• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи

Ребенок, имеющий в своем речевом заключении ОНР (общее недоразвитие речи), испытывает трудности в формировании всех компонентов речевой системы. И коррекционное воздействие на такого ребенка должно осуществляться не однобоко (решение видимых проблем), а всесторонне, устраняя все возможные причины нарушения. В статье предлагаются 12 направлений коррекционной работы для комплексного воздействия на детей с ОНР. Каждое направление преследует свои цели, представленные в порядке постепенного усложнения.
Шишковская  Наталья  Анатольевна,
    учитель-логопед 1 квалификационной категории,
    МДОУ детский сад комбинированного вида №13 , п. Белореченский, Усольского р-на, Иркутской обл..
    
    Ребенок, имеющий в своем речевом заключении ОНР (общее недоразвитие речи),  испытывает трудности в формировании всех компонентов речевой системы. И коррекционное воздействие на такого ребенка должно осуществляться не однобоко (решение видимых проблем), а всесторонне, устраняя все возможные причины нарушения. В статье предлагаются 12 направлений коррекционной работы для комплексного воздействия  на детей с ОНР.  Каждое направление преследует свои цели, представленные в порядке постепенного усложнения.
    
    1.     Обследование речи (с 1 по 15 сентября, с 15 по 30 мая)
    
    Цель:  1)   Выявить    уровень    сформированности    речи    детей,    провести
    
    количественный и качественный анализ полученных данных;
    
    2)  На  основе  анализа  полученных  данных  наметить  пути  основных направлений развития речи, разработать индивидуальные и фронтальные планы коррекционной работы.
    
    2.   Развитие речевого внимания, слуховой памяти
    
    Цель: 1) Учить различать неречевые звуки (различение физических звуков-ударов, звонков, звучащих предметов);
    
    2)    Учить различать по тембру голоса детей;
    
    3)    учить слушать понимать обращенные фразы, инструкции.
    
    3.   Развитие мелкой моторики
    
    Цель: 1)  Развивать тонкую моторику пальцев рук посредством пальчиковой гимнастики;
    
    2)      Учить играть в мелкие настольные игры (мозаики, шнуровки, пазлы, разрезные картинки, выкладывание узоров из палочек, спичек);
    
    3)      Учить работать на листе бумаги (обводки шаблонов, трафаретов, штриховки,    графические диктанты).
    
    4.   Развитие двигательной функции всех частей артикуляционного аппарата
    
    Цель: 1)  Укреплять мышцы губ, языка, небной занавески;
    
    2)  Учить расслаблять и напрягать мышцы языка, губ; удерживать
    артикуляционную позу; переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
    
    3)  Развивать силу, подъем языка; четкость, плавность артикуляционных движений.
    
    5.   Развитие общих речевых навыков
    
    Цель:  1)  Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
    
      2)  Развивать силу, высоту, тембр, диапазон, полётность голоса;
    
              3)  Развивать темпо-ритмическую и мелодико-интонационную выразительность голоса и речи в целом.
    
    6.  Развитие    фонематического    слуха,    навыков    фонематического анализа, синтеза, представлений
    
    Цель: 1) Учить различать слова близкие по звучанию, выделять звуки, определять наличие звука в слове, определять место звука в слове, придумывать слова с заданным звуком; анализировать звуко-слоговой состав слова, составлять схему слова.
    
    7.  Развитие звукопроизношения
    
    Цель: 1)Продолжать работу по постановке, автоматизации, дифференциации нарушенных звуков на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях;
    
    2)    Развивать кинестетические ощущения отрабатываемых звуков;
    
    3)    Уточнять их артикуляцию;
    
    4)    Учить характеризовать автоматизируемые звуки.
    
    8.  Формирование слоговой структуры слова
    
    Цель: 1) Учить делить слова на слоги неосознанно (четкое проговаривание слов,  проговаривание с ритмичными движениями руки, отстукивание, отхлопывание);
    
     2) Учить сознательному анализу слов (считать и называть количество слогов, выкладывать количество слогов схемами, называть 1-й, 2-й, 3-й, последний слог, находить и называть место заданного слога).
    
    9.  Развитие словаря
    
    Цель:    1)  Обогащать    пассивный    и    активный    словарь    номинативной,
    
    предикативной, атрибутивной лексикой, категориальными обобщениями в соответствии с программными требованиями.
    
    10.   Формирование грамматических представлений
    
    Цель:  1) Учить понимать и употреблять грамматические формы и конструкции соответственно нормам русского языка;
    
    2) Учить навыкам словоизменения и словообразования.
    
    11.   Развитие связной речи
    
    Цель: 1) Распространять бытовую фразу до сложного предложения, учить связно высказывать свои мысли;
    
    2)    Учить составлять предложения по картине;
    
    3)    Учить пересказу по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;
    
    4)    Учить составлять рассказы по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;
    
    5)    Учить описательному и сравнительному рассказу.
    
    12.   Развитие психических процессов
    
    Цель:  1) Развивать   зрительно-пространственную   ориентировку,   память,  внимание, мыслительные процессы, волевые качества.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть