При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8—9 мес., когда он начинает отличать родные лица от чужих. В это время к нему постепенно приходит понимание, что кроме близких, которые любят его «просто так», существуют и другие люди. И они вовсе не обязаны его любить и защищать.
Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для понимания того, как жить в мире, где многое происходит помимо его желания. Поведение ребенка заметно меняется. Ему хочется на время скрыться от чужих глаз. Нам кажется, что ребенок стал пугливым и робким. А он просто ищет возможность не спеша понять, какие они, эти чужие люди, разобраться, чего же они хотят. Но это еще не застенчивость.
С полутора лет ребенок начинает осознавать, что он — отдельный человек. А примерно в два-три года в нем формируется представление о себе, как о человеке, который способен чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире. Вместе с этим приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же отдельных людей, — время изменения сознания. Как раз в такой переломный момент ребенок становится застенчивым.
Застенчивость в это время естественна, она говорит о том, что ребенок начал ощущать разницу между собой и другими людьми. Он озадачен, растерян и смущен открытием, что все люди разные. Он прячется за дверь, мамину спину, потому что не знает, как себя правильно вести с незнакомым ему другим человеком. Но когда ребенок начинает понимать, чего хотят от него и что могут ему дать другие люди, его растерянность проходит. Это то общее, что присуще всем детям.
Если же приглядеться к детям поодиночке, становится видно, насколько они отличаются друг от друга. Попадая в школу, кто-то быстро находит общий язык с новыми товарищами, легко знакомится и охотно рассказывает о себе. Такие дети уверены в себе, им нравится быть среди людей, они умеют устанавливать отношения, причем не только со сверстниками. Другие, наоборот, пугливы и застенчивы. Это от неуверенности в себе. Но откуда она берется? Может быть, в жизни ребенка случилось что-то, что помешало течению его нормального развития: переезд на новое место жительства, рождение братика или сестрички. А может быть, привычность семейных ссор вызвала у него ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен? Или же причина в родительской закрытости, запретах на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти?
Часто родители слишком озабочены тем, как их ребенок будет выглядеть в глазах посторонних людей, что о нем подумают. На самом деле это беспокойство о собственном имидже. В результате ребенок перестает чувствовать себя человеком, зато все сильнее ощущает себя вещью. Ни о какой уверенности здесь и речи быть не может, он становится застенчивым и замкнутым.
Причин у детской застенчивости много, и необязательно это связано с характером ребенка. Проанализируйте, что в вашем конкретном случае составляет основу для застенчивости ребенка. Думаем, что тогда вы сможете повлиять на данный процесс.
Кроме того, к застенчивости ребенка может привести состояние постоянного страха перед неизведанным.
Как же помочь ребенку побороть страх?
Советы воспитателю:
· попытайтесь обезоружить пугающие ситуации, выведать, что вызывает особенный страх;
· пофантазируйте вместе с ребенком о будущем, представьте, что может его ожидать в том или ином случае (хорошо, если совершенно реальные предположения вы перемешаете с комичными, нелепыми, сказочными);
· допустите в беседах несколько страшных сюжетов: пережив страх «понарошку», ребенок легче сможет побороть настоящий испуг.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle