При помощи e-mail
Вход через социальные сети
«Речевое дыхание у дошкольников»
Мастер-класс взаимодействия с родителями
Садовникова Н.Н., заведующий;
Александрова С.Е., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с № 134», г. Чебоксары
Проблема частых заболеваний органов дыхания у детей продолжает оставаться одной из самых актуальных в здравоохранении, особенно в период пандемии. Согласно эпидемиологическим данным, распространенность болезней органов дыхания, в том числе вирусных инфекций, во всех возрастных группах у детей в 6 раз выше, чем у взрослых, и этот разрыв продолжает увеличиваться.
Перед педагогами ДОУ стал вопрос о создании оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни через дыхательную гимнастику. В словаре медицинских терминов понятие «дыхательная гимнастика» определяется как «комплекс упражнений, с помощью которых настраивается дыхание». В образовательном процессе дыхательная гимнастика – это здоровьесберегающая технология.
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы логопеда, а обеспечивает – ритм, темп, дикцию, голосообразование, выразительность, правильность речи и звукопроизношения, что в конечном итоге является показателем совершенной речи. В связи с этим в нашем дошкольном учреждении разработан долгосрочный проект «Формирование речевого дыхания дошкольников с речевыми нарушениями посредствам логопедических игр и дыхательных упражнений». Участниками данного проекта стали воспитанники ДОУ, дети с нарушением речи, посещающие коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагоги, родители.
Главная цель проекта – разработать систему формирования речевого дыхания дошкольников с речевыми нарушениями посредствам логопедических игр и дыхательных упражнений.
Задачи:
– создать условия для регулярных занятий дыхательной гимнастикой с детьми группы как основы повышения качества коррекционной логопедической работы;
– формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании;
– Обучить детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания;
– закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, научить их эффективно использовать речевое дыхание;
– формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи;
– повысить компетенцию воспитателей в данной области;
– привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей;
– создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: педагог – родители – ребенок;
– снизить уровень заболеваемости респираторными инфекциями среди детей группы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться и при речевом развитии детей без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Дорожная карта реализации проекта
Организационный этап
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Создание творческой группы для работы по проекту.
3. Составление плана-схемы проекта.
4. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения их к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажеров».
Внедренческий этап
Работа с детьми:
1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха.
2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания.
3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков.
4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха.
5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров.
6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей.
2. Консультация «Развитие речевого дыхания детей-дошкольников» (1-я неделя проекта).
3. Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».
4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на тренировку дыхания.
5. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» (2-я неделя проекта).
6. Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования.
7. Беседа с демонстрацией сладов и видеоролика «Учимся и Оздоравливаемся».
8. Консультация «Физиологическое и фонационное дыхание».
9. Консультация «Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет вашего малыша».
10. Круглый стол «Играя, лечимся!».
11. Семинары-практикумы «Дышать правильно – это весело!».
12. Памятка «Модно быть здоровым!» с картотекой игр по развитию дыхания.
Работа с педагогами ДОУ:
1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей.
3. Смотр-конкурс в ДОУ «Дидактические пособия для развития физиологического дыхания».
4. Методическое объединение сообщества для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Инновационные технологии в логопедической практике».
Заключительный этап
1. Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов.
2. Обобщение опыта работы педагогов.
3. Трансляция педагогического опыта на городских, республиканских, федеральных мероприятиях.
4. Разработка программы действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов.
В результате реализации проекта были достигнуты весьма ощутимые результаты.
Для детей:
• многие дети научились правильно дышать;
• научились различать ротовое и носовое дыхание;
• научились использовать речевой выдох экономично, что позволило им правильно произносить звуки, слоги, слова и предложения на выдохе и плавно;
• научились рассказывать по картине, серии сюжетных картин и самостоятельно без нарушения слого-ритмического рисунка текста;
• приобретенный навык правильного речевого выдоха дети научились использовать в самостоятельной речи, при общении между собой, при общении со взрослыми;
• снизился уровень заболеваемости респиратурными инфекциями среди детей группы.
Для педагогов:
• заинтересовались результатами коррекционно-развивающего процесса;
• повысилось профессионально-личностное развитие педагогов;
• улучшилась эмоциональная обстановка на занятиях, был получен положительный отклик детей и родителей на коррекционно-развивающий процесс;
• практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и организованной образовательной деятельности в группе;
• собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
• систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время организованных образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с детьми;
• оборудованы «речевые центры» в предметно-развивающей среде групп.
Для родителей:
• достигнуто понимание целей и задач коррекционно-логопедических занятий;
• появился навык игрового взаимодействия с ребенком, положительная эмоциональная окраска домашних занятий с ребенком;
• правильное речевое дыхание ребенка и, как следствие, правильно сформированная речь;
• укрепился авторитет педагога в семье.
Над формированием правильного дыхания работают не только учитель-логопед и воспитатели, но и инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Для того, чтобы научить детей правильно дышать, взрослым самим необходимо владеть навыком диафрагмального дыхания.
Чтобы ребенок не утратил полученные навыки, необходимо их закрепить. Для этого надо обучить родителей диафрагмальному дыханию. Достижение совершенной детской речи в работе учителя-логопеда обеспечивается применением нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС, традиционных и вариативных игр и упражнений, точечного массажа. Соблюдение всех составляющих процесса формирования речевого дыхания у дошкольников с патологией речи обеспечивает стабильность получаемых результатов. В работе с детьми дошкольного возраста дыхательная гимнастика используется нами в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия или как отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях и в любой двигательной деятельности детей.
В нашем детском саду на занятиях по физической культуре мы используем упражнения на развитие дыхания по методу А.Н. Стрельниковой.
Родители, которые для большинства детей являются высшим и непререкаемым авторитетом, должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни. Однако, проводимый нами опрос родителей позволил сделать вывод об их скудной информированности о причинах речевого недоразвития, частых простудных заболеваниях и роли дыхания в этом. Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринужденной обстановке. Однако после проведенных мероприятий многие родители отметили, что участие в проекте помогло им наладить более теплые и непринужденные отношения с детьми, установить более тесный контакт с педагогами группы и ДОУ.
Большая часть родителей обратили внимание на улучшение качества речи детей, снижение случаев заболеваний ОРВИ и верхних дыхательных путей у детей (что подтверждается в анализе заболеваемости по ДОУ), появление позитивного настроя и творческого единения членов семьи. Тем самым работа в рамках проекта способствовала формированию и поддержанию семейных традиций, создала предпосылки к сотрудничеству детей и взрослых членов семьи, помогла в создании общих впечатлений, переживаний и достижений!
Свою работу мы строим творчески и активно осваиваем исторический опыт, опираясь на законы и принципы педагогики, с учетом конкретных условий, особенностей детей. Используем передовые технологии, стараемся усовершенствовать педагогический процесс и всегда находимся в поиске новых, наиболее оптимальных путей для достижения результата обучения и воспитания.
Важной составляющей частью нашей работы является обмен опытом с коллегами. Мы регулярно участвуем в работе методических объединений, в семинарах, фестивалях, конференциях, мастер-классах городского и республиканского уровня:
· успешно поделились педагогическим опытом во Всероссийском конкурсе им. Л.С. Выготского;
· были победителем онлайн-голосования за лучший видеоролик, по мнению пользователей Интернета;
· поделились своими знаниями с педагогическим сообществом в городской методической выставке-конкурсе пособий, сделанных руками педагогов ДОУ города Чебоксары «Педагогические находки», где представили авторское методическое пособие «Дуйбол».
Список использованной и рекомендуемой литературы
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 2007.
Белякова Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2004.
Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1984. № 1.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка. М., 1956.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., 1984.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle