При помощи e-mail
Вход через социальные сети
«Наша древняя Столица»
Рис 1 (обложка 3 тома «Москва в ее прошлом и настоящем» 1909 год)
Огромный мегаполис - сотни новых зданий, благоустроенных парков, детских площадок, спортивных сооружений, музеев, улиц, проспектов, магазинов. Все это, необычное по своему размаху, мы видим в реальной обстановке, посетив столицу нашей Родины – город Москву.
Но, затерянная среди небоскребов и множества современных достопримечательностей, скрывается загадочная тайна древнего и поистине необычного города со своей удивительной историей, которую нам с Вами предстоит изучить и сохранить для будущих поколений.
Прогуливаясь по современным улицам, переулкам, паркам мы мало задумываемся над тем, как выглядели эти места 50, 100 и более лет назад: что находилось в постройках, расположенных в разных местах столицы ранее, как они выглядели много-много лет назад.
Время идет. На месте старых построек вырастают новые. Реставрируются исторические здания. Много сооружений со временем приходят в негодность. На их месте вырастают новые.
А как бы хотелось ненадолго повернуть время вспять, вернуться в прошлое родного города, узнать самому и рассказать детям удивительные истории о столице.
Предлагаю провести небольшой обзор некоторых мест Москвы и сравнить, как менялась Москва на протяжении времени.
Обратим внимание, например, на район Сретенских ворот. Рассмотрим зарисовку местности, которой более 300 лет. Урочище Сухаревское, что у Сретенских ворот. Названо по имени Лаврентия Сухарева. Здесь стоял его полк. Деревянные ворота разобрали, а на их месте каменные поставили. Построили Сретенские ворота по приказу царя Петра. Стали ворота башней Сухаревской. И разместилась в башне Школа математических и навигацких наук. А внизу башню облюбовала караульная команда.
(рис. 2 иллюстрация из серии открыток «Москва и москвичи». Истории города в рисунках В.Семенова 1978 год)
А вот всем нам хорошо известно сердце Москвы – Красная Площадь.
(рис. 3 иллюстрация из серии открыток «Москва и москвичи». Истории города в рисунках В.Семенова 1978 год)
Померкла Москва. Ветшает и осыпается седой Кремль. Уж стала Красная площадь не такой, как раньше. На площади больше не торгуют со времен Петра Первого. Посередине Красной площади стоит деревянный шатер, а в шатре стоят пушки. А поставил их царь Петр. Но однажды и пушки понадобились. Это случилось более 300 лет назад. Тогда произошел бунт.
Перед нами одна из улиц Москвы в районе Кузнецкого моста. Более 200 лет назад московская мостовая начинает дрожать от больших экипажей. Несутся двухместные и четырехместные кареты. А за домами виднеются колокольня и собор Высоко-Петровского мужского монастыря, сохранившиеся и по сей день.
(рис. 4 иллюстрация из серии открыток «Москва и москвичи». Истории города в рисунках В. Семенова 1978 год)
В районе Китай-города у башни Владимирской были свои ворота. Ворота одни, а названий много: Владимирские, Сретенские, Никольские. Ворота выходили на Никольскую площадь. Позже ее переименовали в Лубянскую. Позднее их наглухо замуровали. Рядом новые проломали. Башня оказалась глухой. Позже напротив Китайгородской стены, прямо посреди Лубянской площади забил фонтан работы Витали. Вода была чистая и прозрачная. Проведена в Москву из Мытищинских колодцев.
(рис. 5 иллюстрация из серии открыток «Москва и москвичи». Истории города в рисунках В. Семенова 1978 год)
А сколько таких удивительных мест в Москве с интересной историей, необычными фактами жизни людей, традициями!
Сравнивая иллюстрации прошлого с современными видами, узнавая исторические данные из разных источников, путешествуя по городу, мы получаем реальное представление о том, как менялся наш родной город в разные времена.
Можно организовать занимательные экскурсии в следующих направлениях:
У детей формируется реальное представление о прошлом и настоящем родного города уже с дошкольного возраста.
Такие знания и интерес к малой Родине, являются основой гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, прежде всего детей дошкольного возраста (ФГОС ДО: формирование представлений о родном городе; развитие патриотических качеств). Также нужно отметить, что уважение к нашему Отечеству начинается прежде всего с изучения истории знакомых и любимых мест.
Как грамотно организовать процесс изучения истории родного города дошкольниками?
Первоначально нужно определиться с той местностью, которую вы хотите изучить с детьми. Это может быть улица, переулок, парк и т.д.
1 этап. Подборка серии фотографического (иллюстративного) материала по тематике.
На данном этапе рекомендуется создать небольшой фотоальбом, связанный с историей выбранной местности. Иллюстрации, для формирования такого альбома можно найти разными способами:
Желательно произвести подборку изображений таким образом, чтобы на иллюстративном материале отображались разные временные периоды. Например: как выглядела местность 100, 50, 10 лет назад; как менялась архитектура объектов (здания, фасады зданий, дороги и т.д.). Таким образом выстраивается некая периодизация изменений.
Изображения размещаются в хронологическом порядке. (рис. 6)
(рис. 6 фотографический материал местности одной из улиц Москвы)
2 этап. Занимательная беседа с детьми об изменениях города (местности) в разные периоды времени.
В процессе рассматривания иллюстративного материала внимание детей обращается на следующие детали:
На данном этапе педагог выстраивает с детьми диалог, первоначально представляя собственный информационный блок, который подразумевает примерный алгоритм (образец) рассказа или элементарного анализа местности прошлого и настоящего.
В дальнейшем детям предлагается на основании примерного рассказа педагога, а также иллюстративного материала сделать собственные умозаключения, сравнивая различные фрагменты изображения выбранной местности в разные исторические периоды.
Конечно, наиболее эффективным методом данного этапа является реальное посещение местности и беседа, организуемая в пространстве города. Тем не менее, не отрицается возможность организации такой деятельности в рамках пространства образовательной организации.
Для организации беседы, досуга, тематического занятия, рекомендуется иметь раздаточные картинки для участников образовательного процесса с изображениями местности или ее фрагментов. Так детям будет проще работать с наглядным материалом и выстраивать диалог.
В процессе беседы на занятиях по окружающему миру, развитию речи, педагог демонстрирует детям иллюстрации (фотоизображения) местности города в разные исторические периоды, задавая при этом вопросы, побуждая детей к элементарному анализу иллюстраций (рис 7).
Идет параллельное взаимодействие между ребенком и педагогом.
При организации занятий, педагогу поможет серия наводящих вопросов. Вопросы лучше ориентируют детей при работе с иллюстративным материалом, стимулируют детей к ответам.
Примерный перечень вопросов:
Желательно, диалог выстраивать не просто «вопрос-ответ», а в форме познавательной беседы, дав возможность детям провести собственный анализ изображений.
Примерные формы организации образовательной деятельности с детьми отражены в следующих видеосюжетах:
Видео 1 Занятие по теме «Памятник ДОТ на Новоясеневском проспекте»
Видео 2 Досуг «Зачарованная временем»
3 этап. Использование рабочих листов для самостоятельной деятельности детей.
Использование разнообразных методов и приемов в образовании детей, дает положительные результаты в усвоении материала. Здесь желательно не только рассматривать иллюстративный материал, но и выполнять некоторые творческие задания, связанные с рисованием, раскрашиванием, дорисовыванием, добавлением новых элементов (фрагментов).
Использование таких форм работы позволит ребенку более глубоко изучить архитектуру здания, инфраструктуру местности и т.д.
В процессе выполнения различных графических и иных творческих заданий ребенку предстоит первоначально изучить, например, здание (местность), в дальнейшем отразив в своей работе.
Для конструирования макета рабочего листа, можно использовать различные компьютерные программы для рисования или воспользоваться более стандартными методами, например, перевести изображение с помощью копировочной или прозрачной бумаги. В дальнейшем созданное изображение рекомендуется просканировать и сохранить в электронном виде на компьютере.
При создании макета рабочего листа, старайтесь придерживаться следующих рекомендаций:
Образцы рабочих листов:
Лист для раскрашивания и дорисовывание фрагментов (рис 8).
Лист-паззл для аппликации (рис 9).
Комбинированный лист (аппликация+дорисовывание) (рис 10).
В процессе деятельности, связанной с рисованием, раскрашиванием, составлением целого из частей, ребенок более точно определяет фрагменты архитектуры, замечая мелкие детали, заключенные в отдельные части. В результате создания целого продукта имеет полное представление об объекте и его первоначальном виде.
Для составления таких творческих заданий, желательно параллельно представлять детям иллюстративный материал с изображением зданий или местности в целом, первоначальном варианте, чтобы в случае затруднения ребенок мог обратиться к иллюстративному источнику.
4 этап. Развивающие игры. Методические пособия.
Интеграция в образовательную или самостоятельную деятельность детей дополнительных материалов в виде методических пособий или развивающих игр, способствует более глубинному представлению о родном городе, его уголках, окрестностях.
Здесь рекомендуется разработать серию материалов (методические пособия, раздаточный материал, дидактические игры), которые можно будет использовать как на занятиях, так и для самостоятельной работы детей. Например, организуя досуговую деятельность, в процессе которой дети смогут выполнять познавательные или игровые действия, связанные с изучением местности родного города.
На данном этапе можно рекомендовать следующие материалы:
- игры-бродилки (с цифровым кубиком);
- сборные модели или макеты;
- составные кубики;
- комплекты разрезных картинок;
- дидактические игры-викторины;
- познавательную литературу и другие материалы.
5 этап. Создание образовательного пространства группового помещения.
В процессе организации образовательного пространства в помещении детского сада (группового или отдельного) рекомендуется:
На следующих иллюстрациях, можно проследить один из примерных вариантов организованного образовательного пространства (рис 11)
Также, возможно введение в образовательное пространство ТСО (технических средств обучения) для демонстрации, например, фильмов по истории, иллюстраций, презентаций, выполнения творческих заданий и т.д.
Заключение.
В заключении хотелось бы отметить, что грамотно организованная деятельность по краеведению родного города поможет ребенку понять, как на протяжении времен менялся облик его родного города. Выполняя различные учебные действия и развивающие задания, о которых говорилось ранее, ребенок сформирует интерес к истории нашей столицы, а полученные в ходе проектной работы навыки и знания помогут ему в дальнейшем самостоятельно изучать историю и культуру Москвы.
Рецензия кандидата исторических наук методиста ГМЦ ДОНМ Щербакова С.Н. на проект «Летопись моей столицы»
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle