• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Сформированный фонематический слух – залог правильного звукопроизношения.

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
29.03.2020 в 23.41
Сформированный фонематический слух – залог правильного звукопроизношения.
Ф.И. О. автора: Сегидина Ольга Юрьевна.
Место работы и должность: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 16 г. Белгорода, учитель - логопед.
Домашний адрес: Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Красноармейская, д. 130, индекс № 309085.
Контакты: 8-920-560-15-60, segidina@yandex.ru
Фонематический слух, звукопроизношение, звук, игра, развитие.
Зн ... Сформированный фонематический слух – залог правильного звукопроизношения.
Ф.И. О. автора: Сегидина Ольга Юрьевна.
Место работы и должность: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 16 г. Белгорода, учитель - логопед.
Домашний адрес: Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Красноармейская, д. 130, индекс № 309085.
Контакты: 8-920-560-15-60, segidina@yandex.ru
Фонематический слух, звукопроизношение, звук, игра, развитие.
Значение правильной речи в формировании личности ребенка переоценить трудно. Общеизвестно, что дети с нарушением речи, нередко не в состоянии усвоить в полном объеме программный материал  по различным видам учебной деятельности. Это, прежде всего, тормозит их общее развитие.  Неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и  часто накладывает тяжелый отпечаток на характер человека, нередко способствует появлению негативных характерологических отклонений, что в дальнейшем создает трудности при обучении в школе [1;28].
С рождения  ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только  в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Если к малышу обратиться со словами неодобрения, но произносить их ласково, он будет  улыбаться.  И наоборот, ласковые, доброжелательные слова, произнесенные сердитым тоном, вызовут у него отрицательные эмоции.   Два слова, одно из которых выражает одобрение, а втрое – угрозу, но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их по смыслу [4;19].
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, сопоставлять их звучание, пытаться повторить их, то есть начинает также слышать и различать звуки родного языка, то есть обращать внимание на звуковую сторону слова. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи [4;19].
На пятом году жизни у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск  звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие и свистящие  звуки, соноры; отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение отдельных групп звуков (например, свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, а в других – неверно); неотчетливо  произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков [Л] и [Р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове. Подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах взрослый развивал у них фонематический слух[4;19].
Достаточно развитый фонематический слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности [1;28].
Ниже приведены игры на развитие фонематического слуха.
Заколдованное слово.
Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены слова.
Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех - четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «яблоко» — «Я, б, л, о, к, о» [2;15].
Эхо.
Играть можно вдвоем или небольшой группой.
Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажите. А теперь давайте поиграет в эхо. Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что  ему скажут.
Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «сковорода»). Можно использовать  в игре для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!») [2;15].
Путаница.
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить детей прослушать  следующие шуточные скороговорки, исправить ошибку, если она там есть.

У Светланы и у Лизы
Есть и санки, есть и лызы.

Что стучишь так громко, дождик?
Не забьёшь ты даже гвождик.

Лежали на улице свежие доски.
На них отдыхали ленивые коски.

Двое маленьких мышат
Тоже ходят в детский шад.

Встал Илья на тонкий лёд
И хотел пройти впелед.

Был закат и тих, и светел,
Но потом поднялся ветел [3;36].
Испорченный телефон.
Логопед произносит шепотом три слова по определенной теме одному  воспитаннику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Логопед  спрашивает его: «Какие вы услышали слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен[3;36].

Прогулка в лесу.
Наглядный материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки[С] [С’] [З] [З’] [Ц].
Логопед  выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Логопед  следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом [С] [С’] [З] [З’] [Ц] [3;36].
Список литературы.
1.    Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. 4-е издание. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980 г., стр [28].
2.    Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи». – Санкт - Петербург.2008 г., стр.  [15].
3.    Скворцова И. В. «Логопедические игры, для детей 4-6 лет». Москва. - 2008 г., стр  [36].
4.    Репина З. А., Буйко В. И. «Уроки логопедии». – Екатеринбург. – 2005 г., стр.  [19].


















Анкета автора статьи журнала «Логопед».
Ф.И. О. автора: Сегидина Ольга Юрьевна.
Дата рождения: 25 февраля 1986 года.
Место работы и должность: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № 16 г. Белгорода, учитель - логопед.
Домашний адрес: Белгородская область, Яковлевский район, п. Томаровка, ул. Красноармейская, д. 130, индекс № 309085.
Контакты: 8-920-560-15-60, segidina@yandex.ru
Паспортные данные: 1405 621759, выдан ОВД Белгородской области, Яковлевского района, 21.03.2006 года.
Номер ИНН: 310260056465
Номер страхового пенсионного свидетельства: 151 – 769 – 51686  

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть