• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей

Коррекция лексико-грамматических средств речи у детей Введение
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи:
- Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.
- На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.
Наблюдения показывают, что дошкольники с нарушением грамматического строя речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и резким отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. А так же не высокой памятью, низкой концентрацией внимания, недостаточной сформированностью различных видов восприятия.
       Формирование практических лексико - грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений.
Проблема исследования заключается:

    
        в уточнении представлений об уровне развитии речевых и неречевых психических функций у детей дошкольного возраста с ОНР;
    
        в расширении знаний о структуре и проявлении нарушений  в речевых и неречевых процессов у данной категории детей;
    
        в определении взаимосвязи состояния неречевых психических процессов и речи;
    
        в обобщении и дополнении содержания  дифференцированной логопедической работы по коррекции и развитию восприятия, внимания, памяти, мышления у детей, имеющих недоразвитие речи.

Для коррекции грамматического строя речи проводятся занятия по формированию практических грамматических умений,    и     это       осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у дошкольников грамматических закономерностей и обобщений. 
Открытый просмотр комплексного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств речи для детей старшей группы.
Тема «В лесу»  (проводится зимой).
Цель занятия:
Преодоление речевых нарушений путем совершенствования лексико-грамматического строя речи   и  коррекции двигательной сферы с применением логоритмических упражнений.
Задачи занятия:

    
        Развитие мышления, внимания и памяти
    
        Развивать активный и пассивный словарь
    
        Закреплять названия диких животных и их детенышей
    
        Упражнять в использовании слов-названий животных в родительном и творительном падежах. Закреплять значение предлогов на, под, за, у.
    
        Учить слушать вопрос и в соответствии с ним ставить существительное в нужный падеж.
    
        Учить образованию притяжательного прилагательного.
    
        Развивать зрительное восприятие, гимнастику для глаз.
    
        Ввести в активный словарь слова: петлял, заметала, рыскал, перепрыгивала.
    
        Логоритмические упражнения
    
        Имитация движений животных
    
        Развитие чувства ритма, темпа
    
        Развитие фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
    
        Воспитание личностных качеств: уверенности, грамотности, артистичности и т д.

Оборудование:
Елки, мягкие игрушки, картина-пейзаж зимнего леса, картинки с изображениями диких животных средней полосы и их детенышей, музыкальное оформление.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Звучит песня «В лесу родилась елочка». Затем садятся на стулья:
- Ребята как вы думаете, куда мы с вами пришли?
- В лес!
- Посмотрите, как красиво в лесу!
Все любуются окружающим лесом и его обитателями (опорный материал).
Существительные в родительном падеже.
- Как вы думаете, кого мы можем встретить  в лесу?
Дети отвечают
- Медведей, волков, лис, зайцев, белок и т д.
- Как их назвать одним словом?
- Дикие животные.
Игра «Узнай животное».
-А сейчас мы поиграем
-Я дотронусь до вас, а вы превратитесь в разных животных.
(Ребята имитируют движения разных животных)
- Что делает волк? (лиса, заяц, белка и т д)
Дети отвечают полным ответом:
        - Волк рыщет в лесу в поисках пищи
        - Медведь спит в берлоге
        - Белка перепрыгивает с ветки на ветку
        - Заяц петляет по лесу
        - Лиса заметает своим хвостом следы
Детеныши животных. Употребление существительных в творительном падеже во множественном числе.
- Кем были волки, когда были маленькими?
- Волчатами
Также спрашиваю о зайцах, медведях, белках и лисах.
Отвечают дети:  - лисятами,
                             - бельчатами
                             - зайчатами
                             - медвежатами
- А кто хочет рассказать стихотворение о животных, и их детенышах?
   Сейчас Катя и Никита расскажут нам стихотворение о белке с бельчатами и о медвежонке.
- Молодцы садитесь!
Притяжательные местоимения
- Чей хвост у лисы?
- Лисий
- Чей хвост у волка?
- Волчий       и т д.
Логоритмическое упражнение.
- Сейчас мы представим, что мы зайчата.
- Давайте возьмемся за руки. Зайчата любят слушать музыку, вот и мы будем под нашу песенку изображать зайчат.
Играет музыка.  Дети песню сопровождают ритмическими движениями.
Проводится логоритмическая разминка.

    
        
            
                «Зайка по лесу скакал  
                Зайка корм себе искал   
                Вдруг у зайки на макушке
                Поднялись как стрелки ушки
                Прыгнул в бок  и обернулся,
                И под кустиком свернулся
            
            
                   Дети прыгают
                   в ритм стихотворения  
                   Дети пальчиками на макушке
                   показывают «ушки»
                  Под ритм стихотворения и слова
                  дети выполняют движения
            
        
    

 
Употребление предлогов в речи.
Рассматриваем животных, которые находятся на елке, под елкой, за елкой, у елки
Дети составляют предложения с данными предлогами
 
Изображение лисы. Речь в сочетании с имитационными движениями.

    
        
            
                У лисицы острый нос, 
                У нее пушистый хвост.
                Шуба рыжая лисы
                Несказанной красоты.
                Лиса павою похаживает
                Шубу рыжую поглаживает.
            
            
                  Дети читают стихотворение
                  с выражением, эмоционально,
                  артистично изображая лису,
                  выполняя имитационные
                  движения
                 
            
        
    

 
Итог занятия
- Где мы сегодня гуляли?
- В лесу?
- Что вам понравилось в лесу?
- И мне понравилось. А еще мне понравилось, как вы занимались.
- Молодцы! 
 
Оценка результатов
Оценка результатов проводилась на основе вышеназванного принципа по методике Марковской И. Ф. В ее методике оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих факторов:
1) Тяжесть и распространенность нарушений психических функций;
2) Определение ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий
3)  Восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора.
 
Оценка результатов проводилась по 5-ти балльной шкале:

    
        5 баллов — задание выполняется правильно;
    
        4 балла — правильное выполнение, но замедленное;

ребенок самостоятельно находит средства коррекции;

    
        3 балла — ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоционального подкрепления;
    
        2 балла — наличие выраженных расстройств: персеверации, стойкие эхопраксии, утрата программы действия;

помощь экспериментатора приводит к нестойкой коррек­ции ошибок;

    
        1 балл — задание недоступно, помощь не эффективна.

 
          Балльные оценки соответствовали уровням выполнения заданий:
высокий (5 б),
выше среднего (4 б),    
средний (3 б),
ниже среднего (2 б),
низкий (1 б). 
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения,  зависят от вовремя проведенной логопедической коррекции.
Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются  его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению