При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Липандина Е.Ф., учитель-логопед, Центр развития ребенка — детский сад № 19 «Ягодка», г. Ступино Московской обл.
Аннотация. В статье анализируются понятия «профессионализм» и «педагогическое мастерство», приводятся рассуждения о тождественности или различии этих двух понятий, выделяются критерии мастерства и профессионализма, их отличительные признаки, компоненты профессионализма педагога дошкольного образования, условия и предпосылки к его развитию.
Ключевые слова. Педагогическое мастерство, профессионализм, педагог дошкольного образования.
Содержание профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования не в полной мере способствует формированию у него системного видения педагогической действительности, так как в основу этого процесса не поставлена личность будущего специалиста, не выявляется и не создается его творческая педагогическая индивидуальность, необходимая для становления и развития мастерства и профессионализма. Чем же в сущности отличаются эти два понятия?
Некоторые авторы отождествляют, ставят знак равенства между понятиями «профессионализм» и «мастерство» (С.И. Иванова), считают их синонимами. Другие полагают, что «профессионализм» — определенный уровень сформированности мастерства (Ю.К. Бабанский); третьи ставят его в одном ряду с понятиями «самообразование» и «самовоспитание» (К. Левитан, Л. Мнацаканян).
Между тем «профессионализм» — категория самостоятельная, имеющая лишь точки соприкосновения с «мастерством» в процессе формирования. Рассмотрим, как определяется понятие «педагогическое мастерство» в психолого-педагогической литературе. Педагоическая энциклопедия трактует «мастерство педагогическое» как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей». Неоднократно по вопросам педагогического мастерства высказывался А.С. Макаренко, но какого-либо четкого определения этого понятия в его трудах нам найти не удалось. Он утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством только талантливых людей: «Мастерство — это то, чего можно добиться. И каждый из вас, молодых педагогов, — говорил он, — будет обязательно мастером, если он не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, — зависит от собственного напора».
Мы приходим к мнению, что высокий уровень мастерства педагога дошкольного образования предполагает:
— глубокое знание и понимание возрастных особенностей дошкольников, детской психологии, педагогики, методики обучения;
— умение организовывать детский коллектив, управлять им, видя в нем каждого ребенка;
— эффективно взаимодействовать с каждым членом педагогического коллектива, родителями и детьми;
— личностные качества, самостоятельность, объективность, внимательность, контактность, чуткость, добросовестность, адекватность самооценки, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Таким образом, мы видим, что педагогическое мастерство — синтез профессиональных, научных знаний, методического искусства и личных качеств, позволяющих эффективно решать
многоплановые профессиональные задачи.
В.А. Сластенин считает, что «…высокий уровень развития ряда профессиональных умений
дает мастерство». Подтверждая и развивая эту мысль далее, он утверждает: «Теоретические знания и основанные на них умения — это главное, объективное содержание педагогического мастерства, единое и общее для всех».
Приведенные толкования сущности педагогического мастерства позволяют заключить, что по этому вопросу нет единого мнения. Одни авторы считают, что это свойство, особенности личности педагога; другие — что это знания, умения, навыки; третьи — объединяют и то и другое вместе; четвертые — в одних случаях называют педагогическим мастерством качества личности, а в других — уровень осуществления профессиональной деятельности и т.д.
Нам представляется, что мастерство педагога основано больше на его практических, прикладных умениях, умениях что-то делать. Профессионализм же педагогической деятельности складывается из совокупности общекультурных, общетеоретических, специальных и психолого-педагогических знаний, умения передать эти знания своим воспитанникам и самокоррекции профессиональной деятельности. Педагог в этом случае владеет искусством формировать у обучающихся готовность к продуктивному решению задач.
Профессионализм педагога как результат его творческой педагогической деятельности предполагает формирование такой личности, которая была бы способна, в свою очередь, продуктивно, грамотно решать как общественно-политические, так и профессиональные и личностные задачи. Так, Н.В. Кузьмина и А.М. Реан рассматривают профессионализм в деятельности как качественную характеристику субъекта деятельности — представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Отсюда следует, что профессионализм педагогической деятельности характеризуется личностной и деятельностной сущностью.
Личностную сущность профессионализма составляют знания педагога, его отношение к объекту, процессу, условиям профессиональной деятельности и понимание необходимости самосовершенствования как профессионала.
Деятельностную (процессуальную) сущность составляет сложный комплекс умений: гностических, самосовершенствования, общения, умения перестраивать деятельность свою и детей, реконструировать информацию в целях искомого результата своего труда и др. Педагог не только знает, как учить и воспитывать, но и умеет эффективно это делать и достигать цели. Можно сказать, что это концентрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости и профессионального долга. Профессионализм современной педагогической деятельности состоит в привнесении в нее элементов творчества и научного исследования, а под продуктивностью деятельности понимаются система и последовательность педагогически целесообразных действий, связанные с решением педагогических задач.
Соответственно непродуктивным является такое творчество, в центре которого находится сам педагог, его самовыражение, самоутверждение, карьера, самореклама, его собственные перспективы роста на педагогическом поприще. Такой воспитатель творчески горит, но исключительно сам для себя. В структуре профессионализма педагогической деятельности мы выделяем три составляющие его компонента:
— профессиональные знания как основание, базис формирования профессионализма в целом;
— коммуникативная культура как готовность и умение использовать систему знаний на практике;
— личностные качества, среди которых стремление к профессиональному самосовершенствованию, саморефлексии не ради своей карьеры, а ради детей.
В педагогической деятельности эти структурные составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Отсутствие одного из них в деятельности влечет за собой несформированность следующих. В самом деле, можно ли говорить о профессионализме педагога, который, к примеру, глубоко знает методику обучения, основы дидактики, механизмы педагогического общения, но не умеетпередать знания, обучить детей. Вероятно, нет. Почему? Потому что он, владея знаниями, не владеет умениями и не имеет опыта в области общения с детьми, т.е. у него не сформирован его профессионализм общения. Или представим обратную ситуацию. Воспитатель мастерски входит в контакт с детьми, может организовать коллектив, поддержать дисциплину, но часто не может ответить на самые простые вопросы дошкольников, четко, доступно решить простую педагогическую задачу, допускает грубые методические ошибки. В данном случае мы говорим, что у него не сформирован профессионализм знаний. Следовательно, только сформированность всех выше названных составляющих в комплексе может обеспечить профессионализм и, как следствие, его самый высокий уровень продуктивности педагогического труда — эффективную личность.
Признаком профессионализма современного воспитателя детей дошкольного возраста является способность:
— сознавать социальную значимость своей будущей профессии;
— реализовывать образовательные программы в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
— использовать современные, адекватные, рациональные методы и научно-обоснованные технологии обучения детей, отвечающие их возрастным особенностям, учитывающие закономерности развития;
— использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества образовательного процесса эффективными средствами; — к продуктивному взаимодействию с участниками образовательного процесса на основе принципов партнерства, толерантности, взаимопонимания и взаимоподдержки;
— организовывать сотрудничество детей и взрослых, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности;
— проектировать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты с учетом особенностей обучающихся, в том числе и с ОВЗ;
— проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
— использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач; — осуществлять обучение, воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей;
— осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО;
— к овладению основами профессиональной этики и коммуникативной культуры.
К условиям развития профессионализма педагогов дошкольного образования в современных условиях относятся:
— совершенствование системы непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяющей выбрать сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения, в том числе и дистанционно;
— создание единого научно-методического открытого образовательного пространства, находясь в котором педагог может выбирать собственную траекторию развития своего профессионализма;
— учет образовательных запросов и потребностей педагогов;
— поддержка профессиональной мотивации и стремления к профессиональному росту и развитию.
Растущие требования к профессионализму педагогов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Образование позволяет не только расширить сферу самореализации человека, но и преодолеть кризисы профессиональной идентичности. Толчком к саморазвитию и повышению уровня профессионализма выступают потребности:
— в расширении своих профессиональных возможностей в условиях выбора наиболее оптимального пути саморазвития, форм и способов самообразования для разрешения педагогических проблем эффективным способом;
— в новой информации, в основе которой лежат интересы и цели, свидетельствующие о направленности инновационной деятельности педагога, ценностном отношении к профессии;
— повышении уровня мотивации, осознание ценности профессии, ее значимости.
Профессиональное развитие— многоплановый процесс, сопровождающийся изменениями во всей внутренней сфере личности, в том числе затрагивающий профессиональное самосознание личности, формирование образа профессионала.
В.Я. Синенко полагает, что профессионализм педагога представляет собой высокий уровеньего психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. Совершенно справедливо мнение В.С. Лазарева и Н.Н. Ставриновой о том, что «профессиональная деятельность педагога будет неполноценной, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма». Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
— определяя профессионализм педагога, ученые сходятся во мнении, что это понятие шире и глубже, чем «мастерство» и это совокупность личностных качеств, специальных знаний и умений;
— систематизирующим фактором профессионализма служит высокий качественный результат;
— профессионализм — результат самообразовательной деятельности, продолжающейся на протяжении всей жизни;
— росту профессионализма во многом способствует участие в проектах инновационной и исследовательской деятельности.
Литература
1. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 15—21.
2. Красношлыкова О.Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования // Педагогика. 2006. № 1. С. 60—66.
3. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
4. Лазарев В.С., Ставринова Н.Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности // Педагогика. 2006. № 2. С. 51—58.
5. Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М., 2002.
6. Педагогика: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. М., 1998.
7. Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. № 5. С. 45—51
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle