• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

«Развитие лексико – грамматических категорий у дошкольников с речевой патологией в игре»

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
01.04.2020 в 10.32
Вся  педагогическая работа по развитию речи ребёнка, проводимая в детском саду, направлена на подготовку его к школе, где так становится актуальным умение правильно изложить свои мысли, а также умение слушать других, понимать содержание их речи.
Педагоги должны своевременно оказать ребёнку помощь в овладении этими навыками, так как у детей, с логопедическими проблемами, нарушено правильное усвоение таких грамматических категорий,  как словоизменение и словообразование ,что приводит  к аграммати ... Вся  педагогическая работа по развитию речи ребёнка, проводимая в детском саду, направлена на подготовку его к школе, где так становится актуальным умение правильно изложить свои мысли, а также умение слушать других, понимать содержание их речи.
Педагоги должны своевременно оказать ребёнку помощь в овладении этими навыками, так как у детей, с логопедическими проблемами, нарушено правильное усвоение таких грамматических категорий,  как словоизменение и словообразование ,что приводит  к аграмматичности речи в целом. Отклонения в словарном и грамматическом  отношении заметно проявляются в ситуациях обусловленной  речи, когда свободный выбор слов и грамматических форм ограничен.
В процессе своей работы мы пытаемся создать различные игровые ситуации, которые заставляют детей размышлять, экспериментировать над словом, искать нужные слова. Вашему вниманию мы  предлагаем  несколько дидактических игр по данной теме, которые мы используем в своей работе:
1.    «Большой – маленький» (или «Назови ласково»)
Цель: Расширение словарного запаса, обучение сравнению предметов по величине, формирование навыков образования существительных с уменьши-тельно-ласкательными суффиксами.
Описание: Ребёнку предлагается рассмотреть  предметы, расположенные на поле. Раздаются фишки. Взрослый называет «большой предмет» и кладёт на него свою фишку, ребёнок в свою очередь, называет  «маленький» предмет и если правильно называет, кладёт свою фишку. Побеждает тот, у кого использовано больше своих фишек.
2.    «Корзинки» или «Собери урожай»
Цель: Расширение словарного запаса, обучение сравнению предметов по
величине, формирование навыков образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и построения предметно-предложных конструкций при использовании предлога «В»
  Описание: Перед ребёнком ставятся две корзиночки, разные по величине и  карточки, на которых изображены различные предметы, различающиеся по величине. Ребёнку предлагается разложить карточки по корзинкам, соответственно величине и озвучить свой выбор.  ( « Я положил грибочек в маленькую корзинку». « Я положил гриб в большую корзину»).
Как вариант этой игры можно использовать вместо корзиночек разноцветные круги из картона (красный, зелёный, жёлтый), отличающиеся по размерам. Ребёнку предлагается разложить предметы по кружкам, только при озвучивании мы просим ребёнка правильно согласовывать существительные с прилагательными ( « Я положил маленькую красную пирамидку на красный кружочек» « Я положил большой красный мяч на большой красный круг»).
3.    «Куда упала снежинка?»
Цель: Расширение словарного запаса, совершенствование умения строить правильно словосочетания и предложения используя предлог «НА»
Описание: Ребёнку предлагается рассмотреть и назвать предметы, изобра-жённые на поле. Далее взрослый накладывает снежинку на изображённый предмет и предлагает ребёнку сказать, куда упала снежинка («Снежинка упала на ладошку»,  «Снежинка упала на шубу»)
4.    «Какой сок или варенье?»
Цель: Расширение словарного запаса, формирование навыка образования относительных прилагательных по  лексическим темам : «Фрукты» «Овощи» и «Ягоды».
Описание: ребёнку предлагается рассмотреть и назвать ягоды, фрукты или овощи. Необходимо предварительно оговорить, что мы готовим из фруктов и овощей сок, а из ягод –варенье. Ребёнок называет , что он приготовил ( «Я приготовил яблочный сок». «Я приготовил морковный сок». «Я приготовил клубничное варенье».)

5.    «Считай и называй» ( по теме «Зима») Возможно использование по любым лексическим темам.
     Цель: Обогащение словарного запаса, обучение навыку согласования существительных с числительными.
Описание: Ребёнку предлагается карточка с изображёнными предметами. Задача ребёнка найти одинаковые предметы , сосчитать их и озвучить их количество, правильно согласовывая существительное с числительным.
( Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок) и.т.д.
6.     «Подарки»
Цель : Расширение словарного запаса, обучение навыкам правильного согласования существительных с числительными и прилагательными, совершенствование предметно-предложных конструкций с использованием предлога «В».
Описание: Перед ребёнком располагается пять упаковочных коробочек
( красная, жёлтая, зелёная, синяя и белая), с изображёнными на них узорами в виде кружочков от 1 до 5) и ряд картинок с изображёнными на них предметами в разном количестве.
Перед ребёнком ставится задача разложить  предметы, учитывая количество кружочков на коробочках и озвучить своё действие («Я положил три мяча в красную  подарочную коробку»,
Таким образом,  используя данные игры,  мы способствуем расширению словарного запаса детей и  правильному оформлению речи своих воспитанников. Надеемся, что предложенный материал поможет молодым специалистам сделать занятия с детьми более разнообразными и интересными.

Кравчук Ирина, Тетерина Ольга учителя - логопеды ГДОУ д/с 112 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга



Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть