• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей

Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей Введение
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи:
- Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.
- На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Наблюдения показывают, что дошкольники с нарушением грамматического строя речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и резким отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. А так же не высокой памятью, низкой концентрацией внимания, недостаточной сформированностью различных видов восприятия.
       Формирование практических лексико - грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Проблема исследования заключается:

    
        в уточнении представлений об уровне развитии речевых и неречевых психических функций у детей дошкольного возраста с ОНР;
    
        в расширении знаний о структуре и проявлении нарушений  в речевых и неречевых процессов у данной категории детей;
    
        в определении взаимосвязи состояния неречевых психических процессов и речи;
    
        в обобщении и дополнении содержания  дифференцированной логопедической работы по коррекции и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления у детей, имеющих недоразвитие речи.

Для коррекции грамматического строя речи проводятся занятия по формированию практических грамматических умений,    и     это       осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений. 
Открытый просмотр комплексного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств речи для детей старшей группы.
Тема «В лесу»  (проводится зимой).
Цель занятия:
Преодоление речевых нарушений путем совершенствования лексико-грамматического строя речи   и  коррекции двигательной сферы с применением логоритмических упражнений.
Задачи занятия:

    
        Развитие мышления, внимания и памяти
    
        Развивать активный и пассивный словарь
    
        Закреплять названия диких животных и их детенышей
    
        Упражнять в использовании слов-названий животных в родительном и творительном падежах. Закреплять значение предлогов на, под, за, у.
    
        Учить слушать вопрос и в соответствии с ним ставить существительное в нужный падеж.
    
        Учить образованию притяжательного прилагательного.
    
        Развивать зрительное восприятие, гимнастику для глаз.
    
        Ввести в активный словарь слова: петлял, заметала, рыскал, перепрыгивала.
    
        Логоритмические упражнения
    
        Имитация движений животных
    
        Развитие чувства ритма, темпа
    
        Развитие фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
    
        Воспитание личностных качеств: уверенности, грамотности, артистичности и т д.

Оборудование:
Елки, мягкие игрушки, картина-пейзаж зимнего леса, картинки с изображениями диких животных средней полосы и их детенышей, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Звучит песня «В лесу родилась елочка». Затем садятся на стулья:
- Ребята как вы думаете, куда мы с вами пришли?
- В лес!
- Посмотрите, как красиво в лесу!
Все любуются окружающим лесом и его обитателями (опорный материал).
Существительные в родительном падеже.
- Как вы думаете, кого мы можем встретить  в лесу?
Дети отвечают
- Медведей, волков, лис, зайцев, белок и т д.
- Как их назвать одним словом?
- Дикие животные.
Игра «Узнай животное».
-А сейчас мы поиграем
-Я дотронусь до вас, а вы превратитесь в разных животных.
(Ребята имитируют движения разных животных)
- Что делает волк? (лиса, заяц, белка и т д)
Дети отвечают полным ответом:
        - Волк рыщет в лесу в поисках пищи
        - Медведь спит в берлоге
        - Белка перепрыгивает с ветки на ветку
        - Заяц петляет по лесу
        - Лиса заметает своим хвостом следы
Детеныши животных. Употребление существительных в творительном падеже во множественном числе.
- Кем были волки, когда были маленькими?
- Волчатами
Также спрашиваю о зайцах, медведях, белках и лисах.
Отвечают дети:  - лисятами,
                             - бельчатами
                             - зайчатами
                             - медвежатами
- А кто хочет рассказать стихотворение о животных, и их детенышах?
   Сейчас Катя и Никита расскажут нам стихотворение о белке с бельчатами и о медвежонке.
- Молодцы садитесь!
Притяжательные местоимения
- Чей хвост у лисы?
- Лисий
- Чей хвост у волка?
- Волчий       и т д.
Логоритмическое упражнение.
- Сейчас мы представим, что мы зайчата.
- Давайте возьмемся за руки. Зайчата любят слушать музыку, вот и мы будем под нашу песенку изображать зайчат.
Играет музыка.  Дети песню сопровождают ритмическими движениями.
Проводится логоритмическая разминка.

    
        
            
                «Зайка по лесу скакал  
                Зайка корм себе искал   
                Вдруг у зайки на макушке
                Поднялись как стрелки ушки
                Прыгнул в бок  и обернулся,
                И под кустиком свернулся
            
            
                   Дети прыгают
                   в ритм стихотворения  
                   Дети пальчиками на макушке
                   показывают «ушки»
                  Под ритм стихотворения и слова
                  дети выполняют движения
            
        
    

 
Употребление предлогов в речи.
Рассматриваем животных, которые находятся на елке, под елкой, за елкой, у елки
Дети составляют предложения с данными предлогами
 
Изображение лисы. Речь в сочетании с имитационными движениями.

    
        
            
                У лисицы острый нос, 
                У нее пушистый хвост.
                Шуба рыжая лисы
                Несказанной красоты.
                Лиса павою похаживает
                Шубу рыжую поглаживает.
            
            
                  Дети читают стихотворение
                  с выражением, эмоционально,
                  артистично изображая лису,
                  выполняя имитационные
                  движения
                 
            
        
    

 
Итог занятия
- Где мы сегодня гуляли?
- В лесу?
- Что вам понравилось в лесу?
- И мне понравилось. А еще мне понравилось, как вы занимались.
- Молодцы! 
 
Оценка результатов
Оценка результатов проводилась на основе вышеназванного принципа по методике Марковской И. Ф. В ее методике оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих факторов:
1) Тяжесть и распространенность нарушений психических функций;
2) Определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий
3)  Восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора.
 
Оценка результатов проводилась по 5-ти балльной шкале:

    
        5 баллов — задание выполняется правильно;
    
        4 балла — правильное выполнение, но замедленное;

ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

    
        3 балла — ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоционального подкрепления;
    
        2 балла — наличие выраженных расстройств: персеверации, стойкие эхопраксии, утрата программы действия;

помощь экспериментатора приводит к нестойкой коррек­ции ошибок;

    
        1 балл — задание недоступно, помощь не эффективна.

 
          Балльные оценки соответствовали уровням выполнения заданий:
высокий (5 б),
выше среднего (4 б),    
средний (3 б),
ниже среднего (2 б),
низкий (1 б). 
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения,  зависят от вовремя проведенной логопедической коррекции.
Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются  его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть