• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Региональный компонент в работе учителя — логопеда дошкольного учреждения

Региональный компонент в работе учителя — логопеда  дошкольного учреждения Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном воспитании несомненна.  Региональная культура является для ребенка первым шагом в присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Создание  «Северной Азбуки»  — книге  о  буквах  русского  алфавита,  растительном и животном мире нашего края, позволило, учитывая специфику работы учителя – логопеда логопедического пункта детского сада, психо - физические особенности детей – логопатов,  решить следующие задачи:
- задействовать региональный компонент в работе учителя – логопеда,
- привлечь родителей к активному сотрудничеству, совместной деятельности с детьми  и педагогом,
- развивать у детей любознательность и активность, творчество, воображение,
- развивать способы взаимодействия детей с родителями в процессе их совместной работы,
- закреплять графический образ звуков, знания о звуках и буквах,
- развивать умение проводить фонематический анализ,
- развивать связную речь ребят, способность планировать речевое высказывание, овладевать средствами общения со взрослым и сверстниками,
- развивать мелкую моторику рук,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе,
- расширять словарь детей знаниями о богатстве и разнообразии животного и растительного мира родного края
 
В создании данной книги принимали участие ребята,   в возрасте от 5 до 7 лет с различными речевыми нарушениями, обучающиеся на  логопедическом пункте детского сада.
На коррекционных занятиях ребята  узнавали различные звуки, находили звук в слове,  определяли его позицию  в слове, запоминали зрительный образ звука. Постепенно, по мере накопления информации о буквах, дети повторяли,  в различных формах работы закрепляли, прописывали и под  руководством  родителей   изготавливали  объемные буквы из разнообразных материалов. Отсутствие  ограничений в использовании материалов для их изготовления, их оригинальность и разнообразие  значительно повысили мотивационный аспект учебной деятельности.
Единственное требование, предъявляемое к буквам  - их объемность,  было выдвинуто необходимостью развития  мелкой моторики рук детей,  подготовки руки к письму. В результате проведенной работы набралось достаточно материала, чтобы составить книгу - «Северную азбуку»  из лучших  букв и подходящих  по тематике рисунков детей.
Для закрепления навыка звукового анализа,  к каждой букве были подобраны представители растительного и животного мира нашего края, названия которых начинаются на соответствующие букве звуки.  Так на звук «БЬ» начинаются слова беркут, белка, а на звук «Б» – брусника, бобр.  Поэтому иллюстрации этих животных, растений и представлены на странице книги вместе с буквой «Б».  К этой букве ребенок сделал интересную работу - «рисунок–аппликацию», где  он нарисовал белку, затем вырезал ее и наклеил на рисунок с деревом.
Для того чтобы книга была  более функциональной и полной, я посчитала необходимым внести в неё небольшие тексты описательного характера. Через пересказ, ответы на вопросы, решение различных проблемных ситуаций увеличивается словарный запас детей, расширяется их речевая практика, развивается умение работать в группе, взаимодействовать со сверстниками и взрослым, формируется зона ближайшего развития. Например, ребятам предлагается небольшой рассказа о жительнице нашего края, чье название начинается на букву «С» – полярной сове, об  ее внешнем виде, образе жизни, о том, что она занесена в Красную книгу Мурманской области. После работы с текстом, для упражнения в подборе слов на определенную букву, ребятам предлагается ответить на вопросы (например, разбившись на команды) - какие еще названия птиц, грибов начинающихся на букву «С» они знают?
Продемонстрировать творческую фантазию детей и их родителей могут буквы «Ъ» и «Ь» знак, выполненные из раскрашенных макаронных изделий в виде звездочек и колечек. Буква «Ы»  сделана из спичек, «Ж» – из очистков цветных карандашей, подобранных и расположенных согласно спектру белого цвета – цветам радуги (от красного к фиолетовому). Буква «М» изготовлена из пористого пластилина, который после высыхания отвердевает, «Ш» – из пуговиц, пришитых к кусочку картона, «Щ» – из художественного пластика, украшенного зернышками риса и гречи, который после обжига в духовке становится гладким и прочным. К букве «Г» ребенком была сделана творческая работа, в которой представлены предметы, начинающиеся с этой буквы, сделанные из разнообразных материалов, начиная от разных круп и заканчивая цветными стеклышками, сухими листиками и пр.
Считаю важным результатом этой работы то, что и сама книга и процесс ее создания органично влились в систему коррекционно – развивающей работы,  привлекли  к совместному сотрудничеству родителей, повысив  тем самым эффективность логопедической работы, позволили проявиться детской любознательности, активности, развили мелкую моторику рук детей, создали  благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
Горб Елена Евгеньевна, учитель - логопед

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть