• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Итоги вебинара "Проектирование образовательной программы детского сада ДОО в соответствии с ФГОС"

11 апреля прошел вебинар "Проектирование образовательной программы детского сада ДОО в соответствии с ФГОС", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Викторовна Микляева - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты.
    
    Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Викторовны Микляевой).
Итоги вебинара "Проектирование образовательной программы детского сада ДОО в соответствии с ФГОС" 11 апреля прошел вебинар "Проектирование образовательной программы детского сада ДОО в соответствии с ФГОС", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Викторовна Микляева - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты.
    
    Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Викторовны Микляевой):
- Как быть садам, которые входят в объединение со школой? В комплексе три детских сада, абсолютно разных. Должна быть одна образовательная программа дошкольного образования или три?
Ответ. Сады делают свою образовательную программу как часть общей ОП. Если их несколько, то они имеют право каждый делать свою ОП - как отдельное структурное подразделение. Однако, было бы логично им сделать общую пояснительную записку и основную часть программы. При этом нужно описать методическое сопровождение образовательных областей под каждый детский сад свое (в виде таблиц), а вариативные части программ - сделать разные.
- Вариативная часть программы составляется на основе тех программ, которые тоже будут в реестре и пройдут экспертизу или необязательно?
Ответ. Необязательно.
    
    - В детском саду есть логопункт. В программе прописывать это как коррекционную работу или как-то по-другому? У нас это не дополнительная услуга, всё бесплатно.
Ответ. Это основная часть программы - в виде задач индивидуального коррекционно-педагогического сопровождения образовательного маршрута детей, имеющих речевые нарушения (целевой блок программы), раздела "коррекционная работа" в образовательной области "Речевое развитие" (содержательный блок программы), модели индивидуального сопровождения детей с ОВЗ (организационный блок программы, психолого-педагогические условия). В вариативную часть программы может войти описание модели функционирования логопункта и взаимосвязи с воспитателями групп, специфики логопедической диагностики.
- Если есть в ДОУ бесплатные услуги по дополнительному образованию, то программы дополнительного образования включаются в вариативную часть?
Ответ. Нет, отразите их специфику и в основной, и в вариативной части. Вам не нужны лишние проблемы с финансированием образовательных услуг. В основной части можно дать таблицы методического обеспечения основных и дополнительных услуг при описании содержания образовательной деятельности (содержательный раздел), описать специфику предметно-развивающей и пространственной среды в рамках оказания дополнительных услуг (организационный раздел, требования к среде). В вариативной части дать классификацию дополнительных услуг и модель их реализации в детском саду, включая программно-методическое обеспечение и план работы,  принципы и формы организации образовательной деятельности (в том числе, включение доп. занятий в сетку НОД), взаимодействие специалистов и воспитателей, график индивидуальной работы с детьми и методику диагностики динамики развития способностей воспитанников.
- А если дополнительное образование платное? Как тогда это прописывать в программе?
Ответ. В вариативной части. В качестве обязательных составляющих раздела войдет модель маркетинга образовательных услуг, паспорта предоставляемых услуг и мониторинга удовлетворенности ими со стороны родителей воспитанников.
- В лицензии программы дополнительного образования (бесплатные услуги) должны быть прописаны?
Ответ. Услуги, насколько я понимаю - да. Программы - нет.
- Остается ли принцип комплексно-тематического планирования?
Ответ. Зависит от вас. Это то, что относится к вашим вариативным 40% образовательной программы.
- Региональный компонент прописывать в программе обязательно, если он не ярко выражен? Вариативная часть включает региональный и локальный компоненты, т.е. компонент ДОО. А если один из них отсутствует в программе, это недопустимо?
Ответ. Вы же хотите полного финансирования, а не на 60%. Поэтому дайте ссылку на региональные программы развития образования (там обычно есть раздел "Дошкольное образование"), принципы и программно-методическое обеспечение, которое разрабатывается в НИИ, педагогических вузах и АПКиППРО регионов (его можно посмотреть на их сайтах и дать интернет-ссылки). На уровне описания местного (как вы говорите, "локального") компонента достаточно упомянуть, что у вас разработано Положение о методическом сопровождении педагогов ДОО и Положение о мониторинге образовательной программы.
- Наталья Викторовна, мы так понимаем, что к 1 сентября 2014 года должен быть проект основной общеобразовательной программы детского сада? Если должен быть проект ООП ДО, то мы работаем по нему, или же всё это так и остаётся "проект"? И расскажите, пожалуйста, в каком режиме будут работать ДОУ с 01.09.2014 г.? Наш сад будет пилотный, и мы не знаем с чего и как начинать. А как быть обычным садам? Что им делать?
Ответ. Так планируется в "Дорожной карте", к 1 сентября должен быть опубликован реестр примерных общеобразовательных программ ДО. Часть таких программ в качестве проектов уже вывешены на сайте ФИРО. Ориентируясь на них или только на ФГОС ДО, детский сад разрабатывает свой проект образовательной программы. Он может быть готов к 1 сентября, но еще не утвержден на педагогическом совете ДОО. Вы можете рассмотреть его как проект и назначить экспертизу по результатам апробации в ДОО и адаптации к примерной программе - еще на 1-3 месяца. В итоге в декабре сможете утвердить проект. И дальше работать по нему.
    Обычные детские сады имеют право разрабатывать и дорабатывать свой проект весь переходных период, связанный с введением ФГОС ДО и примерных программ - до 1 января 2016 года. К этому времени должны будут выйти рекомендации к составлению как примерной общеобразовательной, так и образовательной программы детского сада. Поэтому на вопрос: "Что делать?" - отвечу: "Не паниковать!"
- Можно ли подробнее разобрать региональный компонент? Что мы туда будем включать?
Ответ. Нужно ориентироваться на методические рекомендации к разработке соответствующих Департаментов образования и методических центров в регионах. В целом сюда входят ссылки на региональные программы развития дошкольного образования, описание модели реализации приоритетных направлений деятельности ДОО, схем и содержания дополнительных образовательных услуг, специфики следующих разделом работы:

    
        экспериментальная работа в ДОУ,
    
        особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников,
    
        преемственность ДОУ и школы,
    
        взаимодействие с социумом.

- Значит у нас будут промежуточные целевые ориентиры и итоговые?
Ответ. Промежуточный мониторинг и итоговый по окончании учебного года. Итоговый мониторинг по окончании образовательной программы проводиться не будет.
- Коррекционная часть программы входит как 40% вариативной части?
Ответ. Нет. Это уставные задачи для "бывших" детских садов компенсирующего и комбинированного видов. Это основная часть всех разделов программы для компенсирующих групп, отдельный раздел - для комбинированных групп. Для них мы ждем своих примерных программ. Для общеразвивающих групп это может быть вариативной частью - в рамках модели реализации индивидуального образовательного маршрута.
- Прописывать ли в программе коррекционную работу, если в ДОУ нет специалиста?
Ответ. Все зависит от того, какие у вас группы. Если есть группы компенсирующие или комбинированные, то прописывайте как работу по принципу инклюзии и интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников - и давайте ссылки на соответствующее программно-методическое обеспечение. Если таких групп нет, а есть отдельные дети с проблемами в развитии, которым требуется индивидуально-дифференцированный подход, то прописывайте как модель реализации такого подхода в условиях отсутствия специалистов (предположим, закладывая в модель возможность консультаций со стороны специалистов ПМПК или НИИ коррекционной педагогики - он-лайн и др.). Если таких детей - официально - нет, то коррекционную работу закладывать в описание содержания не нужно.
- Значит интеграции образовательных областей по ФГОС ДО теперь не будет?
Ответ. Все зависит от того, как вам удобнее планировать работу. Теперь это - решение самого детского сада.
- Если брать интегрированно речевое развитие с другими областями, то на основании какого документа прописывать принцип интеграции, если в ФГОС ДО этот принцип отсутствует?
Ответ. В ФЗ "Об образовании в РФ" упомянут модульный принцип построения программы. Он включает в себя принцип интеграции как более узкий.
- Мы проводили диагностику качества усвоения детьми программы, т.е. ЗУНов. Сейчас это запрещено?
Ответ. Диагностика качества проводилась вами не по ЗУНам, а по компетенциям детей в рамках освоения образовательных областей. То есть того, что они знают, умеют и могут + ценностного отношения к этому + сформированных интегративных качеств личности как результата формирования общей культуры. Теперь не проводят последнего.
- А чем отличается диагностика, которую всегда проводили в садах, от диагностики динамики развития?
Ответ. В первую очередь, названием. Во вторую - целевой установкой: ради чего проводим. Ради оптимизации работы с группой и повышения эффективности индивидуальной работы с ребенком.  В-третьих, динамика развития характеризуется обучаемостью и воспитуемостью, а не воспитанность и обученностью ребенка. То есть используются несколько другие критерии и методики диагностики.
- Разрабатывая программу на основе блочно-модульного подхода, мы используем ФЗ "Об образовании", а тематические модули - исходя из логики? Ведь с введением ФГОС ДО мы не можем опираться на ФГТ, где были замечательные 10 областей.
Ответ. Совершенно верно.
- Обязательно ли составлять рабочую программу педагога?
Ответ. Вовсе нет. Обязательна она только для специалистов.
- Рабочая программа специалиста составляется как раньше или что- то меняется?
Ответ. Остается. Просто внесите в нее изменения, соответствующие ФГОС ДО.


    СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ЭТОГО ВЕБИНАРА МОЖНО ЗДЕСЬ.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть