Итоги вебинара "Образовательная программа дошкольной организации как механизм перехода на работу по ФГОС ДО"
1 апреля прошел вебинар "Образовательная программа дошкольной организации как механизм перехода на работу по ФГОС ДО", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Викторовна Микляева - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты.
Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Викторовны Микляевой).
1 апреля прошел вебинар "Образовательная программа дошкольной организации как механизм перехода на работу по ФГОС ДО", на котором выступила автор издательства "ТЦ СФЕРА" Наталья Викторовна Микляева - кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО, эксперт Международной аттестационной палаты.
Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Натальи Викторовны Микляевой):
- Обязаны ли мы начать работу по ФГОС с 1 сентября?
Ответ. По ФГОС ДО работа официально начата с 1 января 2014 года. В детском саду на основе общей дорожной карты ФГОС ДО утверждается свой план действий на год.
- Если дети в учреждении с 2 лет, то в программе обозначаем этот возраст?
Ответ. Обязательно. Вы структурируете содержание под специфику групп как основную структурную единицу ДОО, в соответствии с ФЗ "Об образовании в РФ". Основание для классификации выбирается свое: либо под видовое разнообразие групп, либо под возраст детей. Если у вас один вид групп, то это указывается в начале программы, а затем идет группировка по возрастам.
- Наталья Викторовна, я так понимаю: все дошкольные учреждения с 01.09.2014 года должны иметь в наличии ООП ДО разработанную с учётом ФГОС ДО?
Ответ. Если к этому времени появится хотя бы одна программа, прошедшая экспертизу на предмет соответствия ФГОС ДО, и включенная в реестр таких программ, то это требование становится реальностью. Если нет - то продолжается адаптационный период до 1 января 2015 года.
- Какие сроки будут установлены по утверждению перечня примерных образовательных программ?
Ответ. На данный момент называют июль 2014 года.
- Раньше мы проводили мониторинг развития детей, и эти показатели были включены в критерии на стимуляцию педагогов, теперь мы не имеем права включать показатели мониторинга развития детей в критерии педагогов, т.к. целевые ориентиры не могут служить основанием при распределении стимулирующего фонда труда педагогов? Так я поняла, или это другое?
Ответ. Неправильно. Теперь мониторинг выведен из структуры основной части образовательной программы и существует вне ее - в рамках вариативной части или приложения к программе. На основании Положения о мониторинге образовательной программы, которое разрабатывается в каждой ДОО. Поводом для этого является тот же ФГОС ДО: там говорится о необходимости педагогической диагностики и проведения мониторинга образовательной программы. Не достижений и не результатов развития детей, а мониторинга динамики их развития. Динамика развития и мониторинг промежуточных результатов ОП в виде оценки эффективности освоения образовательных областей воспитанниками продолжают оставаться основанием для стимулирования.
- Письмо смотрели, но нам вчера на совещании в краевом центре сказали: стандарт введён с 01.01.2014г., деньги на реализацию ФГОС ДО выделяются, вы получаете заработную плату, поэтому должна быть реализация ООП ДО на основе ФГОС ДО, и потом, письмо Рособрнадзора от 07 февраля носит рекомендательный характер, но это не приказ и не распоряжение. Не проверит Министерство, проверит прокуратура и финансисты, а у вас неисполнение стандарта.
Ответ. Крайне некорректно. Это эмоциональный шантаж.
По порядку разберемся с описанием вашей ситуации.
1. Стандарт действительно введен, но в нем прописаны условия реализации: наличие примерных общеообразовательных программ дошкольного образования как основания для разработки образовательной программы. Таких утвержденных, прошедших экспертизы программ пока нет.
2. Заработную плату вы получаете не за реализацию стандарта, а за выполнение должностных обязанностей в соответствии с трудовым договором. Разве в ваш трудовой договор введен пункт разработки образовательной программы с 01.01.2014 как основание для получения заработной платы? Нет, конечно. Свои трудовые обязанности вы выполняете - благодаря этому детский сад реализует образовательные услуги - и деньги государство выделяет на них, а не на стандарт. В стандарте вообще нет речи об этих услугах.
3. Письмо Рособрнадзора - это письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, которое ссылается на ФЗ "Об образовании в РФ" как высший законодательный документ в сфере образования и разъясняет его. Так что претензии вашего руководства касаются ФЗ, а не самого письма.
Более того, есть ПРИКАЗ МО и науки от 30 августа 2013 г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", в котором говорится о том, что "образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования" (п.10). Пока нет последних - вы не имеете права разрабатывать свои ОП и нарушать приказ МО и ФЗ "Об образовании в РФ".
4. По поводу проверок в сфере дошкольного и общего, высшего образования - как раз Рособрнадзор этим и занимаете. Напишите им на горячую линию, когда вас оповестят о такой проверке (http://obrnadzor.gov.ru/). Другие органы не проверяют документы, связанные с осуществлением образовательной деятельности: не их компетенция. Более того, новый Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его только деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Так, например, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.
Основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). При этом важно, что, осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Прокуратора в этот отношении согласует план проверок на год - заранее - совместно с Рособрнадзором, но проверять качество ОП не будет. Она занимается жалобами, связанными с нарушениями прав участников данного процесса.
"Финансисты" понятие ОП вообще не признают. Они мыслят другими категориями и предметом их проверок выступает не программа, а экономическая составляющая реализации образовательной услуги, например, правила оказания платных дополнительных услуг или эффективность расходования средств, выделяемых на фонд оплату труда сотрудников.
Какой вывод можно сделать из всего этого? - Вас запугивают. Можете написать жалобу в Государственную Инспекцию по Труду.
- У нас в сентябре проверка из департамента. Какую программу мы должны им показать? Нужно самим переделывать программу этого года?
Ответ. Вы должны показать проект ОП, разработанный в соответствии с рекомендованной во ФГОС ДО структурой. Он может быть неполным ввиду того, что адаптационный период еще не закончен. Самое простое - воспользоваться проектом ОП, представленным на сайте ФИРО - http://www.firo.ru/?page_id=11684.
- Почему в методическое обеспечение входят пособия 2007, 2009 гг.?
Ответ. Не совсем так. В методическое обеспечение должны входить пособия за 10 лет. Примерно 20% из них - за последние 5 лет. Это требование к библиографическому описанию документов.
Естественно, что ввиду того, что ФГОС ДО утвержден с 2013 года, нужно дополнять список методических пособий, относящихся именно к этому времени - 2013 и 2014 гг. Однако проблема в том, что многие пособия, которые выпускаются в 2013-2014 гг. - это рукописи, разработанные в 2010-2012 гг., то есть до введения стандарта. Поэтому сейчас крупные издательства срочно делают их новую редакцию - в конце весны и начале лета, уверена, этот список существенно будет обновлен.
- Нужно ли классифицировать используемые программы/пособия по возрастам?
Ответ. Вы усложняете свою работу.
- Для групп компенсирующей направленности нужно писать отдельную программу или как раздел в общей программе?
Ответ. В ФГОС ДО речь идет об адаптированной образовательной программе для таких групп. Что подразумевается под этим - не ясно. Если рассуждать логически, то получается так:
1. для общей ОП требуется введение под такие группы специального раздела "коррекционная работа" в структуру содержательного раздела основной части программы (при этом нужно брать за основу примерную программу, в которой уже есть такой раздел, например, "От рождения до школы" + давать ссылки на парциальные программы; и описание специальных условий пребывания детей и режима дня в таких группах - в структуру организационного раздела основной части программы;
2. в вариативную часть программы включать модель взаимодействия специалистов и воспитателей в таких группах и схему реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка;
3. адаптируя соответствующие образовательные области, специалисты - логопеды и дефектологи - разрабатывают свои рабочие программы.
В дальнейшем обещают разработку примерных общеобразовательных программ для компенсирующих групп - тогда возможно создание специальной коррекционной ОП. Пока - нет.
- Хочется понять соотношение в основной образовательной программе дошкольного образования обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, как прописать 60 и 40%?
Ответ. Несколько вариантов логики:
1 вариант: считать обязательной частью все, относящееся к реализации ФГОС дошкольного образования - и принимать это за 60% - тогда в оставшиеся 40% должны войти еще 3 образовательные области (новые) и те виды образовательной деятельности и формы организации образовательного процесса, которые не вошли в стандарт - например, занятия с детьми и коммуникативные тренинги. И там, и там описываются основные и дополнительные образовательные услуги.
2 вариант: считать обязательной частью то, что относится к реализации основной образовательной услуги, а вариативной - к дополнительным услугам, но тогда могут возникнуть проблемы с финансированием.
3 вариант: основную часть рассматривать как федеральную, а вариативную - как региональную. Тогда к последней будет относиться писание модели экспериментальной и инновационной деятельности ДОО и реализации пилотных проектов (обычно их берут из описания региональных программ развития образования, например, "Столичное образование -6" Москвы), комплекса связанных с ними парциальных программ (например, "Московская семья - компетентные родители") и методических пособий.
Выбирайте оптимальный для вас вариант.
- Расскажите что-нибудь про часть, формируемую участниками образовательного процесса...
Ответ. Мне кажется, оптимально здесь описать модель адаптации детей к ДОО, модели интегрированного образовательного процесса на день, неделю, месяц и год (так как они выпали из основной части программы, оставив там один режим дня) и под них дать списки программ и методических пособий, связанных с интеграцией образовательных областей. Можно включить сюда ссылки на рабочие программы тех областей, которые вы самостоятельно придумали и реализуете. Например, "Экология", "Театр", "Творческое конструирование" или "Игра". И закончить описанием мониторинга и инструментария для педагогической диагностики. Последний раздел этой части может быть связан со спецификой преемственности ОП с начальной школой и взаимодействия ДОО с социумом.
- Когда выйдет ваше пособие и как оно будет называться?
Ответ. Экспресс-конструктор образовательной программы дошкольного образования. Методическое пособие (ТЦ "Сфера").
- Почему возникла необходимость развития культурных практик?
Ответ. В связи со вступлением РФ в Европейское образовательное пространство. Там другая терминология, лежащая в основе составления учебных планов и образовательных программ. ФГОС ДО - это один из переходных мостов для доказательства такого соответствия. Теперь у нас, как и у них, дошкольное образование - уровень общего образования.
- Посетила семинары Натальи Викторовны в декабре 2013 года, будут ли дополнения 25 и 26 апреля?
Ответ. Обязательно. За это время вышли комментарии Департамента общего образования к разработке ОП и ряд других нормативных документов, позволяющих уточнить или скорректировать позицию авторов - разработчиков образовательной программы детского сада. Более того, я намереваюсь организовать практикум, а не читать проблемную лекцию. Посмотрим, что из этого получится.
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle