• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Детский театр как культурно-досуговая деятельность дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
39/2022
В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрывается значение и условия организации культурно-досуговой деятельности в детском саду как средства социализации и воспитания нравственных ценностей и интереса к театру, перечисляются виды праздников, описывается опыт работы ДОО по организации театральной недели с детьми старшего дошкольного возраста Детский театр как культурно-досуговая деятельность дошкольников

Рамазанова Ф.Г., Денисова Л.П.,

воспитатели ГБОУ «Школа № 825 им. В.А. Караковского», Москва

На сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности в детских садах. Дошкольное образование ставит центральной задачей развитие целостной личности ребенка. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Вместе с тем содержательный досуг — мощное средство развития личности человека и показатель общего уровня его культуры.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сложное Многоуровневое социальное явление, включенное в многообразие педагогически управляемой системы отношений. По своему содержанию данная деятельность разнообразна, и тесно связана со становлением личности ребенка. Это не просто организация мероприятий, а деятельность, направленная на изучение и развитие творческих возможностей и способностей малышей с учетом их желаний, потребностей, включающая в совместное сотворчество и сотрудничество их родителей. В ней реализуются культурные потребности и отдельного дошкольника, и группы в целом [4].

В культурно-досуговой деятельности ребенок усваивает культурные нормы, ценности и образцы поведения. У него формируется глубокий, осмысленный подход к действительности, помогающий высветить его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, общества, макро- и микросреды. Дошкольный возраст — период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками [3].

Проблемой организации досуга издавна интересовались такие прогрессивные педагоги и Психологи, как: К.Д. Ушинский, М,Б. Зацепина, Г.А. Аванесовой, Е.А. Никойова, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузрва, АД. Жарков и др.

Так профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов [3]. С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой, культура досуга — это проведение человеком свободного времени, сбалансированное по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено Социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям. Е.А. Никонова определяет, что досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматриваете как одна из сфер вовлечения в мир культуры [5].

Досуговая деятельность выступает одним из главных направлений, способствующим становлению социальной активности детей дошкольного возраста, вовлекая ее в различные виды творчества, досугового общения, формируя культуру потребления определенных ценностей (эстетических, духовно-нравственных, социальных, творческих и др.). Культурно-досуговая деятельность обеспечивает реализацию досуговых интересов детей в том случае, если удовлетворяются субъективные, т.е. личностные потребности в досуге и объективные — социально-культурные условия, способствующие раскрытию ребенком собственного потенциала.

В практике воспитательной работы известны различные формы организации досугов. Исследователи предпринимают попытки классифицировать их на разной основе, к примеру, Б.В. Куприянов делает это на основе передвижений участников досуговой деятельности. Автор выделяет три основных типа форм:

— статичные (представление);

— статично-динамичные (созидание — гуляние);

— динамико-статичные (путешествие) [4].

По степени активности и участия детей различают три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями; непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

К развлечениям относятся аттракционы, сюрпризы, фокусы, шутки, шарады, загадки. Праздник — это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых — создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать культуру празднования. Деятельность в праздничные дни формирует познавательный интерес, художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Важно, чтобы праздники в детском саду были разнообразны. Можно выделить следующие виды праздников:

— народные и фольклорные ( Святки, Коляда, Масленица, Осенины);

— государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День театра, День Смеха, День космонавтики, День города и др.);

— международные (День матери, День защиты Детей, Международный женский день);

— православные (Рождество Христово, Пасха, Троица и др.);

— бытовые и семейные (день рожденья, выпускной в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе);

— праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник Мыльных пузырей, Оригами и др.,

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности [1]. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

Часто в содержании досугов и праздников включены различные театральные постановки, сценки, театральные миниатюры. Как сама театрализованная деятельность, так и знакомство с театром многое дают ребенку для его социализации, развитию коммуникативных навыков и качеств.

Театр и театрализованная деятельность занимают особое место в жизни ребенка. Вся жизнь дошкольников насыщена игрой, а научить его играть, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, приобретать жизненный опыт, помогает театрализованная игра. Как справедливо сказал Б.М. Теплов: «Театр — это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».

Одной из добрых традиций нашего дошкольного отделения ГБОУ «Школа № 825 имени В.А. Караковского» является проведение тематической недели ко Дню театра. И этот год не исключение. С 21 по 25 апреля 2022 г. была проведена тематическая театральная неделя. Участниками данного мероприятия стали воспитанники всех возрастных групп, воспитатели и специалисты дошкольного отделения, которые целую неделю превращались в героев сказок, артистов и зрителей. На протяжении всей недели воспитатели с детьми проводили беседы о театре, театральных профессиях. Малышам рассказали, кто работает в театре, познакомили с профессиями гримера, костюмера, художника-декоратора, режиссера и конечно артиста.

Каждый ребенок с ранних лет в силу своей непосредственности и открытости маленький артист и у каждого имеются определенные артистические способности. Поэтому наша задача:

— раскрывать, поддерживать, и развивать у детей творческие и артистические способности, способствовать эмоциональной выразительности речи, мимики и пантомимики пластики, музыкальности;

— формировать знания о театре и его особенностях, профессиях, связанных с театром, культуру поведения;

— вызывать интерес к театральному творчеству, развивать умение и желание действовать сообща, воспитывать чувство раскрепощенности, уверенности в себе, умение преодолевать чувство застенчивости.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению