• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КОПИЛКА УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
Подготовила: Морозова Татьяна Викторовна - воспитатель г. Ноябрьск
                                 Развитие слуха
    Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений .
           Упражнение № 1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки)
Задание №1
«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» ( Т,О,Р,К и т.д.)
Задание №2
«Назови как можно больше слов , которые заканчиваются на звук П» ( И,О,С,Л и т.д.)
Задание №3
«Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н,Э,Г,Б,Ф и т.д)
            Упражнение №2. «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу   слова)
Это упражнение имеет также несколько вариантов задания.
1.«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О,Г,Д,Ш и т.д) , сразу хлопаешь в ладоши».
Варианты: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается , или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты , как только услышишь слово ,в котором есть звук К , хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове Г хлопни 2 раза»
Лучше начинать упражнение в медленном темпе , постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить , как  у ребенка обстоят дела с реакцией.
                 Упражнение №3 «Играем со словом» (обучение звуковому  облику слова)
Задание №1.
«Придумай слово, которое начинается/оканчивается  на такой же звук, как и в лове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.
Задание №2.
«Назови, какой звук первый/ последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.
Задание №3
«Назови  все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша», и т.д.
Задание №4
« Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.
                    Упражнение №4 «Путаница»
Послушай внимательно стихотворение.
 
Кто на дереве сидит?  
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам.
Всех расставить по местам».
Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему?  Чем слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное- подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
                  Упражнение №5. «Придумай новое слово»
Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом-дым».
  Слова для изменении: сон, сок, пил, мел.
  Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
  Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
                  Упражнение №6 « Кружок»
Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.
Задание: « Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в лове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три»
Образец: МАК- 000
Внимание: подбирая слово для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв -4 , а звука три (к-о-н). Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.
Слова для диктанта: травма, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.
                            Упражнение №7 « Длиннее-короче»
 Задание:» Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают . ты ведь знаешь , что слов- это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать , а можно написать – но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать , но эго нельзя писать или читать».
Слова для сравнения: стол-столик, карандаш-карандашик, усик-усы, пес-собака, хвост-хвостик, змея-змейка, червяк-червячок.
                          Развитие словарного запаса
 Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранят в запасе памяти), так и активному (слова,  которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно,  чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
                           Упражнение № 8 « Игра в слова»
 Задание № 1
«Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.д.)
Задание № 2
 «Сейчас я буду называть тебе слово, а ты будешь мне рассказывать , что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - …, а снег -…., дождь - …, а солнце - …,
Не забудьте при каждом ответе спрашивать: « А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летит? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»
                              Упражнение № 9 «Признак»
 Задание № 1
«Скажи, если предмет сделан из железа, то, как он называется, какой он?»
Железо-
Бумага-
Дерево-
Снег-
Пух-
Стекло-
Задание № 2
«Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как  и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3
«Сравни»
По вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
По цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
По прочности - веревку и нитку, камень и глину;
По ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
По высоте - куст и дерево, гору и холм».
                      Упражнение № 10 «Угадай-ка»
Задание: «Отгадай загадку»
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит-
Сядет и укусит.     (Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал-
Кушайте, пожалуйста.   (Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».
                       Упражнение № 11 «Слова-приятели» (упражнение на синонимы)
Задание № 1
«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?»   (Грустный)
«Ценный - это какой?»
«Жесткий - это какой?»
Задание № 2
«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища?»
Задание №3
Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?
Грустный, печальный, унылый, глубокий,
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
«и», тогда из двух получится одно. «В лесу идет дождь. И гремит гром». Теперь попробуй сам.
Ярко светит солнце. Поют птицы.
Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.
Дети вышли гулять и …..
По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзом «а», «но», «хотя», «зато», «если ....то».
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова , объясните его.
                           Упражнение №12 «Слово-неприятели» (упражнение на антонимы)
Задание : «Скажи наоборот»:
Холодный, чистый, твердый, толстый;
Тупой, мокрый, старший, светлый;
Просторный, враг, верх, проиграть;
Поднять, день, утро, весна;
Зима, завтра, рано, близко;
Низко, редко, медленно, радостно;
Темно, сел, взял, нашел;
Забыл, уронил, насорил, выпрямил.
                       Упражнение № 13 « Один и много» (изменение слов по числам)
Задание № 1
«Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом  один предмет, а ты  назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например я скажу « карандаш» , а ты должен сказать « карандаши»
Книга, ручка, лампа;
Город, стул, ухо;
Ребенок, человек, стекло;
Имя, весна, друг.
Задание № 2
« А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много  предметов, а ты – один».
Когти, облака, воины, листья;
Цветы, пилы, молодцы, стебли.
                             Упражнение № 14 «Уменьшение»
Задание : «Скажи мне, как будет называться  маленький предмет? Маленький мяч- это мячик, а маленький стол-…».
Травка, рука, плечо, солнце, банка;
Стул, книга, флаг, чашка, шапка.
                             Упражнение № 15 «Закончи слово»
Задание: « Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…» ( Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова : за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.д.
                           Упражнение № 16 «Объясни слово»
Задание: «Я хочу выяснить , как много слов ты знаешь. Скажи , что такое велосипед?»
 
Нож, шляпа, мяч, письмо;
Зонтик, подушка, гвоздь, осел;
Мех, алмаз, соединить, лопата;
Меч, неприятность, храбрый, герой;
Стихотворение, азартна игра.
Цель этого упражнения- научить ребенка не только узнать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной  вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно
                   Развитие грамматических навыков
  Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического  строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.
                            Упражнение № 17 « Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям)
Задание: « Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,
Кто? Что делает? Что?
Например : Кошка лакает молоко».
Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
                            Упражнение № 18 «Закончи предложение»
Задание: «Попробуй угадай конец фразы» .
Дети ели ка…. На столе  лежит бумага и кра… . В лесу растут  гри… . В саду  растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .
                           Упражнение №19 «Добавь слова (распространение предложений)
Задание: « Сейчас я скажу предложение. Например, « мама шьет платье». Как ТВ думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза ?»
Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет  сок.
                      Упражнение №20 «Составь фразу» (образование предложений из слов)
Задание №1
«Придумай предложения, используя следующие слова:
Забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро».
Задание № 2
«Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»
1.Дымок, идет, трубы, из
2.Любит, медвежонок, мед
3.Стоят, вазе, цветы, в
4.Орехи, в, белка, дупло, прячет.
                         Упражнение № 21 « Пропавшие слова»
Задание: « Сейчас я  прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться ,  какие».
1.Тишина царит в дремучем ______. Черные_____ затянули солнце.
Птицы умолкли. Вот -вот пойдет _______.
2.Зима. Все дорожки покрыты пушистым ______. Гладким_______
Оделась река. Ребята построили высокую _______. Быстро мчатся
_______ санки. Резкий ______ бьет детям в ________. Мороз щиплет ______.  ______ не боятся мороза. Весельем горят их _____.
3.Стоит жаркая погода: небо ____, солнце светит _______. Коля и Оля идут гулять в поле ____. Они  слушают там пение маленьких _____. Они собирают ______. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ______. Маленькие дети торопятся вернуться ________. Но прежде чем они успели прийти, разразилась _______ . Дети  испугались _____ грома. Они постучались в один ____, чтобы укрыться от ссыльного ______, так как у них нет с собой ______ и их одежда совсем _______.
                        Упражнение №22 « Найди ошибку»
Задание №1
«Послушай предложения и скажи, все ли в них верно « .
Зимой в саду расцвели яблоки.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня .
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне не машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.
Задание №2
«Как нужно исправить предложение?»
                      Упражнение №23. «Объясни»
Задание :«Послушай фразу:
Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни , почему кошка недовольна.
Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.
Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни
Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.
Кто что рисовал? Объясни»
                  Упражнение  №24» Что имеется в виду»? (тренировка на понимание переносного смысла)
« Скажи , как ты понимаешь эти выражения:
Железный топор - железный человек
Золотая стрела – золотые руки
Ядовитый укус – ядовитый взгляд
Острый нож – острое слово
Низкий стол – низкий поступок
Черствый хлеб – черствый человек».
                    Упражнение №25. «Правильно или нет?»
Задание : «Как ты думаешь, можно ли так сказать ?»
Мама ставит вазу  с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.
Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»
                       Упражнение №26 . «Где начало рассказа?»
    Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок.
    Задание : «Посмотри , все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди , где начало , где конец истории, и расскажи мне , о чем она».
                      Упражнение №27 « Рассказ по картинке»
 Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще , используя любые рисунки, которые интересны ребенку.
Вот некоторые правила, которые важно соблюдать , составляя рассказ.
Важно научить ребенка видеть и  выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.
- О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?
 С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.
                     Упражнение №28 «Подбери рифму».    
Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма.     Объясни, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол-гол  .
Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам :
Каша, вой, подушка, сок;
Снег, кошка, кружок, миска;
Речка, тучка, бочка.
Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.
                    Упражнение №29 «Составь предложение».
 Задание : «Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений.
Например, я произношу предложение: «В лесу идет дождь. Гремит гром». Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению