• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Почему ребенок не научился говорить правильно?

Ребенок родился, сделал первый шаг, сказал первое слово. Его детская речь так умиляет. Но вот малышу уже 4, 5 и, наконец, 6 лет, а его речь по-прежнему во многом остается детской. Теперь родители уже не умиляются, а огорчаются. Многие родители почему-то ждут «магических» 5 лет и только тогда обращаются к логопеду. Это ошибка. На консультацию к логопеду нужно приходить как можно раньше. Позже уже приходится исправлять неправильно сформированные звуки.
 
Почему ребенок не научился говорить правильно?
Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произношении звука язык занимает определенное место. Произнесите, например, звук «ш-ш-ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается» к небу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» звучит по иному: это не его место. Попробуйте еще раз произнести звук «ш-ш-ш», опустив кончик языка на нижние зубы. Получится звук «с-с-с». Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится нечистым. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребенок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка – шапка, зяба – жаба, вапа – лапа и т.п.).
По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребенок говорит чисто. Там, где подвижность языка остается вялой или напряженной, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребенок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или три года, у него остаются проблемы со звуками.
 
Почему язык бывает недостаточно подвижным?
Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.
Видимые причины
– Различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов.
– Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдается вперед.
– Короткая уздечка языка (подъязычная связка).
В норме ее длина составляет 1,5 см. Если у ребенка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на «коротком поводке»). Но не спешите ее подрезать. Уздечка очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.
Невидимые причины
Как и все невидимые, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребенка, и он начинает говорить только после 2-3 лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого произношения подвижности языка.
Невидимые причины – это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжелые роды. Частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2-3 лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).
 
Что необходимо для правильного звукопроизношения
Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, уздечки. Но прежде нужно уточнить, какие именно звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении. Представим их живущими вот в таком домике (см. домик звуков). Одни звуки «живут» на первом этаже, это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а при звуках «живущих» на втором этаже, положение языка – за верхними зубами.
Звуки Ш-Ж-Ч-Щ объединены в одно окошко неслучайно. Это значит, что положение языка или артикуляционный уклад почти одинаков.
Звук «Ж» - звонкий, и при его произношении добавляется сила голоса.
Звук «Ч» - это слитые «ТЬ+ШЬ».
Звук «Щ» - это слитные «ШЬ+Ч».
Среди этой группы звуков звук «Ш» - самый главный в их «шипящей семье». Если ребенок не умеет произносить чисто звук «Ш», то и «Ж», «Ч», «Щ» он выговаривает не очень четко.
На нижнем этаже в одном окошке собраны звуки С-СЬ-З-ЗЬ-Ц. Это семья свистящих звуков. Глава семьи у них – звук «С». Артикуляционный уклад (положение языка) при их произношении почти один и тот же.
Звук «З» - звонкий (включается голос).
Звук «Ц» - это слитное «Т+С».
Значит, если ребенок не чисто произносит «С», страдают и звуки «З», «Ц».
В семье звуков есть еще мягкие и твердые звуки. Как их услышать и различить?
В русском языке 10 гласных звуков:
А О У Ы Э – 5 девочек с твердым характером.
Я Ё Ю И Е – 5 девочек с мягким характером.
Согласные звуки – «мальчики», соединяясь со звуками – «девочками» с мягким характером, становятся твердыми (СА-СО-СЭ-СУ-СЫ).
А теперь вернемся к ребенку. Пока вы изучали краткие сведения о звуках, он утомился ждать. Предложите ему повторить за вами слова или назвать изображения на картинках по каждому из живущих в домике звуков. Результаты своего обследования запишите. Допустим это будет выглядеть так:
Р – отсутствует                    Ль –говорит чисто
Рь – отсутствует                  С-Сь-З-Зь-Ц – нарушены
Л – заменяет на В              Ш-Ж-Ч-Щ – заменяет на С-З-Ть-Сь
Взгляните еще раз на домик – ваш ребенок плохо говорит все звуки «живущее» на втором этаже. Это значит, что язык при формировании четкого звукопроизношения вяло удерживается за верхними зубами и не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения. Например: «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой, «Грибок» - подъем языка за верхние зубы.
Волшебный домик звуков
Двухэтажный домик – это твой ротик, где ЖИВУТ ЗВУКИ
2 этаж – это верхние зубы
1) Два брата Л-ЛЬ: Л – с твердым, Ль – с мягким характером
2) Два брата Р-РЬ: Р – с твердым, Рь – с мягким характером
3) Шипящая семейка: Ш-Ж-Ч-Щ. Потому что все умеют шипеть.
Ш – папа в шляпе, Ж – его жена, Ч – их дочка, Щ – их щенок.
1 этаж – это нижние зубы
Свистящая семейка С-СЬ-З-ЗЬ-Ц Потому что все умеют свистеть
 
Этот домик – твой ротик. Открой ротик. Первый этаж – это твои нижние зубы. Посмотри, на первом этаже одна большая квартира. Здесь живут звуки, которые умеют свистеть. Давайте назовем их (С-СЬ-З-ЗЬ-Ц). Поднимаемся на второй этаж. Тук-тук. Скажи, сколько здесь квартир? (3). В первой квартире живут два брата (Л-Ль). У тебя брат Л убежал. Надо вернуть его. В этой квартире тоже два брата (Р-Рь). Сейчас у тебя здесь никто не живет, но скоро в этой квартире появятся жильцы. В третьей большой квартире живет «Шипящая семейка». Их так назвали потому, что они любят шипеть. Папа в Шляпе, Ж – его Жена, Ч – их доЧка, Щ – их Щенок.
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании в этот период играет четкая и неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть