• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Отчет по теме самообразования: «Развитие речи. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у дошкольников с ОНР».

Отчет  по теме самообразования:
«Развитие речи.  Формирование  цветовосприятия и      цветоразличения у дошкольников с ОНР».
Учитель-логопед: Тугова Людмила Михайловна
МКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья  «Надежда»
 
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
В поведении детей - логопатов преобладают эмоциональная неустойчивость, тревожность, протесты, отказы. Кроме того, наблюдения логопедов-практиков говорят о том, что дети, страдающие тяжелыми нарушениями речи, испытывают трудности в определении цвета предметов, не дифференцируют цветовую гамму окружающей действительности.
 
В начале учебного года было проведено обследование уровня сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников разновозрастной старшей - подготовительной к школе группы комбинированной направленности, зачисленных на логопедический пункт при детском доме на 2012-2013 учебный год. Все воспитанники.  имеют ТНР (ОНР II уровня. Дизартрические расстройства. С низким уровнем познавательной деятельности.)
Обследование включало:
- исследование цветового гнозиса (восприятие и дифференциация цвета);
- исследование атрибутного словаря (назвать цвет);
- исследование состояния грамматического строя речи (способности словоизменения).
Обследование велось по протоколам, в которых регистрировались все данные о том, как ребенок выполнял каждое задание. Для удобства обработки результатов я вывела балльную  систему оценки.
см. Презентацию к отчету  в ПРИЛОЖЕНИИ
По результатам диагностики было выявлено, дети дошкольной разновозрастной группы комбинированной направленности:
-  не обращают внимания на окраску предметов; 
- с ошибками соотносят цвета;
- многие не знают их названия, плохо их дифференцируют;
- они  заменяют названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот не является стойким;
- малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние.
см. Презентацию к отчету  в ПРИЛОЖЕНИИ
В современном обществе большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у воспитанников дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Все это натолкнуло меня на то, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветового восприятия и цветоразличения.
Цель исследования: смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на логопедических и интегрированных занятиях, который позволяет обеспечить развитие воспитанников с общим недоразвитием речи, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность.
Объектом исследования является процесс цветовосприятия и цветовоспроизведения на логопедических и интегрированных занятиях.
Предмет исследования - процесс формирования цветовосприятия, и цветовоспроизведения у воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности.
Проблема, предмет и цель исследования определили необходимость решения следующих задач:

    
        Выявить уровень сформированности способностей воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности, к различению локального цвета.
    
        Экспериментально проверить методику обучения, позволяющую корректировать и развивать способности к цветоразличению и цветовоспроизведению на логопедических и интегрированных занятиях.
    
        Разработать рекомендации и собрать материалы в методическое пособие  по совершенствованию  процесса обучения цветовосприятию  и цветоразличению воспитанников дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: совершенствование процесса формирования цветовосприятия у воспитанников возможно, если разработать и внедрить в учебный процесс обучающую методику с гибкой структурой, построенную на следующих основных положениях:

    
        формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении    свойств одного какого-либо цвета на каждом занятии;
    
        реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их на интегрированных занятиях;
    
        использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, дидактических материалов, позволяют  обеспечить овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать.
Поставленная мною цель обусловила выбор задач:

    
        Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
    
        Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
    
        Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
    
        Способствовать развитию творческих проявлений детей.
    
        Совершенствовать коммуникативные качества, развивать умение гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.

Критериями  оценки  ожидаемых  результатов  являются  сравнения  диагностических  данных   детей по  заданным  параметрам  в начале  учебного  года и  в конце  учебного  года.
Ожидаемый  результат. Предполагается,  что  дети,  которые  получили  комплексную  систему  коррекционного  воздействия,  будут  обладать  следующими  знаниями, умениями и навыками:
 - умеют дифференцировать цвета;
- знают названия цветов;
- умеют правильно употреблять их в речи.
Восприятие цвета предмета отличается тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок (как, например восприятие формы и величины). Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой. Поэтому систему работы по развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения разделила на три этапа. На каждом этапе  предлагались детям развивающие игры с определенным содержанием.
I этап - учить детей различению цветов
На этом этапе воспитанникам предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.
Первые игры и упражнения проводились с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу, побуждая их к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менялись предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет.
Игры помогли детям выделить цвет как отличительный признак и совершенствовали зрительное восприятие: у детей постепенно формировался устойчивый образ цветового тона.
II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета
Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от  другого.
Игры и упражнения на этом этапе подбирались так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давались названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного, а затем дополнительных цветов и оттенков.
С помощью этих игр я учила детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось, только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.
III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете
Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии. Предлагаемые мною игры, помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми.
Игры, предложенные в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи".
Расширяя представления воспитанников о цвете, мы использовали опыт логопеда-практика: Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения на интегрированных занятиях с воспитателем А.М. Дидковской. Эти занятия позволяют осуществлять преемственность в работе логопеда и воспитателя.
Настоящее пособие содержит конспекты девяти тематических занятий, отражающих систему работы по закреплению у воспитанников умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи.
Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь воспитанников, что является одной из важнейших задач, стоящих передо мной. Кроме ведущей цели – развития цветовосприятия и цветоразличения, - в них предусмотрены развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, мышления и т.д.
Каждый конспект завершается «Домашним заданием», адресованным воспитателям. Такая дополнительная работа с ребёнком необходима для закрепления знаний, полученных на занятии. Ребёнок ещё раз рассмотрит картинки, вспомнит очередную сказку, нарисует и раскрасит картинки, назовёт освоенные им цвета.
На  основе  проведенного мною  повторного обследования  я пришла  к  выводу,  что, использование развивающих игр на логопедических и проведение интегрированных занятий  значительно  повышают  уровень  сформированности цветовосприятия и цветоразличения воспитанников.
Об  этом  свидетельствуют  данные,  занесенные  в  таблицу .  см. Презентацию к отчету  в ПРИЛОЖЕНИИ
Сравнивая результаты первого и второго обследования, мы видим, что после проведенной коррекционной работы результаты испытуемых по всем заданиям значительно улучшились.
           В  результате  обучения  положительная  динамика  была  отмечена  в  различных  видах  деятельности  испытуемых  (рисовании,  речи,  игре),  в  развитии  произвольного  поведения.    Одним  из  значимых  достижений  явилось  наличие  положительных  изменений  в  развитии  всех    воспитанников.
Об  этом  свидетельствуют  данные,  занесенные  в  таблицу .  см. Презентацию к отчету в  ПРИЛОЖЕНИИ
Таким образом, использование развивающих игр на логопедических занятиях и проведение интегрированных занятиях привело к формированию у детей устойчивого зрительного образа цветового тона, что позволило им правильно различать и называть цвета предметов в самых разных условиях. "Разноцветные сказки", в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.
Цель – выполнена.
     Разработаны контролирующие задания для воспитанников, позволяющие выявить качество усвоения знаний о цвете и сформированность умений цветовоспроизведения (Приложение 1).
    Подобран  комплекс упражнений и дидактических игр, направленный на формирование и развитие цветовосприятия и цветовоспроизведения  у воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности группы; 
     Экспериментально проверена  методика обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на интегрированных занятиях Н.В. Нищевой «Разноцветные сказки», позволяющая повысить эффективность обучения воспитанников разновозрастной группы комбинированной направленности.
     Составлены и выданы рекомендации «Альбом. Разноцветные сказки» для воспитателей к проведению индивидуальных занятий, направленных на закрепление знаний, полученных на занятии.
     Выступила на педагогическом совете в детском доме с отчетом по теме самообразования (март 2013 года).
     Проведено открытое интегрированное занятие на семинаре в детском доме из цикла «Разноцветные сказки» по теме: «Путешествие в «Фиолетовую сказку» (апрель 2013 года).
     Проведено заключительное открытое интегрированное  занятие по теме: «Путешествие в «Разноцветную сказку» (май 2013 года).
     Выступила на РМО учителей-логопедов с отчетом по теме самообразования "Развитие речи. ормирование цветовосприятия и цветоразличения"
Спасибо за внимание!                                                                                                      Учитель-логопед: Тугова Л.М.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть