• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Одним из важнейших направлений коррекционно-логопедического воздействия является развитие и совершенство¬вание умений и навыков построения связного высказывания у младших школьников с речевой патологией. Формирование  внутреннего плана  развёрнутого  связного   высказывания  относится к числу наиболее сложных проблем обучающихся на школьном логопедическом пункте.

Учитель-логопед  МОУ «Гимназия №76»  г. Омска  Танцева  Н. А.
Одним из важнейших направлений коррекционно-логопедического воздействия является развитие и совершенство¬вание умений и навыков построения связного высказывания у младших школьников с речевой патологией. Формирование  внутреннего плана  развёрнутого  связного   высказывания  относится к числу наиболее сложных проблем обучающихся на школьном логопедическом пункте.
В процессе диагностики  детей с речевой патологией выявляются многочисленные  трудности, которые препятствуют успешному обучению детей в школе и затрудняют формирование полноценных навыков общения.  Для ребёнка с речевой патологией часто невыполнима задача построения самостоятельного монологического высказывания. Ему не под силу  кратко, аргументировано, грамматически правильно изложить свои мысли в процессе обучения и общения. Трудности  проявляются  как  при программировании  целого текстового сообщения, так и при программировании  отдельно взятого предложения. Они  связаны с  нарушением  цельности,  логической последовательности высказывания, пропуске смысловых звеньев,  возвращении  к ранее сказанному - на уровне текста; в  неумении самостоятельно  конструировать и распространять предложения - на уровне предложения.
В связи с этим при планировании занятий по программированию   развёрнутого связного высказывания  ставится задача  формирования следующих компетентностей:


Закрепление и развитие навыков речевого общения,


Усвоение норм построения связного  высказывания:

последовательность в передаче    событий,



логическая  связь между фрагментами рассказа,


завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения.


Эффективность работы над формированием внутреннего плана связного высказывания  зависит от четко организованной  систематической коррекционной работы логопеда, которая строится с учётом следующих факторов:


учёта  последовательности  формирования  связного высказывания в онтогенезе  и опорой на учение о психологической  структуре  процесса порождения связных  высказываний ;


природосообразности  развития связной  речи  т.е. с  учётом возрастных и     индивидуальных особенностей ребёнка;


своевременной диагностики с целью выявления нарушенного звена;



учёта  структуры речевого дефекта;


учёта  теории умственных действий  П.Я.Гальперина.



Работа  над формированием внутреннего плана связного высказывания должна носить коррекционно-развивающий характер и способствовать  своевременной коррекции  выявленного нарушения.
Формирование внутреннего плана речи проводится в двух направлениях:

развитие внутреннего плана отдельных высказываний (глубинно-семантического структурирования предложения);


формирование внутреннего плана целого текстового сообщения.



Эффективности работы по формированию устного речевого общения невозможно добиться без достаточного уровеня развития  психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), о чём  не следует забывать в процессе планирования логопедических занятий.
Теоретические основы формирования навыков построения связного  высказывания
Формирование навыков построения связного  высказывания опирается на  учение  Л.С. Выготского,  А.А. Леонтьева,  С.Л.Рубинштейна,  А.Р. Лурии  о психологической  структуре  процесса порождения связных  высказываний. Процесс порождения речи заключается в том, что говорящий переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка.  
Cущественным звеном  в порождении речевого высказывания является внутренняя речь.  Значительный вклад в развитие учения о внутренней речи внесли   Л.С. Выготский и  А.Р. Лурия   Они отмечали, что именно внутренняя речь в свёрнутом виде содержит программу дальнейшего высказывания и позволяет обеспечить переход от мысли к развёрнутой речи.
Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции.
Для внутренней речи  характерны следующие особенности: свернутость (это речь почти без слов), отсутствие второстепенных членов, предикативность т.е  отсутствие в ней слов, представляющих субъект (подлежащее),  присутствие только слов, относящихся к предикату (сказуемому). Эти особенности,   по мнению  Выготского,  и объясняют сложности перехода  внутренней речи во внешнюю.
Внутренняя речь формируется не на пустом месте.  Л.С. Выготский  доказал, что необходимым этапом, предшествующим внутренней речи, является этап  эгоцентрической  речи.    В некоторых ситуациях (например, играя или рисуя) дети говорят, обращаясь к самим себе, как бы думая вслух. Эта речь помогает ребёнку контролировать и регулировать свою практическую деятельность. Сначала эта речь носит развернутый характер, затем она постепенно сокращается, переходя в шепотную речь и постепенно  к 6-7 годам превращаясь  во внутреннюю речь.
Развивая теорию связной речи,  Н.И.Жинкин выделяет в текстовом сообщении два плана: план содержания (внутренний план) и план выражения (внешний план).

Внутренний план  представляет совокупность программ разных уровней: это и программа целого текстового сообщения и программа каждого отдельно взятого предложения.
Особенности формирования  внутреннего плана речи на логопедических  занятиях
Формирование  внутреннего плана строится на основе теории умственных действий  П.Я.Гальперина и  заключается в создании ориентировочной основы действий.   Это  происходит в следующей последовательности:

с  использованием  внешних материальных опор  (экстериоризация);


без  использования  внешних материальных опор  только в речевом плане;


переход в умственный план (интериоризация).


Виды наглядных материальных опор при формировании внутреннего плана речи

В качестве материальных опор  при моделировании смысловой программы связного высказывания используются:


Рисунки


Сюжетные картинки и  серии   сюжетных картинок.


Пиктограммы


Графические схемы


Опорные слова




Рисунки, пиктограммы, сюжетные  картинки
Рисунки, пиктограммы, сюжетные  картинки  служат наглядной опорой, помогают удерживать в памяти смысловую программу всего сообщения,  находить     причинно – следственные отношения.
Очень эффективны следующие задания:

Разложить  картинки в нужной последовательности, ответить  на вопросы по эпизодам,  составить  рассказ с помощью опорных картинок и слов.


Сделать зарисовки (пиктограммы) фрагментов рассказа, которые при пересказе служат внешней опорой, планом.

Так, работая над  описанием слона по рассказу Куприна "Слон", дети   делают  зарисовки, которые помогают им  удержать смысловую программу рассказа. Причём, если сначала рассказ  строится с внешней опорой в виде рисунков, которые служат планом рассказа, то в дальнейшем  внешняя опора в виде плана  убирается, переходя   во внутренний  план .
Графические схемы
Большое значение  при формировании внутреннего плана речи имеет использование графических  схем. Графическая схема является аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения и способствует развитию  внутреннего  плана  связного сообщения.

Опорные слова
Опорные слова - слова, по которым можно определить тему текста. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой для пересказа.
Последовательность работы по формированию программы связного высказывания на логопедических занятиях
Поскольку внутренний план  представляет совокупность программ разных уровней,  целого текстового сообщения и отдельно взятого предложения, то и
работа по формированию связного высказывания на логопедических занятиях проводится в следующей  последовательности:


Работа над предложением


Работа над  текстом


Работа над развитием внутреннего плана на уровне предложения

Развитие внутреннего плана речи начинается с программирования высказывания на уровне отдельных предложений, так как переход к самостоятельному пересказу или рассказу возможен лишь после усвоения отношений на уровне отдельных предложений.
С первых дней обучения детей необходимо проводить работу по овладению  навыками составления и распространения простых предложений,  что способствует формированию  и совершенствованию  простой глубинно-семантической структуры высказывания
Работа над  предложениями   различной    структуры  проводится  с использованием сюжетных картинок и строится в последовательности, обусловленной последовательностью  появления их в онтогенезе.  
На начальных этапах работы по конструированию предложений  активно используются  графические схемы, которые служат  внешней опорой и позволяют  материализовать  процесс  построения речевого высказывания.  Предметы и отношения между ними  символизируются  с помощью значков и символов.


субъект  -  предикат
Ежиха вяжет.


субъект  -  предикат - объект
Ежиха  вяжет носки.



субъект  -  предикат –  локатив  (место действия)
Ежиха вяжет дома.


субъект  -  предикат – объект - объект
Ежиха вяжет носки  внуку.


субъект  -  предикат –объект – объект  - локатив
Ежиха вяжет носки внуку дома.


Работа  над   развитием  внутреннего  плана на уровне текста
Овладение  навыками   программирования  предложений  простой глубинно-семантической структуры   позволяет перейти к программированию текста. Развитие внутреннего плана  у младших школьников с ОНР происходит при формировании различных видов связной речи: сообщения, повествования,  описания, рассуждения и зависит от их особенностей
Ведущим приёмом на этом этапе работы является приём, предложенный Н.И. Жинкиным,  и заключающийся в анализе совместно с детьми готового образца текста.

При работе над текстом внимание детей обращается на основные понятия: «текст»,  признаки текста.Текст -   это предложения, связанные между собой по смыслу и объединённые  одной темой. У текста есть начало, середина и конец.
Выделяет три основных типа текстов: текст-повествование (текст  цепной организации),  текст-описание (текст  параллельной организации), текст-рассуждение. Каждый из данных видов текстов имеет свои особенности, которые следует учитывать при работе с ними.
Формирование внутреннего плана речи ведётся сначала на материале текстов с ярко выраженной повествовательной направленностью, а затем продолжается на материале текстов, носящих описательный характер.  
Такая последовательность обусловлена рядом причин:

в повествовательном рассказе  происходит быстрая смена действий, он динамичен, в то время как описание статично;


содержание повествовательного рассказа  опирается на сюжет, описательного рассказа - на интеллектуальные возможности;


смысловая программа повествовательного рассказа опирается на последовательность действий,  в  описательном  рассказе заданная извне программа отсутствует вообще.



Текст-повествование (текст  цепной организации)
Это текст, в котором предложения связаны с помощью цепной связи. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.Мысль каждого  последующего  предложения вытекает из мысли предыдущего предложения. Все предложения в рассказе соединяются прямым  лексическим повтором.
Опорными словами являются глаголы.
Для  формирования внутреннего плана текста-повествования можно  использовать материальные опоры в виде предметно-графических  и вербально - графических  схем  а также памятки, помогающие ребёнку построить программу связного высказывания.
Схема построения повествовательного рассказа:

Начало.


Развитие.



Кульминация.


Итог


Приведём  пример текста – повествования.
  Наш сад
Около нашего дома растёт сад.
В саду много яблонь.
На яблонях выросли большие красивые яблоки.
Из яблок мама сварит вкусное варенье.
Для  моделирования внутреннего плана такого типа текста можно  использовать материальные опоры в виде предметно-графических  и вербально - графических  схем.

Предметно-графические  схемы  включают  опорные  предметные  картинки.  Вербально - графические   схемы включают  опорные, «ключевые» слова.
Текст - описание (текст параллельной организации )
Это текст, в котором предложения связаны с помощью параллельной связи. Первое предложение содержит тему,  следующие  характеризуют признаки  описываемого  предмета или явления.
Опорные слова: имена прилагательные.
Для  моделирования внутреннего плана  текста-описания  используются  сенсорно-графические - схемы, позволяющие отразить основные свойства  описываемого предмета, знания о которых  можно получить через  сенсорные каналы.
В  данных   графических  схемах отражаются  основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребёнка с объектами и др.), знания о которых  мы получаем  через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие. В связи с этим схема включает соответствующую символику:  глаз, рот, нос, рука  и т.д. Для составления описательных и сравнительных рассказов можно использовать схемы Ткаченко Т.А.
В качестве материальной опоры при построении описательного рассказа  можно использовать памятку следующего содержания:
Схема построения описательного рассказа  :



Общий признак.


Признак частей.


Оценка предмета.

Текст – рассуждение
Текст – рассуждение это текст, в котором даётся объяснение какому либо явлению, предмету, факту, событию.
Почему это есть? Почему это произошло?  Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение.
В качестве материальной опоры при построении рассуждения  можно использовать памятку:

Схема построения :
  

Вступление


Тезис (основная мысль)


Аргументы (доказательства)



Вывод

        
Опорные слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, потому что , итак.

     Таким образом, результатом систематической тщательно спланированной работы происходит формирование внутреннего плана связного высказывания   у детей с речевой патологией.

Список литературы:


Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии / Психология чувственного познания. М., 1960.



Андреева Н.Г.Логопедические занятия по развитию  связной речи младших школьников.  Часть 1. М., 2006


Андреева Н.Г.  Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.  Часть 2.М., 2008


Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.


Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение связного высказывания / Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.


Воробьёва Н.К. Методика связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. 2005.


Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.



Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.


Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1985.


Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2004


Леонтьев А.А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания / Вопросы порождения речи и обучения языку. М., 1967.


Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979



Лурия А.Р. Формирование и структура внутренней речи


Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. М. 2001.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению