• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Безопасный самокат. Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
06/2023
В статье представлено занятие со старшими дошкольниками по приобретению навыков безопасного поведения при управлении самокатом. Дети познакомятся с историей появления самоката, изучат правила безопасного передвижения по книге «Безопасный самокат», выполнят практические занятия. Безопасный самокат. Познавательное занятие в подготовительной к школе группе

Борисова Е.А.,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Аленушка», пос. Апраксино Костромской обл.

В последнее время самокат стал одним из любимых средств передвижения детей. Катаются на нем все — дошкольники, подростки и школьники. Массовое увлечение самокатами радует, поскольку это не только атрибут для активной летней прогулки, но и нестандартный тренажер для укрепления здоровья. Для ребенка самокат служит как уличным спортом, так и транспортом — легкий, маневренный, простой в управлении, удобный в переноске, поэтому отлично подходит для детей дошкольного возраста.

К сожалению, большинство родителей, тем более дошкольников, не осознают, что данное средство передвижения — не игрушка, а предмет повышенной опасности. Нередко видим, что дошкольники передвигаются на самокатах не только в специально отведенных местах и огороженных детских площадках, но и становятся участниками дорожного движения — двигаются по тротуарам, пешеходным дорожкам и переходам. И все это происходит без сопровождения взрослых. В результате прекрасная прогулка может закончиться печально и привести к ДТП.

Проанализировав ДТП с участием детей, управляющих самокатами, убеждаемся, что чаще всего они происходят, когда дошкольники катаются без присмотра взрослых. Иногда дети выезжают на пешеходный переход или проезжую часть дороги и попадают под колеса транспорта. Поскольку самокат имеет небольшую высоту, дети малозаметны для водителей, особенно управляющих большими внедорожниками, автобусами или грузовыми машинами. В этих случаях для водителя становится неожиданностью внезапное появление ребенка на самокате. Одно из первых и главных правил при управлении детьми самокатом — обязательное сопровождение взрослых.

Но опасность может подстерегать и при катании по тротуарам или во дворе, где ребенок в любой момент может потерять равновесие и очутиться на проезжей части или оказаться под колесами любителей парковаться на тротуарах. Управляя самокатом, ребенок может встретиться на тротуаре с пешеходами или детскими колясками, что также приводит к неприятным последствиям. Чтобы передвижение на самокате было правильным, необходимо соблюдать правила безопасности.

Данная разработка имеет практическую значимость в работе воспитателей ДОО с воспитанниками 6—7 лет по обучению их навыкам безопасного управления самокатом.

Цель: формирование навыков безопасного поведения при управлении транспортным средством — самокатом.

Задачи:

— дать представление об истории изобретения самоката;

— закреплять знания о правилах дорожного движения с целью обеспечения собственной безопасности;

— учить навыкам фигурного вождения самоката;

— формировать умение предвидеть опасные ситуации, возникающие при вождении самоката, и избегать дорожные ловушки;

— развивать мышление, внимание, быстроту реакции;

— воспитывать культуру безопасного поведения в дорожной среде.

Методы:

— наглядный (демонстрация презентации, наглядных материалов, дидактическая игра);

— словесный (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);

— практический (моделирование дорожных ситуаций).

Оборудование: презентация «Безопасный самокат»; проектор, ноутбук; разрезные картинки «Самокат», схемы для запоминания правил безопасности, иллюстрации с изображением проезжей части дороги; м/ф «Самокат», «Правила безопасного самоката»; дорожные знаки («Движение на самокате запрещено», «Движение на самокате разрешено»); самокаты, стойки-конусы, шнуры, перекладина.

* * *

Воспитатель. В нашей стране много изобретателей, которые придумали средства для быстрого передвижения человека. Они не требуют бензина, их легко можно перенести с одного места на другое. Вам известны такие мобильные средства передвижения?

Дети отвечают, затем на экране проектора демонстрируется слайд с изображением средств индивидуальной мобильности.

Как вы думаете, эти средства опасны для передвижения человека?

Дети отвечают.

Данные средства хоть и помогают быстро добраться до места, все же могут стать опасными как для самого человека, так и для окружающих, если не соблюдать правила безопасности. Вы сможете их назвать?

Дети отвечают.

Сегодня мы поговорим о таких правилах безопасности. Но остановимся на одном средстве передвижения. Отгадайте загадку и узнайте.

Я на чем стою ногой,

Оттолкнусь легко другой,

Чтобы ловко ехать «змейкой»

По парковым аллейкам?

О каком транспортном средстве мы будем говорить?

Дети. О самокате!

Воспитатель. Правильно! Сегодня поговорим о самокате и о правилах безопасного передвижения на нем. Вы знаете, когда появился первый самокат?

Дети. Нет!

Воспитатель. Послушайте историю создания самоката. Самокат — очень интересное средство передвижения.

Демонстрируется слайд с изображением самого первого самоката.

По одной из версий, первый самокат появился примерно 200 лет назад в Германии. Как не трудно догадаться, с современным самокатом у него было мало общего, даже отсутствовало рулевое управление. Выглядел он примерно так.

Демонстрируется слайд с изображением видоизмененного самоката «дрезина».

Следующей вехой развития самоката также стало творение немецкого изобретателя. Он добавил рулевое управление. Изобретению было дано название «дрезина». Она обладала деревянной рамой и колесами, а вместо покрышек были жесткие металлические ободы. По сути, это был «беговел», приводился в движение путем поочередного отталкивания ногами от земли.

Демонстрируется слайд с изображением самоката, похожего на современный.

Сто лет назад в Америке случился главный прорыв, изменивший облик самоката. Колеса уменьшились в размерах, а седло вовсе исчезло. И теперь самокат приводился в движение привычным для нас способом — толчками ногой от земли.

Демонстрируется слайд с изображением современного самоката.

Самокат видоизменялся. И сейчас он стал таким, какой есть почти у каждого из вас. Предлагаю посмотреть мультфильм «Самокат».

По ноутбуку демонстрируется м/ф.

А теперь ответьте на вопросы. Почему у Кота не получилось кататься на самокате?

Дети отвечают.

Какие «дорожные ловушки» вы увидели?

Дети отвечают.

Что могло произойти с Котом?

Дети отвечают.

Что надо делать, чтобы избегать их?

Дети отвечают.

Что посоветовал Коту известный Кот-спортсмен?

Дети отвечают.

Чтобы самокат был безопасным, нужно много тренироваться и соблюдать правила безопасности. Скоро наступит лето, и вы достанете свои самокаты. Но чтобы не попадать в опасные ситуации, я предлагаю изучить правила безопасного передвижения по книге «Безопасный самокат».

Демонстрируется слайд с изображением книги «Безопасный самокат».

Первая глава книги называется «Техосмотр». Мы узнаем, что надо проверить у самоката, чтобы отправиться на нем в поездку.

Проводится дидактическая игра «Собери самокат». Дети из разрезных картинок собирают изображение самоката, рассказывая о деталях, из которых он состоит.

Первое правило — перед поездкой на самокате необходимо проверить его техническое состояние. А затем можно отправляться в путь.

К доске прикрепляется схема (рис. 1).

Демонстрируется слайд с изображением правильной и неправильной экипировки.

Вторая глава книги называется «Экипировка». Что обозначает это слово?

Дети отвечают.

Правильно, экипировка — специальная одежда, в нашем случае — для водителя самоката. Назовите предметы экипировки, которые обязательно должны быть на человеке при движении на нем.

Дети отвечают.

Проводится дидактическая игра «Подбери экипировку». Дети из разрезных картинок с изображением ее элементов подбирают нужные для поездки на самокате.

Почему вы выбрали именно эти предметы?

Дети отвечают.

Почему они подходят для безопасного передвижения на самокате?

Дети отвечают.

Второе правило — отправляться в путь можно только в специальной экипировке.

К доске прикрепляется схема.

Третья глава книги называется «Опасно — не опасно». Как вы думаете, где можно кататься на самокате?

Дети отвечают.

Давайте проведем игру и еще раз проверим свои знания.

Проводится дидактическая игра «Подбери знак». Для картинок с видами проезжей части дороги, лестницы, оврага, дорожки в парке, детской площадки, бордюров дети подбирают картинки с изображением дорожных знаков: движение на самокате запрещено (рис. 3), движение на самокате разрешено

На каких картинках нарисованы опасные места для передвижения на самокате?

Дети отвечают.

Почему?

Дети отвечают.

Третье правило — нужно выбирать для движения на самокате безопасные места.

К доске прикрепляется схема.

Четвертая глава книги называется «Безопасная погода».

Демонстрируется слайд с изображением времен года и с характерными особенностями: части суток (ночь, день), погодные явления (дождь, гроза, сильный ветер).

Ребята, выберите картинки с погодой, подходящей для езды на самокате.

Дети выполняют.

Почему вы выбрали именно эти картинки?

Дети отвечают.

Четвертое правило — кататься на самокате нужно в хорошую погоду и светлое время суток.

К доске прикрепляется схема (рис. 6).

Пятая глава книги называется «Фигурное вождение самоката». Как вы думаете, что это такое?

Дети отвечают, затем демонстрируется слайд с изображением самоката и фигурных дорожек.

Предлагаю закрепить наши теоретические знания практическими умениями и научиться управлять самокатом. Первое задание — езда по прямой дорожке.

Для обозначения дорожки на полу выкладываются два шнура. Необходимо проехать по дорожке, не заезжая за них.

Дети выполняют.

Второе задание — препятствия.

На расстоянии друг от друга расставляются стойки-конусы. Необходимо проехать, объезжая эти препятствия и не сбив ни одной стойки.

Дети выполняют.

Третье задание — экстренное торможение.

В конце дорожки ставится препятствие — стойки-конусы с перекладиной. Необходимо доехать до препятствия и затормозить перед ним.

Дети выполняют.

Пятое правило — во время движения на самокате нужно быть внимательным.

К доске прикрепляется схема.

 

Вот и закончилась наша книга. Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Дети отвечают.

С какими заданиями справились легко?

Дети отвечают.

Что вызвало затруднения?

Дети отвечают.

Какие правила безопасного вождения самоката вы запомнили?

Дети перечисляют правила, опираясь на схемы.

Предлагаю посмотреть и озвучить видеофильм «Правила безопасного самоката», снятый без звука.

Во время просмотра дети проговаривают правила безопасности при вождении самоката.

Вам понравилось занятие?

Дети. Да!


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению