• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Глава 3 (Часть 4)
Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
перейти к оглавлению


В связи с этим нормализация моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие чувства  ... Глава 3 (Часть 4)
Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
перейти к оглавлению


В связи с этим нормализация моторных функций заикающихся включает решение следующих задач:

развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;
развитие чувства темпоритма речевых и неречевых движений.


Учитывая разное состояние моторики при невротической и неврозоподобной формах заикания, длительность и интенсивность занятий являются дифференцированными.
Так, для заикающихся с невротической формой заикания независимо от возраста основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения их и главным образом, на их завершенность, т. е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией.
Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу. Несмотря на хороший уровень развития тонкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики, для движений заикающихся этой группы характерны истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени, начинать тренировку движений под музыкальное сопровождение можно уже на первых этапах коррекционной работы.
При неврозоподобной форме заикания особое внимание в процессе работы над двигательной сферой обращается на следующие моменты: двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу; тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий; выполнение упражнений сопровождается словесным комментарием логопеда; сроки усвоения двигательных упражнений значительно увеличиваются по сравнению с тем, в какое время их усваивают заикающиеся другой группы.
При неврозоподобной форме особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции у заикающихся в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Большое значение это имеет для детей дошкольного возраста.
  Важным компонентом коррекционной работы с заикающимися является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку, которые проводятся в процессе логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексной реабилитационной работе включает в себя разнообразные двигательные упражнения в следующей последовательности:

ритмическая разминка;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения для развития чувства темпа и ритма;
упражнения на развитие координации речи с движением;
пение:
игру.

Ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания «настроя» на определенный вид деятельности.
Пример:
    
свободная маршировка под музыку со сменой на направлений;
заикающиеся ходят по кругу под музыку и меняют направление под команды «Вперед», «Назад», «В центр», «Вправо», «Влево» и т.д.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Цель этого вида упражнений - снижение мышечного напряжения, его перераспределение, воспитание пластичности движений. Используются специальные упражнения на напряжение и расслабление мышц: сжимание и разжимание кистей рук, перенос веса тела с одной стороны на другую (маятник) и т.п.
Пример:

заикающиеся стоят по кругу. Под музыку осуществляется свободное качание обеих рук вперед — назад, качание правой рукой и ногой в стороны; качание левой рукой и ногой в стороны;
заикающиеся выполняют следующие движения: с напряжением  вытягивают обе руки в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт музыки). Внезапно расслабляют кисти, и руки падают вниз (2-й такт), свободно качают руки, шагая на месте под музыку.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Цель этих упражнений - ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Пример:
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня «Петушок» - Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок).
Упражнения на развитие координации речи с движением
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Начинают со среднего музыкального темпоритма, который позволяет заикающимся сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Пример:
Под музыку заикающиеся проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.

Перед нами луг широкий - разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий - поднимаются на носки, поднимая руки.
А над нами сосны, ели  - ритмично делают наклоны в стороны,
головами зашумели.       покачивая поднятыми вверх руками.
Грянул гром            - делают хлопок.
Сосна упала.           - делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала  - ритмично покачивают опущенными руками.

Постепенно ритм усложняется и меняется. Для заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии соединение речи с движениями и музыкой является трудной задачей и требует дополнительной проработки. Заикающиеся с невротической формой достаточно быстро усваивают эти упражнения.
Пение
Целью пения является коррекция темпа речи и нормализация речевого дыхания. Для этого выбираются ритмичные и мелодичные песни. Постепенно в процессе работы подбираются песни с более сложными темпоритмическими характеристиками.
Игра
В конце логоритмического занятия с детьми дошкольного возраста, как правило, проводится игра, цель которой  - закрепление навыков, полученных на занятиях.
Особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. Ритмическая способность является средством пространственно-временной организации движений. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу. Онтогенез его тесно связан с процессом становления у детей моторики, зрительно-моторной координации, а в дальнейшем - с формированием речевого ритма. Речевой ритм выполняет важную функцию в закреплении моторного стереотипа речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слова и играет важную роль в усвоении лексем и опознании их при восприятии.
У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического. При обучении их ритмизации устной речи необходимо тщательно отбирать речевой материал.
На первых этапах работы при подборе стихотворных текстов надо учитывать, что стихи должны быть с устойчивой ритмикой, т. е. однообразным распределением ударных слогов в строфе; состоять из достаточно коротких фраз; содержать простую лексику и не включать слова с сочетаниями согласных.
Размер стиха подбирается в следующей последовательности: хорей — ямб — дактиль.
1. Хорей:

Мой веселый,
Звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой.
                С.М. Маршак
Ритмический рисунок хорея: _ _ _ _ _ _
2.Ямб:
    
Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Мы солнышком согреты,
Мы вместе все живем,
И песенку об этом
Мы петь не устаем.
                                С. Михалков
Ритмический рисунок ямба: _ _ _ _ _ _
3.Дактиль:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Ритмический рисунок дактиля: _ _ _ _ _ _

Наиболее трудными для усвоения являются стихи типа дольников, в которых нарушается соответствие синтаксического членения в строке, а также стихи, осложненные сочетанием согласных и обилием малоупотребительных слов.
Помимо тренировки ритма артикуляции на стихотворных текстах, с целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленных на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки.
Одним из видов таких упражнений является «послоговый ритм», или теппинг.
Данное упражнение проводится следующим образом:
Проговаривание каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется.
Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.
В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т. е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку. Есть опасность, что на фоне жесткого послогового ритма речь может приобретать монотонный «роботообразный» характер, что вызывает негативную реакцию заикающегося. Поэтому очень важно, чтобы обучение формированию ритмизированной речи проходило одновременно с активной работой по формированию интонационного оформления высказывания. Постепенно движения руки становятся ритмоводителем речевых артикуляций. При обучении теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет заикающимся после паузы легко вступать в речь.
По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются. Однако речь с нередуцированным произнесением гласных тренируется у заикающихся длительное время.
Устная речь с нередуцированным произнесением безударных гласных называется полным стилем произнесения. Полный стиль произнесения способствует выделению ритмической структуры слова в артикуляторной программе, выравнивает все слоги по времени произнесения, что в целом является основой для ритмизации речевого процесса и формирования плавной речи.
Один из видов упражнений, направленных на выработку ритмизации речевых артикуляций - пословный ритм.
Главной характеристикой этого технического приема по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенно интенсивное движение руки осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбирается индивидуально — от резкого в среднем темпе до плавного в замедленном темпе.
При невротической форме заикания ритмизация речи быстро усваивается. Ритмизированная речь этой группы заикающихся под влиянием упражнений довольно быстро становится интонированной. Имеется опасность, что быстрое достижение положительного эффекта приводит к прекращению заикающимися этой группы тренировок в ритмизированной речи. В таких случаях нужно помнить о том, что речевая ритмизация, как и любой двигательный навык, особенно у взрослых, нуждается в длительной автоматизации.
При неврозоподобной форме заикания усвоение ритма крайне затруднено. Вначале необходимо подобрать индивидуальный темпоритм, при котором заикающийся чувствовал бы себя достаточно комфортно. Затем необходима постепенная, индивидуальная тренировка ритмических движений руки.
Следующим этапом является совместная тренировка ритмических движений руки и речи. Интонационно-мелодическое оформление ритмизированной речи у заикающихся этой группы также крайне затруднено и требует тщательной и длительной тренировки.
В целом ряде методик по установлению плавной речи у заикающихся предлагаются различные приемы ритмизации речи.
В некоторых методиках на первом этапе установления ритмизированной речи рекомендуется значительно замедлять ее темп до одного слога в секунду.
Для того, чтобы темпоритмическая организация речи заикающихся автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, пациент должен испытывать чувство комфорта. Только при этих условиях возможно продолжение самостоятельной работы заикающегося по автоматизации нового навыка речи.
перейти к оглавлению

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению