При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Борисова Е.А.,
старший воспитатель МБДОУ д/с «Аленушка», пос. Апраксино Костромской обл.
В последнее время самокат стал одним из любимых средств передвижения детей. Катаются на нем все — дошкольники, подростки и школьники. Массовое увлечение самокатами радует, поскольку это не только атрибут для активной летней прогулки, но и нестандартный тренажер для укрепления здоровья. Для ребенка самокат служит как уличным спортом, так и транспортом — легкий, маневренный, простой в управлении, удобный в переноске, поэтому отлично подходит для детей дошкольного возраста.
К сожалению, большинство родителей, тем более дошкольников, не осознают, что данное средство передвижения — не игрушка, а предмет повышенной опасности. Нередко видим, что дошкольники передвигаются на самокатах не только в специально отведенных местах и огороженных детских площадках, но и становятся участниками дорожного движения — двигаются по тротуарам, пешеходным дорожкам и переходам. И все это происходит без сопровождения взрослых. В результате прекрасная прогулка может закончиться печально и привести к ДТП.
Проанализировав ДТП с участием детей, управляющих самокатами, убеждаемся, что чаще всего они происходят, когда дошкольники катаются без присмотра взрослых. Иногда дети выезжают на пешеходный переход или проезжую часть дороги и попадают под колеса транспорта. Поскольку самокат имеет небольшую высоту, дети малозаметны для водителей, особенно управляющих большими внедорожниками, автобусами или грузовыми машинами. В этих случаях для водителя становится неожиданностью внезапное появление ребенка на самокате. Одно из первых и главных правил при управлении детьми самокатом — обязательное сопровождение взрослых.
Но опасность может подстерегать и при катании по тротуарам или во дворе, где ребенок в любой момент может потерять равновесие и очутиться на проезжей части или оказаться под колесами любителей парковаться на тротуарах. Управляя самокатом, ребенок может встретиться на тротуаре с пешеходами или детскими колясками, что также приводит к неприятным последствиям. Чтобы передвижение на самокате было правильным, необходимо соблюдать правила безопасности.
Данная разработка имеет практическую значимость в работе воспитателей ДОО с воспитанниками 6—7 лет по обучению их навыкам безопасного управления самокатом.
Цель: формирование навыков безопасного поведения при управлении транспортным средством — самокатом.
Задачи:
— дать представление об истории изобретения самоката;
— закреплять знания о правилах дорожного движения с целью обеспечения собственной безопасности;
— учить навыкам фигурного вождения самоката;
— формировать умение предвидеть опасные ситуации, возникающие при вождении самоката, и избегать дорожные ловушки;
— развивать мышление, внимание, быстроту реакции;
— воспитывать культуру безопасного поведения в дорожной среде.
Методы:
— наглядный (демонстрация презентации, наглядных материалов, дидактическая игра);
— словесный (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
— практический (моделирование дорожных ситуаций).
Оборудование: презентация «Безопасный самокат»; проектор, ноутбук; разрезные картинки «Самокат», схемы для запоминания правил безопасности, иллюстрации с изображением проезжей части дороги; м/ф «Самокат», «Правила безопасного самоката»; дорожные знаки («Движение на самокате запрещено», «Движение на самокате разрешено»); самокаты, стойки-конусы, шнуры, перекладина.
* * *
Воспитатель. В нашей стране много изобретателей, которые придумали средства для быстрого передвижения человека. Они не требуют бензина, их легко можно перенести с одного места на другое. Вам известны такие мобильные средства передвижения?
Дети отвечают, затем на экране проектора демонстрируется слайд с изображением средств индивидуальной мобильности.
Как вы думаете, эти средства опасны для передвижения человека?
Дети отвечают.
Данные средства хоть и помогают быстро добраться до места, все же могут стать опасными как для самого человека, так и для окружающих, если не соблюдать правила безопасности. Вы сможете их назвать?
Дети отвечают.
Сегодня мы поговорим о таких правилах безопасности. Но остановимся на одном средстве передвижения. Отгадайте загадку и узнайте.
Я на чем стою ногой,
Оттолкнусь легко другой,
Чтобы ловко ехать «змейкой»
По парковым аллейкам?
О каком транспортном средстве мы будем говорить?
Дети. О самокате!
Воспитатель. Правильно! Сегодня поговорим о самокате и о правилах безопасного передвижения на нем. Вы знаете, когда появился первый самокат?
Дети. Нет!
Воспитатель. Послушайте историю создания самоката. Самокат — очень интересное средство передвижения.
Демонстрируется слайд с изображением самого первого самоката.
По одной из версий, первый самокат появился примерно 200 лет назад в Германии. Как не трудно догадаться, с современным самокатом у него было мало общего, даже отсутствовало рулевое управление. Выглядел он примерно так.
Демонстрируется слайд с изображением видоизмененного самоката «дрезина».
Следующей вехой развития самоката также стало творение немецкого изобретателя. Он добавил рулевое управление. Изобретению было дано название «дрезина». Она обладала деревянной рамой и колесами, а вместо покрышек были жесткие металлические ободы. По сути, это был «беговел», приводился в движение путем поочередного отталкивания ногами от земли.
Демонстрируется слайд с изображением самоката, похожего на современный.
Сто лет назад в Америке случился главный прорыв, изменивший облик самоката. Колеса уменьшились в размерах, а седло вовсе исчезло. И теперь самокат приводился в движение привычным для нас способом — толчками ногой от земли.
Демонстрируется слайд с изображением современного самоката.
Самокат видоизменялся. И сейчас он стал таким, какой есть почти у каждого из вас. Предлагаю посмотреть мультфильм «Самокат».
По ноутбуку демонстрируется м/ф.
А теперь ответьте на вопросы. Почему у Кота не получилось кататься на самокате?
Дети отвечают.
Какие «дорожные ловушки» вы увидели?
Дети отвечают.
Что могло произойти с Котом?
Дети отвечают.
Что надо делать, чтобы избегать их?
Дети отвечают.
Что посоветовал Коту известный Кот-спортсмен?
Дети отвечают.
Чтобы самокат был безопасным, нужно много тренироваться и соблюдать правила безопасности. Скоро наступит лето, и вы достанете свои самокаты. Но чтобы не попадать в опасные ситуации, я предлагаю изучить правила безопасного передвижения по книге «Безопасный самокат».
Демонстрируется слайд с изображением книги «Безопасный самокат».
Первая глава книги называется «Техосмотр». Мы узнаем, что надо проверить у самоката, чтобы отправиться на нем в поездку.
Проводится дидактическая игра «Собери самокат». Дети из разрезных картинок собирают изображение самоката, рассказывая о деталях, из которых он состоит.
Первое правило — перед поездкой на самокате необходимо проверить его техническое состояние. А затем можно отправляться в путь.
К доске прикрепляется схема (рис. 1).
Демонстрируется слайд с изображением правильной и неправильной экипировки.
Вторая глава книги называется «Экипировка». Что обозначает это слово?
Дети отвечают.
Правильно, экипировка — специальная одежда, в нашем случае — для водителя самоката. Назовите предметы экипировки, которые обязательно должны быть на человеке при движении на нем.
Дети отвечают.
Проводится дидактическая игра «Подбери экипировку». Дети из разрезных картинок с изображением ее элементов подбирают нужные для поездки на самокате.
Почему вы выбрали именно эти предметы?
Дети отвечают.
Почему они подходят для безопасного передвижения на самокате?
Дети отвечают.
Второе правило — отправляться в путь можно только в специальной экипировке.
К доске прикрепляется схема.
Третья глава книги называется «Опасно — не опасно». Как вы думаете, где можно кататься на самокате?
Дети отвечают.
Давайте проведем игру и еще раз проверим свои знания.
Проводится дидактическая игра «Подбери знак». Для картинок с видами проезжей части дороги, лестницы, оврага, дорожки в парке, детской площадки, бордюров дети подбирают картинки с изображением дорожных знаков: движение на самокате запрещено (рис. 3), движение на самокате разрешено
На каких картинках нарисованы опасные места для передвижения на самокате?
Дети отвечают.
Почему?
Дети отвечают.
Третье правило — нужно выбирать для движения на самокате безопасные места.
К доске прикрепляется схема.
Четвертая глава книги называется «Безопасная погода».
Демонстрируется слайд с изображением времен года и с характерными особенностями: части суток (ночь, день), погодные явления (дождь, гроза, сильный ветер).
Ребята, выберите картинки с погодой, подходящей для езды на самокате.
Дети выполняют.
Почему вы выбрали именно эти картинки?
Дети отвечают.
Четвертое правило — кататься на самокате нужно в хорошую погоду и светлое время суток.
К доске прикрепляется схема (рис. 6).
Пятая глава книги называется «Фигурное вождение самоката». Как вы думаете, что это такое?
Дети отвечают, затем демонстрируется слайд с изображением самоката и фигурных дорожек.
Предлагаю закрепить наши теоретические знания практическими умениями и научиться управлять самокатом. Первое задание — езда по прямой дорожке.
Для обозначения дорожки на полу выкладываются два шнура. Необходимо проехать по дорожке, не заезжая за них.
Дети выполняют.
Второе задание — препятствия.
На расстоянии друг от друга расставляются стойки-конусы. Необходимо проехать, объезжая эти препятствия и не сбив ни одной стойки.
Дети выполняют.
Третье задание — экстренное торможение.
В конце дорожки ставится препятствие — стойки-конусы с перекладиной. Необходимо доехать до препятствия и затормозить перед ним.
Дети выполняют.
Пятое правило — во время движения на самокате нужно быть внимательным.
К доске прикрепляется схема.
Вот и закончилась наша книга. Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Дети отвечают.
С какими заданиями справились легко?
Дети отвечают.
Что вызвало затруднения?
Дети отвечают.
Какие правила безопасного вождения самоката вы запомнили?
Дети перечисляют правила, опираясь на схемы.
Предлагаю посмотреть и озвучить видеофильм «Правила безопасного самоката», снятый без звука.
Во время просмотра дети проговаривают правила безопасности при вождении самоката.
Вам понравилось занятие?
Дети. Да!
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle