• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

«Четыре времени счастья» Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей 6—7 лет

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
08/2022
В статье предложен материал по ознакомлению старших дошкольников с творчеством новосибирского автора Н.М. Закусиной в рамках литературной гостиной. «Четыре времени счастья» Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей 6—7 лет «Четыре времени счастья»
Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей 6—7 лет

Аверкина Л.Ю., Александрова Ю.В., учителя-логопеды МКДОУ д/с № 502, г. Новосибирск

На занятии со старшими дошкольниками в формате литературной гостиной педагог знакомит детей с творчеством Н.М. Закусиной. В занятии применяются приемы обсуждения, диалога, рассуждения, развивается речь, мыслительная деятельность.

Цель: повышение интереса детей к восприятию художественной литературы, совершенствование их познавательной и речевой активности на материале произведений новосибирских авторов.

Задачи:

ознакомить дошкольников с творчеством новосибирского автора Н.М. Закусиной;
создавать условия для освоения умений воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы;
устанавливать многообразные связи в тексте, понимать авторский замысел;
формировать устойчивый интерес к творческому наследию поэтов и писателей города Новосибирска;
способствовать пониманию значения некоторых средств языковой выразительности (эпитеты, несклоняемые слова и др.);
развивать соотнесения музыкальных впечатлений с художественным текстом;
развивать умение выразительного чтения поэтических произведений разного характера;
развивать умение слышать звучность и ритмичность речи в словесных играх;
совершенствовать речь как средство общения, умение аргументировать свои высказывания, отвечать на вопросы развернутым предложением;
активизировать словарь дошкольника;
развивать познавательный интерес, творческие способности, мышление и воображение дошкольника, расширять кругозор, эрудицию;
воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение художественного и музыкального произведения;
воспитывать позицию активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;
воспитывать у детей любовь к малой родине;
воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность, взаимовыручку.

Оборудование: Книга Н.М. Закусиной «Четыре времени счастья», сундучок или красивая коробка для книги, презентация, созданная на основе иллюстраций из книги, подборка музыкальных произведений, видеопроектор, экран, смайлики по количеству детей, бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сибирские авторы), разучивание стихотворений, предварительное прослушивание песен о Новосибирске, музыкальных произведений о временах года, рассматривание иллюстраций, беседы о состоянии природы в разное время года, игры с рифмами.

* * *
Дети под музыку входят в зал и рассаживаются на места.
Педагог. Здравствуйте, ребята! Мы сегодня собрались в нашей литературной гостиной, чтобы поговорить о поэзии и одном замечательном поэте.
Поэзии чудесная страница
Для нас сегодня открывает дверь.
И чудо пусть любое сотворится!
Ты, главное, в него всем сердцем верь!
Любовь и красота природы,
Дорога сказок, мир — любой, —
Подвластно все ПОЭЗИИ, — Попробуй!
И дверь в ее Страну открой!
Е. Некрасова
Ребята, как вы думаете, что такое поэзия?
Дети отвечают.
Кто такой поэт?
Дети отвечают.
Каких поэтов вы знаете?
Дети отвечают.
А кто ваш любимый поэт?
Дети отвечают.
Каких сибирских поэтов и писателей вы знаете?
Дети отвечают.
Где мы можем прочитать стихи?
Дети отвечают.
На слайде появляется изображение различных книг детских поэтов.
А что же такое книга?
Дети отвечают.
Давайте послушаем стихотворение. И прочтет его нам… (имя ребенка)
1-й ребенок
Хорошая книга —
Мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем
И наш разговор
Потихоньку ведем…

Н. Найденова
Педагог. Сегодня я хочу познакомить вас со стихами замечательного новосибирского автора Ннелли Мизайловны Закусиной. Ее книга находится в этом сундучке. Мы его обязательно откроем, но сначала давайте познакомимся с автором.
Демонстрируется слайд с изображением Н.М. Закусиной.

Закусина Нелли Михайловна родилась 1 сентября 1942 года в Читинской области на станции Могоча. Окончила Новосибирский инженерно-строительный институт. Много работала в различных литературных журналах городов Сибири.
В 1970 году Нелли Михайловна вернулась в Новосибирск. Какое-то время она еще работала в архитектуре, занималась планировкой и застройкой Нижневартовска, но потом пришло время литературы в ее жизни как профессии: Нелли Закусину принимают в Союз писателей СССР, она работает в Западно-Сибирском книжном издательстве, крупнейшем по тем временам, затем в старейшем журнале страны «Сибирские огни».

Нелли Михайловна много занималась поэзией народов Сибири (якутской, бурятской, тувинской, ненецкой). Ее стихи печатались в столичных журналах «Неве», в «Москве», в «Литературной газете». Болгарские, сербские, венгерские поэты благодарны Нелли Закусиной за ее прекрасные переводы. Собственные стихи издавались в Югославии, в Болгарии, в Польше.

Нелли Закусина создала еще и школу юных поэтических дарований, разыскивая таланты по самым отдаленным сельским и знаменитым городским школам. Самобытный поэт с голосом необычайной нежности и искренности, удивительный знаток Сибири, Нелли Михайловна еще и талантливый педагог, и преподаватель авторского курса «Сибирская поэзия».

Нелли Закусина является членом Союза писателей России, и ее творчество было отмечено престижной литературной премией им. Н.Г. Гарина-Михайловского.

Нелли Михайловна пишет, в основном, для взрослых. Но она много занималась творчеством с детьми, и ей захотелось снова вернуться в Мир Детства, поэтому и была написана эта книга.
Ребята, чтобы нам открыть сундучок и достать книгу, необходимо выполнить одно задание. Для этого нам надо будет всем на некоторое время стать поэтами.

Вы готовы?
Дети. Да!
Педагог. Тогда превращение началось!
Чтобы нам не скучать
Будем рифмы подбирать.
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот … (машина, корзина и т.д.)
Вот ромашка, вот… (букашка, бумажка и т.д.)
Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик и т.д.)
Вот и пушка, вот и … (мушка, сушка, кружка и т.д.)
Вот вам пышка, а вот … (книжка, мышка, крышка и т.д.)
Вот сосед, а вот … (обед, кларнет, винегрет и т.д.)
Все мы рифмы подобрали
И нисколько не скучали.
(Е. Захарова)

Все мы рифмы подобрали и сундук мы открывали!
Педагог открывает сундук и достает из него книгу, показывает ее детям.
Ребята, я приглашаю вас совершить чудесное путешествие по страницам этой книги.
Вот четыре времени года.
Пусть в каждом своя непогода,
Пусть в каждом свое ненастье,
Но все-таки дарит природа
Нам четыре времени года,
А в них четыре времени счастья!
Говорит нам автор Нелли Михайловна Закусина.
А кто мне напомнит времена года?
Дети отвечают.
Верно. Начнем с весны. Весной просыпается природа после зимних холодов.
Весною простудный ветер,
Но в марте так воздух светел,
В апреле трава пробивается,
А в мае земля согревается…
А теперь … (имя ребенка) прочтет нам стихотворение «Весна» из книги Нелли Михайловны Закусиной.

2-й Ребенок.
Снег — черный, не белый,
Не белый, а черный!
Ручьи, словно стрелы,
Сновали проворно.
А солнце, как косы,
Лучи расчесало
И пятки морозу,
Смеясь, поджигало.
Сосульки заплакали, —
Холода мало.
На лапках кошачьих
Весна наступала.
Педагог. Нелли Михайловна до сих пор живет в нашем городе. Сейчас вы услышите стихотворение, которое она посвятила Новосибирску. Его нам прочтет… (имя ребенка).

3-й ребенок
Мой город стоит на огромной реке.
Она — словно синего неба кайма.
Ладошку к глазам поднесу — вдалеке
На двух берегах голубеют дома.
А вниз погляжу — корабли подо мной
Играют тяжелой прозрачной волной.
Рукой помашу им, ведь те корабли
На Север, наверное, груз повезли.
Смотрю я на Обь. А река — на меня.
Зеленые тени, и золото дня,
И белые чайки над голубизной,
И мост отражается вместе со мной.
Педагог. А какое сейчас время года?
Дети отвечают.
Правильно! За весной приходит лето.
А летом, мы знаем об этом,
Всегда хорошо нам летом.
Стихотворение про лето нам прочтет … (имя ребенка)

4-й ребенок.
Иринка на заборе
В который раз сидит.
— Не девочка, мальчишка ты! —
Ей мама говорит.
Ах, если б мама знала,
Не затевала спор,
Какое удовольствие
Взобраться на забор!
Большое удовольствие
Ногами поболтать,
Большое удовольствие
С Сережкой поболтать
О том, кто больше яблок
Сможет съесть за раз,
О том, кто дальше видит,
Прищурив правый глаз.
Сказала мама:
— Хватит! Сегодня выходной,
Вот чистенькое платьице.
Гулять пойдешь со мной!
Ты на своем заборе
Все платья изорвешь.
Обиделась Иринка:
— Ну, как ты не поймешь!
Вчера мы не закончили
С Сережкой разговор.
Он снова пригласил меня
Сегодня на забор.
Педагог. Ребята, а как вы проводите лето?
Дети отвечают.
Любите ли вы играть во дворе с друзьями?
Дети отвечают.
А вот сестренки Вера с Таней остались без друзей. Послушайте, как это произошло. Эту историю нам расскажет… (имя ребенка)

5-й ребенок
Вера с Таней — две сестрички,
Всем ребятам дали клички.
Из окошка день-деньской
Так кричат наперебой:
Алешка — матрешка,
Сережка — поварешка,
Рафик — жирафик,
Машка — замарашка,
Наташка — напугашка.
День кричали.
Два кричали.
Зло косички их торчали.
А на третий замолчали.
Всех друзей порастеряли.
Очень плохо, между прочим,
Стало двум сестричкам жить:
До сих пор никто не хочет
С обзывашками дружить.
Педагог. Как вы думаете, почему девочки остались без друзей?
Дети отвечают.
А что надо сделать, чтобы снова завоевать доверие друзей?
Дети отвечают.
Ну, вы-то ребята дружные! Так что давайте все вместе встанем и немного разомнемся.

Проводится физкультминутка по выбору педагога.

А теперь давайте продолжим наше путешествие по временам года, которое устроила нам книжка. Из теплого, веселого, зеленого лета стихи Нелли Михайловны плавно переносят нас в осенний город. Дарят светлую грусть осеннего настроения.

Вот осень. Бывает слякоть,
Но все же не надо плакать
Ведь осень — прощание с летом,
Но яблоки просятся с веток
В корзины,
В стихотворенья.
И бабушки варят варенье!

Осенью вы все пойдете в первый класс. Этот радостный и важный день бывает только один раз в жизни. Вы станете школьниками, гимназистами, лицеистами и начнете свое большое путешествие в интересный, захватывающий, удивительный мир знаний. А начнется ваш путь первого сентября, в самый первый день осени. Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется — «Первое сентября». Его нам прочтет… (имя ребенка)

6-й ребенок
Осень настала и оказалось:
Лето прекрасным мне только казалось.
В воздухе яблочный запах густой.
Город стоит золотой, золотой!
Солнце деревья, как свечи зажгло
Веткам от золота тяжело.
Золото сыплется по ноги мне!
Золото светится в каждом окне!
В каждой витрине, во всех витражах!
В золоте листья меж кленов кружат!
День — золотой! И у всех на виду
С пышным букетом я в школу иду!
Педагог. В школе учиться очень интересно. Вот первоклассники и делятся своими впечатлениями и новыми знаниями. Очень смешное стихотворение Нелли Михайловны Закусиной «О слове метрополитен» прочтет нам … (имя ребенка).

7-й ребенок
Мы с друзьями во дворе
Рассуждали о… метре.
Как мы рано поутру
Всем двором пойдем к… метру.
Как прекрасною порой
Все покатимся… метрой.
Но сказала важно Ася
И прищурилась хитро:
— Нам сегодня в первом классе
Объясняли про метро.
Слово длинное такое:
То ли… полиметропое.
То ли… петромолитен.
То ли… метролипотен…
В общем, чтобы не забыть,
Надо слово сократить.
Вот бумага, вот перо,
Вот написано: МЕТРО.
И пойдем мы поутру
Все к метро, а не к метру.
И кататься детворе
На метро, не на метре.
И для города добро
То, что строится метро!
Педагог. Продолжаем наше путешествие. Какое время года мы еще не назвали?
Дети. Зиму!
Педагог. Верно! Зиму. А что зимой бывает?
Дети. Снег, мороз, сугробы!
Педагог. Молодцы!
Зимою, конечно, не жарко,
Но дарит нам щедро зима
Тепло в новогодних подарках
И свет нашим теплым домам.

А теперь наш литературный день продолжит… (имя ребенка). Он прочтет нам стихотворение Нелли Михайловны Закусиной «Длинноногие снега».
Длинноногие снега
Прилегли на берега,
Протянули рученьки
Вдоль усталой реченьки,
Раскидали ноженьки
На луга дороженьки.
Только сделаешь шажок, заскрипят снега:
— Дружок!
Отдохни, приляг, усни
Вместе с нами, до весны.
— Нет! — отвечу. — Не могу!
Это глупо, спать в снегу.
Лучше я на легких лыжах
Быстро-быстро побегу.
Педагог. Зимой к нам приходит самый любимый, самый волшебный праздник. Какой?
Дети. Новый год!
Педагог. Правильно, Новый год! А вы любите этот праздник?
Дети. Да!
Педагог. А за что?
Дети отвечают.
Тогда давайте послушаем … (имя ребенка). Она нам расскажет стихотворение Нелли Михайловны Закусиной «Новый год».

8-й ребенок
Вез вагоны тепловоз
Мимо елок и берез.
На одном из поворотов
В поезд впрыгнул Дед Мороз.
Шуба шита серебром,
Посох вспыхивал костром.
За спиной мешок огромный
С удивительным добром!
Дед Мороз сказал:
— Ну, вот,
Мой закончился поход.
Я догнал ваш скорый поезд
И дарю вам Новый год!
Педагог. Ребята, мы сегодня узнали много стихотворений Нелли Михайловны Закусиной. Скажите, вам нравится ее книга. Вам хочется ее рассматривать?
Дети. Да!
Педагог. А почему?
Дети отвечают.
А хотите я вам открою один секрет этой книги?
Дети. Хотим!
Педагог. У книги «Четыре времени счастья» два автора. Это поэт, который написал стихи, и художник, который нарисовал все, о чем написал поэт. Замечательного художника, который нарисовал иллюстрации к стихам, зовут Любовь Лазарева.
Педагог берет в руки книгу.
Автор этой книги, Нелли Михайловна Закусина, говорит:
«А эту счастливую книжку
Дарю я девчонкам, мальчишкам:
Антошке, Сережке, Дениске,
Светланке, Иринке, Лариске,
И Мише, и Зоеньке нашей,
И Кате, и Мише с Наташей,
Конечно и Ане и Тане,
И Грише, и Саше, и Ване,
Алешкам, Павлушкам, Никитам,
И даже Валеркам сердитым,
И Юре, и девочке Насте —
Четыре времени счастья!»

Сегодня мы познакомились с замечательным автором и ее чудесными стихами. Как вы думаете, почему называется книга «Четыре времени счастья»?
Дети отвечают.
Понравилась ли вам, ребята, наша встреча?
Дети отвечают.
Что вам понравилось больше всего?
Дети отвечают.
Если вам понравилась наша встреча, то возьмите смайлики и положите их особым образом.
На первый этаж домика положите грустный смайлик. Это если вам было неинтересно.
На второй этаж прикрепите изумленный смайлик. Это если вам было интересно, но кое- что непонятно.
На третий этаж поселите радостный смайлик. Это если вам все понравилось.

Спасибо вам всем за нашу приятную встречу. Желаю вам интересных открытий на страницах новых книг.

Литература
Закусина Н.М. Четыре времени счастья. Новосибирск, 2007.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению