Каждый ребенок изображает окружающую его действительность так, как он ее видит. Для взрослого рисунки ребенка бывают забавными, часто родители и педагоги не воспринимают детский рисунок всерьез, не стараются развить его способности, наивно полагая, что, рисуя в детстве, маленький человек развивается в направлении карьеры художника. Это, конечно, замечательно, но настоящий талант — редкость, а талант посредственный не принесет ребенку в будущем желаемого успеха. Однако родители, рассуждающие в этом ключе, сильно заблуждаются. Ведь рисование — важнейший и мощнейший инструмент познания мира, развития способностей, силы воли, коммуникации.
В.Г. Злотников, педагог, психолог, исследователь детского творчества, в своем исследовании указывает, что «художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов. Оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт — произведение искусства». Последнее не есть самоцель, ведь в процессе его создания ребенок учится жить, познавать мир.
Изображая что-либо, ребенок развивает эстетику мировоззрения, уже в детстве это помогает формированию личности. В.Н. Шацкая подчеркивала: «Мы его (детское художественное творчество) рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей».
В книге «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» И.А. Шаляпина не только напоминает о важности рисования дошкольниками в целом, но и рассматривает процесс рисования с другой, не столь часто упоминаемой стороны: ребенок, изображая окружающую действительность, познает себя сам, понимает, кто он, начинает задумываться, что ему нравится, что интересно в этом мире. Взрослый же может интерпретировать детские рисунки, лучше узнавая ребенка. В методическом пособии представлено 20 оригинальных уроков, целями которых являются:
— развитие координации движений, мелкой моторики рук;
— зрительной памяти с постоянным сравнением изображения с натурой;
— фантазии, воображения;
— пространственного воображения и композиционных навыков;
— воспитание духа соперничества;
— чувства сопереживания, бережного отношения к игрушкам;
— эстетически-нравственного отношения к природе через изображение ее образа в собственном творчестве;
— обучение детей анализу натуры, выделению ее признаков и особенностей;
— передаче в рисунке поэтического образа природы;
— подбору цветовой гаммы, характерной для осеннего сезона;
— ознакомление с техникой рисования по мокрой бумаге;
— с техникой пальчикового рисования;
— систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
— формировать умение работать над замыслом, представлять содержание своего рисунка;
— совершенствовать навык рисования контура простым карандашом без нажима.
Сложно переоценить важность умения воображать, т.е. представлять в сознании образы, которые потом воплощаются в жизнь. Лучше всего начинать развитие этого умения с юного возраста, когда весь мир представляется сказкой, когда ежеминутно ребенок познает мир вокруг, обдумывает в образах осмысляет происходящее. Умение воображать поможет стать творческим человеком в будущем: уже с 4 лет у ребенка обнаруживается склонность к живописи, пению, созданию историй. Е.А. Флёрина отмечала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому».
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle