• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Особенности работы по формированию навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи Представлен опыт работы по профилактике нарушений чтения и письма в старшей и подготовительной к школе логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности работы по формированию навыков чтения и письма
у детей  с  нарушениями речи
Из опыта работы по профилактике нарушений чтения и письма в старшей и подготовительной логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Последние годы учителя начальных классов наблюдают увеличение количества младших школьников, у которых отмечаются нарушения письменной речи. Значительное место среди них занимают дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Как правило, еще в дошкольном возрасте они попадают в специальные логопедические группы. Я работаю в комбинированном детском саду, в состав которого входят логопедические группы для детей с ТНР.  У нас обучаются дети с общим недоразвитием речи II-III уровня (ОНР), заиканием, ринолалией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), отягощенным дизартрическим компонентом.
Анализируя особенности комплектования групп, я обратила внимание на то, что у детей имеются:

    
        Наличие неврологической симптоматики, которая зависит от особенностей протекания беременности, родовой деятельности и первого года жизни ребенка.
    
        Заболевания носоглотки.
    
        Особенности формирования стопы.
    
        Частые ОРВИ.
    
        Особенности развития сердечно-сосудистой системы.
    
        Генетические нарушения.

Кроме этого у подавляющего большинства детей отмечается снижение объема памяти и внимания, слабая работоспособность, неустойчивость эмоционального фона.
В логопедической группе, где я работаю в настоящее время, на момент зачисления у 46% детей была зафиксирована задержка речевого развития, у 62% неврологи диагностировали дизартрию.
Перечисленные выше факторы  негативно влияют на усвоение детьми программного материала и снижают результативность коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда.
Следовательно, для достижения максимальных положительных результатов от специалиста требуется особый подход к ознакомлению с учебным материалом, его актуализации и закрепления.
Учащихся логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи испытывают серьезные затруднения при обучении чтению и письму. А значит, в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учитель-логопед должен уделить особое внимание  разделам работы, связанным с подготовкой к обучению грамоте и творчески подойти к самому процессу обучения чтению и письму.
Цель данной статьи:

    
        показать особенности работы по формированию навыков чтения и письма у детей с ТНР;
    
        определить значение и способы самопроверки при выполнении заданий старшими дошкольниками с нарушениями речи.

 Очевидно, что работу по подготовке к обучению грамоте и профилактике ошибок в письменной речи учитель-логопед  начинает задолго до самого процесса знакомства с буквами. Занятия по воспитанию правильного звукопроизношения, развитию фонематических процессов, формированию навыков звукового анализа и синтеза закладывают прочный фундамент для правильного чтения и грамотного письма. 
  В коррекционно-развивающей и образовательной деятельности учителя-логопеда четко определены разделы,  которые поэтапно формируют умения и навыки письменной речи. К ним относятся:

    
        Формирование понятия слово
    
        Формирование понятия предложение
    
        Формирование понятия звук
    
        Формирование понятия схема (слога, слова, предложения)
    
        Формирование понятий буква, слог
    
        Овладение навыками чтения
    
        Овладение навыками письма

Основной вид деятельности дошкольника – игра. Игровые технологии призваны облегчить формирование представлений   и сделать изучаемый материал доступным и понятным для ребенка.
Работая с детьми с ТНР, учитель-логопед сталкивается с тем, что для прочного усвоения материала не достаточно использования только традиционных методов и приемов. Появляется необходимость в дополнительном инструментарии, который облегчит понимание и закрепление наиболее трудных понятий и представлений в курсе  подготовки к обучению грамоте.
Практические рекомендации кинезиологов и эвритмистов помогли мне обратить внимание на возрастающее значение слова, усиленного целенаправленным движением . Я предположила, что рационально и обосновано включить в педагогический процесс обыгранные комбинации движений и слов.
Рассмотрю подробнее содержание обозначенных выше разделов работы с описанием  авторских разработок, которые позволяют мне формировать у дошкольников с ТНР устойчивые осознанные умения и навыки, способствующие успешному обучению  по программе общеобразовательной школы.
Работа с понятием слово
При формировании понятия «слово» большое внимание уделяю его зрительному образу, которым является знак-символ (горизонтальная прямая линия).
Появление этого знака происходит в ходе совместной деятельности с детьми.
Предлагаю рассмотреть варианты следов, которые оставляют после себя на листе бумаги мокрые ладони, кукольные башмачки, лапки кошки. Затем создается проблемная ситуация: может ли слово оставить след? Для ее решения использую предмет (например, мяч) и картинку с его изображением. В ходе рассуждения помещаю картинку на лист бумаги и подчеркиваю ее нижнюю границу фломастером – остался след. Одна картинка, один след, одно слово. Таким образом, слово-невидимка приобретает для детей четкие границы.
Работа с понятием предложение
При работе с предложением использую иной способ контроля. Тактильное восприятие слова, как самостоятельной единицы в составе предложения, осуществляю через движение кистей рук.
Слова «выезжают» на пальцах из сжатой в кулак ладони. Вместе с каждым пальцем может «выехать» всего лишь одно слово. Таким образом, сколько в предложении слов – столько и пальцев открыто на ладони ребенка. Такой подход помогает воспринимать слово целиком, а не делить его на слоги, как это часто делают дети с ТНР. Так в предложении «Мама купила булку» по мнению ребенка может быть 7 слов ((Ма-ма ку-пи-ла бул-ку ).
Большое значение придаю работе со схемой предложения. Именно она позволяет  наглядно увидеть границы предложения, пробелы между словами, познакомиться с его «защитой».
Определение характеристики звука
Понятия гласный звук - согласный звук для дошкольников с ТНР очень близки по звучанию, поэтому у многих детей возникают трудности в их дифференциации. Подбирая  сочетания движений и слов, отражающие понятия, характеризующие звуки, я остановилась на движениях рук на уровне  лица и груди. В результате получились следующие комбинации:

    
        Пропевание гласных звуков с одновременным разведением ладоней до уровня висков (открылись ГЛАЗки – звук ГЛАСный) опорное слово ГЛАЗКИ
    
        Произнесение согласного звука с одновременным незначительным разведением ладоней  в области носа (виден только ноСССС – Согласный звук) опорное слово НОС
    
        Громкое произнесение звука с последующим постукиванием кулака об кулак (ТВЕРДЫЙ, как КАМЕШЕК, звук) опорное слово КАМЕШЕК
    
        Громкое произнесение звука с последующим поглаживанием ладони об ладонь (МЯГКИЙ, как ПЕРЫШКО, звук) опорное слово ПЕРЫШКО

Дети восприняли данные жесты и слова с интересом, легко их запомнили. Процесс определения характеристики звука превратился в игру. Количество ошибок сократилось до минимума. Постепенно от сочетания имитационного движения и называния опорного слова дети стали переходить к движению с обозначением  непосредственно характеристики звука по этой позиции.
Наглядные приемы  образования слияния звуков. Знакомство с понятием схема.
Для успешного овладения чтением  и письмом ребенок должен научиться правильному объединению звуков в слоги, которые потом перенесет на буквенный материал. Объяснить детям принцип слияния  звуков и научить использовать его в  самостоятельной деятельности мне помогли ЗНАКИ-ПОДСКАЗКИ.  Процесс создания этих знаков также проходит в совместной игровой деятельности  учителя-логопеда и детей.
Детям предлагается придумать жест, который покажет, что два человека большие друзья. Чаще всего дошкольники сами показывают нужный педагогу жест – кладут руки на плечи друг другу. Это движение рук переносится на графический символ ДУГА. Считаю важным обращать внимание детей на закономерность: обнялись два человека – подружились два звука.
Сразу же начинается работа по определению пары звуков, удобной для слияния:
- рядом стоят два гласных звука;
-рядом стоят гласный и согласный звуки;
-рядом стоят согласный и гласный звуки.
Далее обыгрывается ситуации, когда ребенок еще не нашел себе друга. В итоге появляется еще один знак – ТОЧКА.
Указанные знаки-подсказки помогают детям ориентироваться, когда звуки поются слитно, а в каких случаях их надо произносить отдельно. Это значительно облегчает процесс чтения схем прямых, обратных слогов, а так же слогов со стечением согласных звуков. На данном этапе работы хорошо себя зарекомендовали имитационные картинки для согласных звуков и символы для гласных звуков (методика предложена Т.А.Ткаченко)
Работа с понятиями буква, слог. Овладение навыками чтения
При обучении  чтению  переносим уже сформированные навыки на печатный текст. Вначале дети учатся читать слоги при помощи знаков-подсказок, обозначенных педагогом.  Постепенно переходят к чтению слогов со стечением согласных букв и слов разной степени сложности. Изображение дуги и точки позволяет дошкольникам сориентироваться, какие звуки поются слитно, а какие следует произносить отдельно. За это время ребенок овладевает умением самостоятельно использовать знаки-помощники для деления слов на удобные для чтения части. Затем научается   мысленно обозначать символы в процессе чтения слогов, слов и предложений.
Овладение навыками письма
При  работе в тетради  с первых дней даю детям рациональный способ письма под диктовку. Для этого прибегаю к помощи ладони и подбородка. Дети к этому времени хорошо справляются со слоговым и звуковым анализом слов, самостоятельно разделяя их таким способом на удобные части. Поэтому могут диктовать себе слоги при письме не отдельными звуками, а целиком.
В итоге такого системного подхода педагог вправе ожидать от детей правильного чтения, грамотного письма и минимального количества ошибок.
К сожалению, дети с ТНР не оправдывают этих ожиданий. Слабый самоконтроль, неустойчивое внимание, сниженный уровень развития психических функций мешают им сосредоточиться на задании, проанализировать его и найти способ верного выполнения, а потом самостоятельно оценить результат.
Даже при хорошей динамике в коррекции звукопроизношения и значительном развитии фонематических процессов, учащиеся логопедических групп допускают много ошибок во время самостоятельного чтения и письма.
Типичные ошибки дошкольников с ТНР:
-отсутствие пауз между языковыми единицами при чтении (слова, предложения);
-отсутствие пробелов между языковыми единицами при письме (слоги, слова, предложения);
-пропуск, замена и искажение букв, слогов при чтении слов разной степени сложности;
-пропуск, замена и искажение букв, слогов при написании слов разной степени сложности;
-добавление лишних букв, слогов при чтении слов разной степени сложности;
-добавление лишних букв, слогов при написании слов разной степени сложности;
-опускание заглавной буквы в начале предложения при письме;
-отсутствие точки в конце предложения при письме.
Выход – научить дошкольников с ТНР доступным способам самопроверки, которые сначала помогут находить и исправлять ошибки, а в дальнейшем и предупредят их появление. На мой взгляд, умение самостоятельно обнаруживать ошибки и исправлять их является важным фактором успешной подготовки ребенка к школьному обучению.
«На ошибках учатся», - гласит народная мудрость. Значит, развивая навыки самопроверки, можно и нужно улучшать качество письменных работ дошкольников.
Оказалось, что  предыдущие этапы работы сформировали все необходимое для того, чтобы ребенок смог сам себя проверить и при необходимости исправить ошибку. Во время самопроверки детям предлагается использовать уже знакомые им ЗНАКИ-ПОМОЩНИКИ.
 При чтении написанного слова ребенок расставляет данные знаки и сразу определяет, правильно ли написано слово. Контроль правильности выполнения задания превращается в игру.  И даже если ребенок обнаруживает ошибку, он не испытывает чувства вины, а учится в следующий раз быть внимательнее.
К концу обучения в подготовительной к школе логопедической группе у наших учеников количество ошибок значительно сократилось. В основном их допускают дети, которые пропустили более 1/3 от общего объема учебного времени.
Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности применения рассмотренных форм и методов взаимодействия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи.
Литература:

    
        Базовая программа «От рождения до школы. Примерная основная образовательная общераразвивающая программа дошкольного обучения»  под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
    
        Коррекционные программы: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной
    
        «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной
    
        Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников» Раздел «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии»
    
        Л.Е.Белоусова «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»
    
        Т.А.Ткаченко «Система коррекции общего недоразвития речи у детей»

Электронные образовательные ресурсы:

    
        Сайт «О детстве» www.o-detstve.ru
    
        Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» www.festival.1september.ru

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению