При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Тарасевич Л.А., учитель-логопед МБДОУ д/с № 7, г. Новочеркасск Ростовской обл.
Цель: создание условий для расширения использования бус в практике работы педагогов и специалистов ДОО с детьми с ТНР.
I. Вводная часть
Логопед. Добрый день, уважаемые коллеги! Свою тему мастер-класса я начну со следующих строк:
Чудо-бусы у меня,
С детьми мы делали полдня:
Руки развивали, пели и считали,
Рисовали, танцевали,
В мир волшебный попадали.
Славное занятие — для детей приятное!
Бусы, бусы — на все вкусы:
Длинные, звенящие, яркие, блестящие,
Огоньком манящие...
Все забавы хороши для здоровья и души!
Актуальность данной темы обусловлена следующим:
— необходимостью обновления форм, методов и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми ТНР, что закреплено во многих нормативных документах;
— возможностью использования данного материала с детьми любого возраста, имеющими разные нарушения речи;
— использование разнообразных бус позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
— работа с данным материалом создает ситуацию успеха у воспитанников, расширяет представления об окружающем мире, позволяет преодолеть чувство неуверенности при реализации собственного замысла.
Основная цель выступления: познакомить педагогов и специалистов ДОО с использованием бус в практике работы с детьми с ТНР.
Задачи:
— знакомить специалистов с использованием нетрадиционного оборудования — бусами в разных направлениях работы с детьми с ТНР;
— мотивировать педагогов к использованию данной технологии в своей деятельности.
II. Основная часть
Бусы, а вернее прародители современных бус, появились очень давно. Согласно последним данным археологов, как минимум сто тысяч лет назад. Изготавливались бусины не только из скелета животных (клыков, костей), но и из природного материала. Позднее прибавились и камни, которые люди могли найти на поверхности земли. А когда научились обрабатывать различные материалы, появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
В Африке, к примеру, найдены бусины, сделанные из скорлупы яиц страуса и из граненого железа.
В развитии бус огромную роль сыграло стекло.
Причиной возникновения бус было отнюдь не желание себя украсить. Человеком двигали совсем иные устремления.
В разные эпохи бусины использовались в качестве трофеев, четок верующими людьми, оберегов, талисманов или амулетов, денег. В подтверждение своих слов напомню, что остров Манхэттен, где зародился г. Нью-Йорк, был куплен у индейцев П. Минуитом за связку бусин стоимостью 24 доллара. Ну, это было в Америке, а что же происходило с бусами у нас? В Россию византийские стеклянные бусы ввозились за пушнину. С веками бусы никогда не утрачивали своей актуальности и притягательности.
И эта длинная история бус еще не закончена, ведь нас ждет множество увлекательных открытий, в которых мы, педагоги и специалисты, принимаем непосредственное участие.
В контексте проекта нашего детского сада мы находились в поиске разнообразных материалов для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Внимание было обращено к технологии «Бусоград, или Волшебные игры феи Бусинки» М.И. Родиной. Но вскоре мы увидели, что бусы могут решать более широкий спектр развивающих задач, касающихся всех направлений по ФГОС, и что существует масса способов работы с ними.
В речевом развитии
• Применяем бусы для коррекции просодической стороны речи — интонации, тембра, силы, темпа, ритма, выразительности. От произнесения гласных, звукокомплексов — до речитативов с перебором бусинок.
• Развиваем фонематический слух: с помощью бус или бусин заполняем звуковые схемы слов, подбираем на определенные звуки бусины с картинками, распределяем по звукам, собирая бусы.
• Выкладываем буквы и слова из бус, делим слова на слоги, составляем слова по первым звукам.
• При помощи игр с бусами ведем работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи по следующим направлениям: обогащение словаря, уточнение значений слов, формирование словоизменения и словообразования.
• Развиваем диалогическую и монологическую речь в ходе создания сюжетов, сочинения сказок, последовательной расстановки бусин с картинками сказочных героев или сюжетов, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
В познавательном развитии
• Сортировка бус по цвету, форме, величине, ознакомление со свойствами и качествами материалов.
• Определение закономерности и последовательности, исключение лишнего, классификация.
• Операции счета, сравнения, использование бус как мерки.
• Экспериментирование с водой и льдом «Снегурочкины бусы».
• Ознакомление с бусами разных народов в разное время (ЧИК) посредством энциклопедий.
• Ознакомление с вариантами использования природного и бросового материала.
• Чтение художественной литературы, разучивание стишков, пословиц, проговаривание чистоговорок, загадывание загадок.
• Формирование пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки.
В физическом развитии
• Дыхательные и артикуляционные тренажеры: перемести бусину по лабиринту, загони ее в ячейку, положи в чашку, передвинь вправо (влево, вниз, наверх) языком.
• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения: проследи за бусами (бусиной-танцовщицей).
• Игры-релаксации в сочетании с приятной музыкой захватывают детей особенно после активной нагрузки на занятии. Таким образом снижаем психоэмоциональное напряжение.
• Ходьба по рефлексогенным дорожкам с прикрепленными бусинами.
• Развитие кистевых функций (захватывающая, прокатывающая, вращающая, наматывающая, бросковая).
• Применение бус для детей с сенсорными расстройствами и аутизмом. Они отвлекают детей от внешних раздражителей, сосредотачивая на чем-то конкретно (в данном случае бусы из экологически чистых материалов).
Дети с аутичным спектром часто ранят себя: кусают пальцы, обкусывают ногти до крови. Могут до дыр зажевывать края одежды. Так выражается их потребность в оральной стимуляции. Проще говоря, чувствительность ротовых мышц и слизистой оболочки при аутизме нарушена. Стараясь поймать ускользающие ощущения, ребенок дает волю жевательным импульсам.
Бессмысленно запрещать детям с аутизмом грызть собственные пальцы и окружающие предметы. Но можно переключить эту телесную реакцию на другие объекты. Специально для этого делают:
— логопедические тренажеры-массажеры — жевательные аксессуары из плотной пищевой резины;
— массаж языка «волшебной бусиной»;
— пальчиковый тренинг: массаж и самомассаж пальцев, пальчиковый сухой бассейн, массаж четками (перебирание): щелчки пальцами, отбивание бусины и т.д.
Речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, поэтому данное направление занимает важную ступень в деятельности с детьми. Это:
— бусография с опорой на образец;
— работа детей по замыслу;
— создание с помощью спирографа «волшебных бусин»;
— мастерим бусы из бумаги, соленого теста, ткани и других материалов;
— создаем аппликации;
— поделки, используя бусины;
— в пластилинографии применяем бусины для украшения.
В данном направлении совершенствуем сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность, конструктивный праксис.
Предлагаю подумать над последним направлением вместе и придумать игровые упражнения для социально-личностного развития дошкольников.
Мы проводим в дошкольном учреждении разные виды деятельности:
— коммуникативные игры и упражнения: найди такую же бусину у детей, «бусы рассыпались», перехвати бусину;
— создание мини-музея «Бусы разные и прекрасные»;
— театрализованная деятельность с детьми «Веселые бусины»;
— сбор бус-пожеланий;
— бусы как метод рефлексии одного дня (недели).
Я думаю, что каждого педагога или специалиста обязательно привлекут какие-то приемы работы с бусами и, безусловно, будут привнесены свои находки и изменения. Ведь творческий подход всегда привлекателен не только для взрослых, но, конечно, в первую очередь — для наших воспитанников!
Закончить свое выступление мне хочется следующими словами:
Я теплоту детей по бусинке
На нить своей души
С любовью нанизаю.
Такое ожерелье не купить,
Его как дар на счастье надеваю!
Благодарю, уважаемые педагоги, вас всех за внимание!
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle