• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии

Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии

По данным Росстата, общая численность детей с инвалидностью в России неуклонно увеличивается. Так, если в 2016 г. она составляла 617 тыс., в 2017 г. — 636 тыс., в 2018 г. — 651 тыс. На 01.01.2018 г. детей с ОВЗ до 18 лет в РФ насчитывалось 655 000, что составляло 5,6% от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет.

Изменение контингента обучающихся требует создания условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Обеспечить это способно инклюзивное образование, основополагающий принцип которого заключается в обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В статье «Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии» авторы С.Ю. Танцюра и С.И. Кононова, раскрывая понятие и содержание инклюзивного образования, отмечают ряд факторов, «мешающих введению инклюзии в образовательные учреждения:

— организация инклюзивного образования во всех субъектах Российской Федерации требует привлечения в ОО большого числа специалистов (дефектологов, логопедов);

— неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ, в первую очередь — дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

— толерантное отношение населения РФ к детям-инвалидам находится на стадии формирования, т.е. наблюдается психологическая неготовность общества относиться к детям с ОВЗ как к его полноправным членам».

Инклюзивное образование на территории России регулируется Конституцией, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Инклюзивное, или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) садах и школах.

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В книге рассмотрены следующие принципы инклюзивного обучения:

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы. Это положение закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).

Авторы представляют разработку этапов и структуры ИОП.

Индивидуальная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

В книге даны методические рекомендации к разработке программ для детей с ОВЗ, включающие в себя краткую характеристику, проблемы обучения ребенка, его совместное обучение со сверстниками и рекомендации родителям.

Например, даны следующие рекомендации по организации общения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы:

• Для установления контакта следует использовать «приманку» к занятию — предмет, обладающий для ребенка высокой привлекательностью.

• Нужно ослаблять фиксацию внимания ребенка на моменте общения. Действия педагога, инструкции осуществляются как бы между прочим, нечаянно. Педагог должен комментировать все свои действия и оречевлять действия ребенка.

• На первых порах ребенок должен получать языковые шаблоны (штампы). Усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять.

12a05c3bdee1ca6b964644ce9ade978b.jpg


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению