• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Чудесные бусы. Инновационная технология по развитию речи. Мастер-класс для специалистов

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
05/2022
В статье представлена технология по развитию речи в рамках мастер-класса для специалистов детского сада Чудесные бусы. Инновационная технология по развитию речи. Мастер-класс для специалистов

Тарасевич Л.А., учитель-логопед МБДОУ д/с № 7, г. Новочеркасск Ростовской обл.

Цель: создание условий для расширения использования бус в практике работы педагогов и специалистов ДОО с детьми с ТНР.

I. Вводная часть
Логопед. Добрый день, уважаемые коллеги! Свою тему мастер-класса я начну со следующих строк:
Чудо-бусы у меня,
С детьми мы делали полдня:
Руки развивали, пели и считали,
Рисовали, танцевали,
В мир волшебный попадали.
Славное занятие — для детей приятное!
Бусы, бусы — на все вкусы:
Длинные, звенящие, яркие, блестящие,
Огоньком манящие...
Все забавы хороши для здоровья и души!
Актуальность данной темы обусловлена следующим:
— необходимостью обновления форм, методов и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми ТНР, что закреплено во многих нормативных документах;
— возможностью использования данного материала с детьми любого возраста, имеющими разные нарушения речи;
— использование разнообразных бус позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка;
— работа с данным материалом создает ситуацию успеха у воспитанников, расширяет представления об окружающем мире, позволяет преодолеть чувство неуверенности при реализации собственного замысла.
Основная цель выступления: познакомить педагогов и специалистов ДОО с использованием бус в практике работы с детьми с ТНР.
Задачи:
— знакомить специалистов с использованием нетрадиционного оборудования — бусами в разных направлениях работы с детьми с ТНР;
— мотивировать педагогов к использованию данной технологии в своей деятельности.

II. Основная часть
Бусы, а вернее прародители современных бус, появились очень давно. Согласно последним данным археологов, как минимум сто тысяч лет назад. Изготавливались бусины не только из скелета животных (клыков, костей), но и из природного материала. Позднее прибавились и камни, которые люди могли найти на поверхности земли. А когда научились обрабатывать различные материалы, появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
В Африке, к примеру, найдены бусины, сделанные из скорлупы яиц страуса и из граненого железа.
В развитии бус огромную роль сыграло стекло.
Причиной возникновения бус было отнюдь не желание себя украсить. Человеком двигали совсем иные устремления.
В разные эпохи бусины использовались в качестве трофеев, четок верующими людьми, оберегов, талисманов или амулетов, денег. В подтверждение своих слов напомню, что остров Манхэттен, где зародился г. Нью-Йорк, был куплен у индейцев П. Минуитом за связку бусин стоимостью 24 доллара. Ну, это было в Америке, а что же происходило с бусами у нас? В Россию византийские стеклянные бусы ввозились за пушнину. С веками бусы никогда не утрачивали своей актуальности и притягательности.
И эта длинная история бус еще не закончена, ведь нас ждет множество увлекательных открытий, в которых мы, педагоги и специалисты, принимаем непосредственное участие.
В контексте проекта нашего детского сада мы находились в поиске разнообразных материалов для коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Внимание было обращено к технологии «Бусоград, или Волшебные игры феи Бусинки» М.И. Родиной. Но вскоре мы увидели, что бусы могут решать более широкий спектр развивающих задач, касающихся всех направлений по ФГОС, и что существует масса способов работы с ними.
В речевом развитии
• Применяем бусы для коррекции просодической стороны речи — интонации, тембра, силы, темпа, ритма, выразительности. От произнесения гласных, звукокомплексов — до речитативов с перебором бусинок.
• Развиваем фонематический слух: с помощью бус или бусин заполняем звуковые схемы слов, подбираем на определенные звуки бусины с картинками, распределяем по звукам, собирая бусы.
• Выкладываем буквы и слова из бус, делим слова на слоги, составляем слова по первым звукам.
• При помощи игр с бусами ведем работу по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи по следующим направлениям: обогащение словаря, уточнение значений слов, формирование словоизменения и словообразования.
• Развиваем диалогическую и монологическую речь в ходе создания сюжетов, сочинения сказок, последовательной расстановки бусин с картинками сказочных героев или сюжетов, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.
В познавательном развитии
• Сортировка бус по цвету, форме, величине, ознакомление со свойствами и качествами материалов.
• Определение закономерности и последовательности, исключение лишнего, классификация.
• Операции счета, сравнения, использование бус как мерки.
• Экспериментирование с водой и льдом «Снегурочкины бусы».
• Ознакомление с бусами разных народов в разное время (ЧИК) посредством энциклопедий.
• Ознакомление с вариантами использования природного и бросового материала.
• Чтение художественной литературы, разучивание стишков, пословиц, проговаривание чистоговорок, загадывание загадок.
• Формирование пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки.
В физическом развитии
• Дыхательные и артикуляционные тренажеры: перемести бусину по лабиринту, загони ее в ячейку, положи в чашку, передвинь вправо (влево, вниз, наверх) языком.
• Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения: проследи за бусами (бусиной-танцовщицей).
• Игры-релаксации в сочетании с приятной музыкой захватывают детей особенно после активной нагрузки на занятии. Таким образом снижаем психоэмоциональное напряжение.
• Ходьба по рефлексогенным дорожкам с прикрепленными бусинами.
• Развитие кистевых функций (захватывающая, прокатывающая, вращающая, наматывающая, бросковая).
• Применение бус для детей с сенсорными расстройствами и аутизмом. Они отвлекают детей от внешних раздражителей, сосредотачивая на чем-то конкретно (в данном случае бусы из экологически чистых материалов).
Дети с аутичным спектром часто ранят себя: кусают пальцы, обкусывают ногти до крови. Могут до дыр зажевывать края одежды. Так выражается их потребность в оральной стимуляции. Проще говоря, чувствительность ротовых мышц и слизистой оболочки при аутизме нарушена. Стараясь поймать ускользающие ощущения, ребенок дает волю жевательным импульсам.
Бессмысленно запрещать детям с аутизмом грызть собственные пальцы и окружающие предметы. Но можно переключить эту телесную реакцию на другие объекты. Специально для этого делают:
— логопедические тренажеры-массажеры — жевательные аксессуары из плотной пищевой резины;
— массаж языка «волшебной бусиной»;
— пальчиковый тренинг: массаж и самомассаж пальцев, пальчиковый сухой бассейн, массаж четками (перебирание): щелчки пальцами, отбивание бусины и т.д.
Речевые области в коре головного мозга формируются под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев, поэтому данное направление занимает важную ступень в деятельности с детьми. Это:
— бусография с опорой на образец;
— работа детей по замыслу;
— создание с помощью спирографа «волшебных бусин»;
— мастерим бусы из бумаги, соленого теста, ткани и других материалов;
— создаем аппликации;
— поделки, используя бусины;
— в пластилинографии применяем бусины для украшения.
В данном направлении совершенствуем сенсомоторику — согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность, конструктивный праксис.
Предлагаю подумать над последним направлением вместе и придумать игровые упражнения для социально-личностного развития дошкольников.
Мы проводим в дошкольном учреждении разные виды деятельности:
— коммуникативные игры и упражнения: найди такую же бусину у детей, «бусы рассыпались», перехвати бусину;
— создание мини-музея «Бусы разные и прекрасные»;
— театрализованная деятельность с детьми «Веселые бусины»;
— сбор бус-пожеланий;
— бусы как метод рефлексии одного дня (недели).
Я думаю, что каждого педагога или специалиста обязательно привлекут какие-то приемы работы с бусами и, безусловно, будут привнесены свои находки и изменения. Ведь творческий подход всегда привлекателен не только для взрослых, но, конечно, в первую очередь — для наших воспитанников!
Закончить свое выступление мне хочется следующими словами:
Я теплоту детей по бусинке
На нить своей души
С любовью нанизаю.
Такое ожерелье не купить,
Его как дар на счастье надеваю!
Благодарю, уважаемые педагоги, вас всех за внимание!

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению