• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы. Гледенова Т.В. – старший воспитатель МДОУ детский сад № 5
  
Кустова О.И., учитель – логопед МДОУ детский сад № 5
  
пгт. Умба, Мурманской обл.

                                           

    Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

    В связи с этим одной из задач работы нашего детского сада на протяжении 3 лет является воспитание любви и интереса ребенка к книге.

Вся работа проходит через несколько этапов.

1 этап. Диагностический.

•    Анализ состояния воспитательно-образовательной работы.

•    Анализ уровня представлений детей (диагностика, опрос). /Приложение 1/

•    Анализ работы с родителями (анкетирование, анализ планирования). /Приложение 2/

2 этап. Методическая работа.

С целью изучения темы и обмена педагогическим опытом проведены педсоветы: «Приобщение детей к художественной литературе», «Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании интереса и любви к книге», «Сказка как средство развития ребенка», консультации «Технологии развития связной речи», «Книжный уголок в группе», неделя творчества – открытые занятия по художественной литературе, семинар «Модели работы со сказкой», представлены для изучения педагогам методические рекомендации «Организация чтения художественной литературы», «Работа над прочитанными произведениями», самообразовательная работа. Организована работа творческой группы педагогов «Читаем книгу», которая работает над созданием мини – музея детской книги,  оформлением рабочих папок по ознакомлению с творчеством детских писателей.



3 этап. Практическая деятельность.

В ходе этого этапа проводятся различные мероприятия с детьми и родителями.

Хочется предложить  вниманию некоторые формы работы  с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.

•    Сотрудничество с районной детской библиотекой в реализации программы «Росточек».

    На протяжении трех лет дети старшей и подготовительной группы нашего детского сада посещают занятия в библиотеке, где знакомятся с творчеством писателей, поэтов. Это знакомство проходит в разнообразных формах: театрализованные представления, конкурсы, литературные часы, эко - часы, игровые программы и др.  Готовясь к очередному занятию в библиотеке, воспитатели читают детям литературные произведения, беседуют по содержанию, дети заучивают стихи, инсценируют произведения, рисуют по теме.

•    «Фестиваль сказок» - театрализованная деятельность.

    Каждая  группа детей дошкольного возраста в рамках «Фестиваля сказок» готовит постановку спектакля и  показывает его детям и родителям. В театрализованной деятельности дети отражают впечатления от прочитанного, выражают свое отношение к героям. У младших дошкольников активными участниками театрализованных представлений являются родители. Они исполняют роли, готовят атрибуты, изготавливают игрушки для различных видов театров.

•    Занятия детей в кружках: «Жили - были», «Ладушки», «Почемучка», «Венок сказок».

      Кружковая работа способствует раскрытию интересов ребенка, формированию его литературных вкусов и предпочтений. Дети имеют возможность самовыражения, расширения своего читательского кругозора.

•    Мини-сочинения родителей «Книга в жизни моего ребенка».

Цель данного мероприятия – популяризация семейного чтения, выявление положительного опыта семейного воспитания. Родителям предлагалось в свободной форме высказать свое мнение о роли книги в развитии ребенка, какие литературные предпочтения у детей существуют, как организуют детское чтение в семье. Анализ сочинений показал, что их авторы – это родители, заинтересованные в воспитании и развитии своих детей.  Они читают детям много произведений, обсуждают их, являются постоянными посетителями библиотеки. Именно такой опыт  семейного воспитания может и должен являться примером для других  родителей. Поэтому выдержки из мини – сочинений были опубликованы в районной газете,  а сами сочинения были предложены вниманию родителей.

•    Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем» /Приложение 3/

Участники читательского клуба – дети и родители групп дошкольного возраста, педагоги. Руководит клубом учитель -  логопед Кустова О.И.  

Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.

Задачи:

1. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения

2. Формирование у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творчества через общение ребенка с книгой.

3. Создание совместных творческих проектов детей, родителей, педагогов.

   В ходе работы клуба проводятся консультации, открытые занятия с участием родителей и  рекомендациями по организации домашнего чтения , выставки детских работ, выставки литературы, совместные вечера – развлечения «Вечер К.И.Чуковского», «Вечер стихов о зиме», концерт «Поющие герои сказок», инсценировки  сказок, систематически оформляется информационный стенд для родителей.

•    Творческие конкурсы

      Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех: детей и родителей всех возрастных групп, сотрудников детского сада, наших гостей. Наши воспитанники и их родители стали активными участниками конкурсов:

- конкурс самодельной книги «Сделаем книгу сами, своими руками».

- конкурс – фантазия «Страничка из книжки»;

- конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»,   номинация «Сказочная полянка»,

- конкурс поделок и рисунков «Любимый сказочный герой».

- конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим сказку».

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются  детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности, на занятиях.

 

Итогом проведенной работы можно назвать следующие результаты:

- в детском саду имеются соответствующие условия для развития интереса и любви к книге, создана библиотека детской литературы, постепенно пополняется книжный фонд;

- работа в данном направлении проводится в тесном сотрудничестве с детской библиотекой,  домом культуры;

- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей.

- родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.



  Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.







                                                                                                                    

           Беседа - опрос детей по теме

    «Ознакомление с художественной литературой»



1.    Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

2.    Есть ли у тебя дома книги?  Кто тебе их читает ?

3.    Какие книги ты любишь?

4.    Есть ли у тебя любимая книга?

5.    Кто твой любимый герой?

6.    Какие сказки вы знаете?

7.    Знаете ли вы писателей? Назовите их.

8.    Ты хотел бы научиться читать?





                                                                                                                                

              Анкета для родителей

           по теме «Ребенок и книга»



Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:



1.    Читаете ли вы ребёнку книги?  Если да, то как часто:

- ежедневно

- несколько раз в неделю

- редко, когда есть время

     2. Вы читаете детям книги:

          - по просьбе ребенка

          - по своей инициативе

     3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком?

     4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? Сколько книг  

        (приблизительно) она включает? Каких жанров (стихи, сказки и т.д.)

     5. Какие книги предпочитает ваш ребёнок:

         - сказки

         - стихи

         - литературу о природе

         - энциклопедии, книги познавательного содержания

         - нет определённых предпочтений

      6. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в

          детском саду?

      7. Ходите вы с ребёнком в библиотеку?

      8. Читаете ли вы с ребёнком произведения для  длительного чтения ? Если

            да, то какие последние произведения вы прочитали?

       9. Читаете ли вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете:

      - периодическую литературу (журналы, газеты)

      - познавательную литературу

      - художественную литературу





                                                                                                                                    



ПЛАН  РАБОТЫ  КЛУБА  «ВМЕСТЕ С КНИГОЙ МЫ РАСТЁМ».



Цель: приобщение ребёнка к книге.



Задачи:

- знакомство родителей с разными видами домашнего чтения с учётом интересов и    

  потребностей дошкольников;

- дать родителям рекомендации по общению с детьми, обсуждению, обыгрыванию    

  воспринятых художественных произведений;

- создание совместных творческих проектов детей , родителей, педагогов.



Участники: дети, родители, педагоги 1-й младшей, 2-й младшей , средней, старшей,               

                    подготовительной групп.



Руководитель - Кустова О.И.

                                                                          



сентябрь        

В родительские уголки поместить информацию:

- цель и задачи работы клуба;

- план работы клуба;

- консультацию «Что мы читаем детям по программе детского сада».

1-я младшая, 2-я младшая, средняя,старшая

подготовительная



октябрь    Тема:«Народное творчество»    

1. «Копилка полезных советов» для родителей:

- что читать маленьким детям из народного творчества;

- как читать, обыгрывать песенки, потешки, сказки;

2. Открытое занятие  для родителей «Сядем рядком, поговорим ладком».    

1-я младшая, 2-я младшая.



ноябрь    Тема : Русские народные сказки.    

1. «Любимые сказки» - обмениваемся опытом

- какие сказки читать детям этого возраста;

- обсуждение прочитанного;

- элементы драматизации сказок;

- использование иллюстраций, музыки

(родители, педагоги)

 2. Совместное занятие (дети, родители) «В стране сказок»

3.  Выставка книг « Русские народные сказки».    

средняя группа



декабрь    Тема - «Чтение вслух».    

1. Консультации для родителей в родительских уголках «Читаем вслух», «Размышление и обсуждение прочитанного».

старшая, подготовительная

2. Интеллектуальная игра для детей и родителей «Наши друзья - книги»    Все группы



январь     Тема: Стихи для детей    

1. Семинар – практикум для родителей «Учим стихи с детьми»

- как подобрать стихи соответственно возрасту детей;

- как учить стихи с детьми дома;

- интонационная выразительность речи;

2. Вечер стихов  «Зимушка - зима»    

1-я младшая, 2-я младшая,средняя,старшая,

подготовительная



февраль    Тема - Авторские сказки.    

1. Круглый стол «Сказка ложь, да в ней намек»

- какие сказки читать детям старшего возраста,

- обсуждение прочитанного,

- оценка поступков и моральных качеств героев сказок;

- домашние спектакли;

2. Драматизация сказки для родителей «Как снеговики солнце искали»

3. Консультация в родительские уголки « Круг домашнего чтения».    

Старшая, подготовительная (родители, дети, педагоги)



март    Тема - Чтение по ролям.    

1. Деловая игра «Чтение с выражением»

- какие произведения для чтения в лицах подходят для детей старшего возраста;

- интонационная выразительность речи;

- чтение по ролям дома;

(родители, педагоги)

2. Вечер юмористических стихов «Веселые стихи»

3. Консультация в родительские уголки «Детское словотворчество»    Подготовительная



апрель    Тема - Праздник, посвящённый юбилеям детских писателей    

1. Вечер – презентация «Юбилей любимых писателей»

- что интересно детям знать из автобиографий поэтов и писателей;

- особенности произведений разных авторов;

2. Досуг  - представление: произведения авторов-юбиляров в исполнении родителей.

3. Выставка рисунков «Что за прелесть, эти сказки!»    

средняя, старшая,подготовительная (дети, родители, педагоги)



май    Тема - Детская литература писателей родного края    

1. Выставка произведений детских писателей нашего края;

2. Чтение, обсуждение, обыгрывание поморской сказки «Девушка и медведь».    Старшая, подготовительная     

воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.



Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению