этого снова нужен «якорь». В качестве его используются пальцы ведущей руки (глава 3). Командой, заменяющей слово «пять», в начале синтагмы становится движение первого пальца руки, а в конце синтагмы - расслабление всей кисти. Эти движения тщательно отрабатываются при формировании нового речедвигательного навыка. Сначала специальными упражнениями обучаем руку, а затем движения руки не только диктуют ритмикоинтонационный рисунок фразы, но и вызывают состояние спокойствия.
            
           Большая часть работы по коррекции речи и нормализации функционального состояния (ФС) проводится на фоне мышечной релаксации. Только снятие характерных для заикающихся мышечных зажимов позволяет достигнуть положительного результата. Один из психотерапевтов метко определял хроническое мышечное напряжение как «мышечную броню» и утверждал, что, когда напрягаются мышцы, притупляются чувства. Тот, кто сможет сломать броню, сумеет изменить структуру характера.
            
           Повысить самооценку, вывести на общение помогает коррекция просодической стороны речи. Занятия танцем, пантомимой, голосом освобождают движения, раскрепощают. Новое звучание голоса с использованием опоры, грудного и головного резонаторов выражает волю и уверенность, оказывает влияние на становление личности.
            
           Таким образом, за довольно короткий срок удается решить одну из главных задач лечения заикания - в корне изменить отношение заикающегося к речевому процессу. Заикающийся освобождается от эмоциональной напряженности, вызываемой желанием скрыть дефект, мыслью «как сказать». Исчезает тревожность во время речи, сам речевой акт связывается с расслаблением и спокойствием. Появляется возможность видеть, слышать, думать как нормально говорящий человек. Происходит действительный «отрыв» от заикания, создаются условия для изменения системы отношений личности с окружающими, появляется реальная основа УСТОЙЧИВОЙ нормализации речи и полноценного общения.
            
           Следует отметить, что предлагаемая методика Л.З. Арутюнян (Андроновой) заслуживает внимания специалистов на широкое использование её в логопедической практике, но необходимо сказать и то, насколько сложна и по-своему уникальна работа логопеда, соединяющего в себе фактически качества педагога и врача, да еще в сочетании с особым мастерством эмоционального воздействия на лечащихся. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе и талант к сопереживанию, умение «индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т. д. вплоть до импровизации - вот основные составляющие того мастерства, без которого немыслим настоящий врачеватель заикания. Важную роль в деятельности логопедов в стратегии борьбы с заиканием, отвечающей современным представлениям о природе этого сложного и до сих пор не до конца познанного недуга, играют творчество, вдохновение, экспромт.
            
          
            
           Комплексные системы реабилитации заикания у дошкольников и подростков
            
          
            
           Комплексный метод реабилитации заикающихся признается отечественными специалистами наиболее эффективным. В нем можно выделить три основных направления: логопедическое, психотерапевтическое и клиническое.
            
           Это означает, что, помимо общего оздоровления организма (режим, физические упражнения, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение), целенаправленного развития моторики (координация и ритмизация движений, развитие тонкой артикуляционной моторики и т. п.), речевого дыхания, навыков саморегуляции мышечного тонуса и эмоционального состояния (психотерапия и, в частности, аутогенная тренировка), большое значение придается воспитанию личности и развитию социальных взаимоотношений.
            
           В рамках комплексного метода реабилитации существуют разные системы коррекционной работы, в каждой из которых одно из направлений (логопедическое, психотерапевтическое или клиническое) является доминирующим.
            
           Необходимость проведения коррекционной работы комплексным методом можно обосновать физиологическими данными, свидетельствующими о том, что важным механизмом поддержания и усугубления патологических двигательных реакций является поток аномальных кинестетических импульсаций мышц, вовлеченных в судорожную активность. В результате этого при заикании образуется «замкнутый круг» патологических мышечных возбуждений. Другими словами, судороги мышц речевого аппарата сами становятся генератором последующих судорог. Наличие данного механизма диктует необходимость проведения специальных речевых режимов, направленных на исключение тех видов речи из общения, в которых наиболее часто проявляются судорожные запинки. К таким мероприятиям относятся режимы: «молчания», «ограничения речи», «щадящий речевой», «специальный охранительный» и т. д.
            
           Организация и длительность этих режимов существенно зависит от возраста заикающихся, типа учреждения, в котором проводится коррекционная работа, опыта логопеда.
            
           «Специальный охранительный режим», как правило, организуется в начале коррекционной работы с заикающимися.
            
           Этот режим понимается как оздоровительный щадящий, на фоне которого протекает «режим ограничения речи» или «режим молчания». Специальный охранительный режим как у взрослых, так и у детей включает в себя четкий распорядок дня, что в целом ритмизирует деятельность всех функций организма, способствует их нормализации. Заикающимся предлагается большее количество часов для отдыха, с дополнительными часами сна, рекомендуется употреблять с пищей достаточное количество витаминов. Все это направлено на общее оздоровление организма. В этот период нецелесообразны мероприятия, способствующие перевозбуждению центральной нервной системы. Соблюдение такого режима благотворно действует на организм в целом и состояние центральной нервной системы заикающихся, в связи с чем повышаются ее адаптивные качества.
            
          
            
           Организация специального охранительного режима для заикающихся.
            
          
            
           Распорядок дня заикающихся детей должен быть достаточно четким, но не жестким. Это подразумевает плавный переход от одного вида деятельности к другому, мягкое преодоление возможных негативистских установок. Ребенку должна быть оказана медицинская помощь в случае нарушения сна, наличия у него страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, двигательной расторможенности, а также при стойком снижении аппетита. В этот период необходимо исключить яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые могут волновать ребенка и побуждать его к речевой активности (зрелищные мероприятия, гости, телевизионные передачи и т. д.). Не допускаются шумные игры, во время которых ребенок может чрезмерно возбуждаться, а также любые психические и физические перегрузки. Желательно, чтобы круг общения заикающегося был в это время максимально сужен.
            
           Речевое общение с родителями, персоналом и другими детьми должно быть ограничено. Необходимо стремиться к тому, чтобы вербальное общение было элементарным по форме (в виде односложных ответов). Для этого вопрос, поставленный ребенку, должен иметь ключевое слово для ответа (например: «Ты хочешь суп или кашу?» — «Кашу») или предполагать короткий ответ в виде утверждения или отрицания («Да», «Нет»).
            
           Родители при общении с ребенком и между собой в его присутствии должны придерживаться тех правил техники речи, которые рекомендуются логопедом: спокойный, доброжелательный тон, негромкий голос, интонированная и ритмичная (размеренная) речь.
            
           Дома и в детском саду предпочтительно занимать ребенка такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование и пр.
            
           Дети с невротической формой заикания, как правило, оречевляют свою игру. Заикание у них в эти моменты обычно не проявляется, и потому запрещать такую речь не следует. При неврозоподобной форме заикания дети обычно не оречевляют игру. Они с трудом сосредоточивают свое внимание на процессе игры, и потому важно организовать смену их деятельности.
            
           В процессе реализации режима ограничения речи у заикающихся дошкольников рекомендуется организация специальных игр-«молчанок».
            
           Режим ограничения речи может планироваться на разные сроки. Оптимальным временем его проведения является 10—14 дней. Затем этот режим может плавно переходить в щадящий речевой, во время которого речевая активность ребенка постепенно увеличивается. Его длительность может быть индивидуальной.
            
           У подростков и взрослых заикающихся режим ограничения речи может протекать в виде полного молчания.
            
           В период ограничения речи как дети, так и взрослые заикающиеся, активно используют техники невербального общения. Невербальное общение для заикающегося не сопровождается эмоциональным состоянием отрицательного знака, которое обычно возникает у них при вербальном общении, а у подростков и взрослых — также логофобией и вегетативными сдвигами. Таким образом, активизация разных форм невербального общения способствует снижению эмоционального напряжения.
            
           Известно, у заикающихся как мимика, так и жестикуляция, могут быть обеднены в разной степени. Это делает необходимым использование специальных техник, направленных на активизацию невербальных способов общения: жестов, мимики, пантомимики.•
            
           В этот же период начинается работа по овладению начальными элементами всех логопедических техник.
            
           Включение различных охранительных режимов в комплекс реабилитационных мероприятий способствует получению более успешных результатов последующего коррекционного воздействия.
            
          
            
           Регуляция эмоционального состояния
            
          
            
           Регуляцию эмоционального состояния у заикающихся связывают, главным образом, с нормализацией мышечного напряжения. Многочисленные клинические наблюдения и экспериментальные исследования выявляют тесную связь эмоционального состояния с мышечным тонусом. Существуют экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что разным типам эмоционального состояния соответствует достаточно определенная локализация мышечного напряжения. Так, при депрессии особо выражено напряжение в дыхательной мускулатуре и диафрагме, при выраженном чувстве страха напрягаются мышцы, обеспечивающие фонацию и т. д.
            
           Распространение возбуждения при эмоциональном стрессе связано с включением гормональных и медиаторных механизмов, которые, прежде всего, реализуются через гипоталамо-ретикуляторные структуры мозга. Через эти механизмы центральной нервной системы осуществляется координация соматических и вегетативных проявлений эмоциональных реакций (частота пульса и дыхания, усиление потоотделения и пр.), а также поддерживается тонус мышц. В свою очередь, снижение мышечного тонуса меняет функциональное состояние гипоталамуса, а, значит, и уменьшаются вегетативные проявления эмоциональных реакций.
            
           В практике давно известно, что расслабление мышц ведет к эмоциональному покою. Именно эти наблюдения лежат в основе методик обучения сознательному регулированию эмоционального состояния путем расслабления тонуса скелетной мускулатуры.
            
           Существует много систем регуляции эмоционального состояния с помощью произвольного изменения напряжений мышц. Эти системы получили название аутогенной тренировки, которая включает в себя мышечную релаксацию и регуляцию вегетативных функций.
            
           Заикающимся свойственно высокое эмоциональное напряжение как в ожидании речевого общения, так и в процессе его. Помимо этого, для взрослых заикающихся характерно наличие патологических эмоциональных состояний в определенных типичных ситуациях: разговор по телефону, обращение к официальным лицам и т. д. В такие моменты заикающиеся, как правило, испытывают сильное сердцебиение, краснеют или бледнеют, не в состоянии подавить волнение, что влияет на качество речи. В связи с этим при реабилитации заикающихся более успешным является применение специализированных вариантов аутогенной тренировки.
            
           Методика проведения аутогенной тренировки существенно зависит от возраста заикающихся. Для взрослых рекомендуется овладение ею в полном объеме, в то время как дети дошкольного возраста овладевают, как правило, лишь элементами мышечной релаксации.
            
           Обучение детей навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Проще всего ощутить напряжение мышц в ногах и руках, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы предплечий, икроножные и мышцы бедер и т. д. Это достигается путем использования различных игровых упражнений. При выполнении их на напряжение и расслабление необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — достаточно длительным. Упражнения на напряжение — расслабление можно давать в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата. С этой целью можно использовать следующий комплекс.
            
           перейти к оглавлению
        
      
    
  

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть