• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Пономарёва Анастасия Васильевна - учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина г. Анива, Сахалинская область

В статье обосновывается важность и необходимость развития неречевых психических процессов для эффективной коррекции речи детей.

Ключевые слова: речь, неречевые психические процессы, развитие


 
ОСОБАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ  НЕРЕЧЕВЫХ  ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ В СТРУКТУРЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ Пономарёва Анастасия Васильевна - учитель-логопед  МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина г. Анива, Сахалинская область

В статье обосновывается важность и необходимость развития неречевых психических процессов для эффективной коррекции речи детей.

Ключевые слова: речь, неречевые психические процессы, развитие

Современное общество формирует заказ на подготовку человека, способного жить в изменчивом мире, инициативного, готового к непрерывному образованию, коммуникативного, обладающего комплексом универсальных качеств и свойств личности. Наличие данных качеств невозможно без речи.

Известно, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный локальный дефект. Так,у большинства детей с нарушениями речи отмечаются своеобразие психического развития: общая эмоциональная незрелость, задержка в развитии вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. И одновременно, несформированность психических  функций оказывает большое влияние на развитие речи детей. (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев). Учёные Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков указывали, что в структуре коррекционно-педагогической работы с дошкольниками значительное место должно отводиться развитию познавательных процессов [4, 19].

Между тем, анализ программ  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи», Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» показал, что данному вопросу не уделяется должного внимания.

Большинство учителей-логопедов исправляют лишь речевые нарушения, не уделяя особого внимания развитию неречевых психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Очевидно, чтов коррекционных программах не учитываются и индивидуальные психические характеристики ребёнка.

Поэтому, я бы хотела обратить особое  внимание на то, что в структуру логопедического занятия необходимо включать упражнения, нормализующие те или иные отклонения в области анализаторной, аналитико-синтетической деятельности, то есть выделять психологическую составляющую логопедической работы.

Я уверена, что без глубоких знаний психологических особенностей детей с нарушенной речью невозможно создать эффективные условия их обучения, поскольку предпосылкой к развитию речи служат невербальные (неречевые) психические процессы.

Доказано, что речь появляется на этапе формирования наглядно-образного мышления, когда становится возможным закрепление связи между образом предмета, признака или действия и образом слова. Совершенствование мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения определяет в дальнейшем усвоение лексических, грамматических, морфологических, синтаксических закономерностей языка.

Несомненно, высшие психические функции играют важную роль в формировании речи, именно они совершенствуют речь, влияют на качественные изменения  её структуры и организации.

Становится очевидным, что на современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание должноуделяться переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации. (Р.И.Лалаева, Р.М, Боскис, Р.Е. Левина) [3, 114].

В связи с этим, на логопедических занятиях необходимо проводить работу по развитию всех компонентов психического развития не вырывая функцию речи из общей системы.

Также, системный подход к процессу коррекции речи детей, имеющим различные патологии в развитии, обосновал в своих работах  Л.С. Выготский.  «Высшие психические функции, - писал он, - строятся как системы и страдают, и вызывают страдания друг друга как системы и как части систем»( Из записных книжек Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Психология. 1971.-№2,-С.94.) [2, 59].

Хочется отметить, что нарушения речи первичного характера являются ведущим расстройством, обусловливая  вторичную, уже не  речевую  симптоматику. Расстройства речи отрицательно влияют на формирование интеллекта ребёнка, эмоционально-волевой, личностной сфер, что отражается на качестве обучения и всей жизнедеятельности в целом. Исследования В.И. Лубовского, Т.В. Розановой, Р.И. Лалаевой также  показывают, что при любых отклонениях в развитии в той или иной мере страдают речевая и связанная с ней познавательная деятельность детей [3,114].

Именно поэтому, в структуру логопедического занятия педагогу  необходимо внедрять мероприятия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия для эффективной коррекции речевых нарушений.

Для того, чтобы дети максимально усвоили учебный материал, я рекомендую учителям-логопедам соблюдать  следующие принципы развития высших психических функций (неречевые психические процессы) в структуре логопедического занятия:

-внедрять мероприятия, направленные на развитие неречевых психических процессов параллельно основной программе по коррекции речи, что позволит максимально полезно и целесообразно затрачивать время, отведённое для непосредственно-образовательной деятельности;

-осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на основе принципов развития и коррекции высших психических функций: единство развития речи и других психических процессов, принцип мотивации и динамичности восприятия, принцип поэтапного формирования умственных действий;

-максимально включать в работу анализаторы разной модальности (слуховой, зрительный, кинестетический) для более эффективного усвоения учебного материала.

Таким образом, применениедидактических игр и  коррекционных заданий, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, будет способствовать более быстрой и эффективной коррекции речи у детей, а также познавательной активности в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гребцова В.А. Психолого-педагогическая программа познавательной и эмоциональной сфер детей 5-6 лет в рамках дополнительного образования // Логопед в детском саду.-2009.-№2.-С.42-79.

2. Горбунова О.В. Методика зрительных диктантов  в процессе коррекционной работы на логопедических занятиях // Логопед. – 2013.- № 2.- С.58-59.

3. Зволейко Е.В. Курсы  «Основы логопедии» и  «Психология лиц с нарушениями речи» в системе подготовки бакалавров // Логопед.-2012.-№10.-С.110-115.

4.Ромусик М.Н  Психолого-педагогическое изучение детей с ОНР // Логопед в детском саду.-2007.-№2.-С.18-25.

5.Золотюк М.Е. Формирование проектировочной компетентности  учителей-логопедов// Логопед.-№7.-2010.-С.102-106.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению