• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Детям про смелость, отвагу и мужество

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
03/2023
Журнал «Воспитатель ДОУ» готовит к публикации серию статей под общей темой «Знакомим дошкольников с традиционными ценностями нашего общества (на примере комплексно-тематического планирования программы «Истоки») Детям про смелость, отвагу и мужество

Детям про смелость, отвагу и мужество

Васюкова Н.Е.,

канд. пед. наук, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ, соавтор методических пособий к комплексной программе «Истоки»

В общей педагогической практике всегда понималось единство образовательных и воспитательных задач, что отражено в Примерной программе воспитания дошкольного образования, являющейся составной частью Федеральной образовательной программы (далее — ФОП). Однако сейчас настало время переосмысления, и понимания все ли из перечисленных в ФОП ценностей общества были представлены в ее содержании ранее, и желания найти место в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

Система комплексно-тематического планирования, разработанная к образовательной программе «Истоки», обладает возможностями сделать особый акцент на традиционные ценности или включить ранее отсутствующее содержательное наполнение в уже имеющуюся систему работы. Поскольку каждая познавательная тема прорабатывается с детьми на протяжении достаточно длительного времени (одна-две недели), в этом промежутке возможно найти место для представления детям той или иной ценности и ее осознания, ее проявления в окружающей жизни, сформулировать свое отношение к ней, и самое главное — получить опыт конкретных действий.

Сегодня речь пойдет об ознакомлении детей с такими нравственными качествами, как смелость, отвага, мужество, честь и доблесть.

Февраль — наиболее подходящий месяц, что развернуть образовательную работу в этом направлении, потому что в феврале страна отмечает День защитника Отечества. Вспомним, что изначально введенный в 1922 г. праздник назывался Днем Красной армии, с 1946 г. — Днем Советской армии, а далее Днем Советской армии и Военно-морского флота. Со времен распада СССР он стал Днем воинской славы России, каким и остается до сих пор. И всегда в преддверие этого праздника воспитатели знакомят детей с людьми военных профессий, рассказывают об армии, организуют патриотические игры, проводят спортивные соревнования вместе с папами воспитанников. Значит, базовая основа у нас есть.

Как можно расширить содержание этой темы для детей с позиции настоящего времени, что дополнительно можно включить в нее?

Обратимся к последнему документу — Федеральной образовательной программе. В области социально-коммуникативного развития она ставит перед педагогами задачу формирования у детей основ гражданственности и патриотизма (п. 18.5.1, 18.6.1, 18.7.1), воспитание уважения к Родине, ознакомления с государственными праздниками, эмоциональными состояниями и поступками людей, получение опыта сочувствия и содействия, воспитание чувствительности. Значит, уже имеющееся содержание мы можем обогатить представлениями детей о таких нравственных качествах людей, как смелость, честь, отвага, храбрость, доблесть, мужество.

В средней группе детского сада в теме «Защитники»* педагог рассматривает с детьми иллюстрации с изображением солдат разных родов войск и военной техники, рассказывает о людях военных профессий и тех качествах, которыми они должны обладать. К празднику в подарок папам и дедушкам ребята лепят из пластилина вертолеты и для своих игр конструируют корабли и самолеты из конструктора Лего.

 

* ссылка на пособие Васюкова Н.Е., Тарунтаева Т.В., Арушанова А.Г. «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Зима».

 

Можно выйти за пределы представлений о смелости военных. Задайте детям вопрос: а может ли быть смелым и бесстрашным маленький мальчик?

Выслушайте рассуждения детей, а затем прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Котенок», а через некоторое время похожий по сюжету рассказ А. Седугина «Как Артемка котенка спас». С их помощью дети получат первые представления о смелости. Обсудите с детьми: страшно ли было мальчику Артемке встать перед грузовиком, чтобы защитить котенка; переживали ли дети за него; стоило ли так рисковать; какими словами можно сказать о мальчике (обогащаем словарный запас детей: смелый, отважный, благородный). Возможно, дети вспомнят похожие случаи из своего опыта.

Суть многих понятий младшие дошкольники легче усваивают на контрасте, потому для сравнения таких качеств, как смелость и упрямство, можно прочитать узбекскую народную сказку «Упрямые козы» и обсудить с детьми: можно ли ее героев назвать смелыми.

Продолжить разговор возможно с помощью стихотворений А. Усачева «Защита» или Р. Сефа «Мальчики и девочки»:

Мальчики и девочки — все у нас равны,

Только помнить мальчики об одном должны:

Девочки слабее, могут и пищать,

И должны их мальчики храбро защищать.

Особенно удачно его прочитать детям после возникшего в группе конфликтного случая между девочкой и мальчиком, а потом вместе порассуждать, как и от кого надо защищать девочек; какие качества взрослого мужчины могут проявлять и маленькие пока дети (помочь одеться, убрать игрушки, донести маме тяжелые сумки, выполнить порученную работу по дому и т.д.).

В репертуаре для чтения детям старшей возрастной группы много сказок. Можно продолжить формировать представления о смелости и храбрости, читая русские народные сказки «Иван-царевич и Серый Волк», «Финист - Ясный сокол»*, «Марья Моревна», дагестанскую сказку «Храбрый мальчик», татарскую сказку «Зилян» и др., обсуждая с детьми, что главные герои шли на бои с заведомо более сильным противником, рискуя своей жизнью ради любимого человека или стремясь помочь более слабым и беззащитным.

 

* ссылка на пособие Алиева Т.И., Васюкова Н.Е., Художетсвенная литература для детей 5-7 лет),

Представления детей о силе, отваге, бесстрашии русских воинов можно расширить, совершив путешествие в «давние времена», посвятив одну из тематических недель теме «Крепости и богатыри»*.

 

* ссылка на пособие Васюкова Н.Е., Родина М.Н. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 6-7 лет).

 

Педагог помогает воспитанникам представить, как жили на Руси в далеком прошлом: какие строили дома, как были устроены города-крепости, показывает им фотографии Псковского кремля и кремля в Великом Новгороде. Рассказывая о доспехах древнего витязя (шлеме, кольчуге, щите, мече, копье), рассказ подкрепляется иллюстративным материалом. Базовые представления о былинных героях у детей сложатся уже в процессе чтения сказок «Никита-Кожемяка», «Добрыня Никитич и змей», «Бой на Калиновом мосту» и др.

На занятиях по развитию речи педагог выяснит с детьми понятия пословицы «Смелость города берет», выражения «богатырская сила, богатырская удаль», познакомит с пословицей «Где силой не возьмешь — там хитрость на подмогу». Предложит подобрать слова, которыми можно назвать смелых людей (например, храбрые, доблестные, мужественные, надежные, решительные, отважные, ловкие, бесстрашные и т.д.). Попросит ребят рассказать, что они знают о богатырях. Чтение сказок и беседы можно сопровождать рассматриванием репродукций картин В.М. Васнецова «Богатыри» и «Битва Ивана-царевича со Змеем Горынычем». Образы Змея Горыныча дети могут воплотить в лепных работах, а в аппликации создать коллективную композицию «Тридцать три богатыря», на занятии по конструированию построить старинный город-крепость из строительного материала и развернуть в нем игру.

В старшей группе по теме «Про храбрых и отважных»* педагог продолжает расширять представления детей о службе в армии, защитниках Отечества. Воспитатель приглашает некоторых пап рассказать о своей службе в армии, наградах, которые получают лучшие военные. Папы вместе с детьми участвуют в досуге «А ну-ка, мальчики». Для поздравления своих пап и дедушек дети рисуют их портреты, стараясь передать наиболее яркие черты лица, составляют устные поздравления, которые воспитатель записывает на обороте портретов или поздравительных открыток.

 

* ссылка на пособие Васюкова Н.Е., Тарунтаева Т.В., Арушанова А.Г. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Зима».

 

Детей можно ознакомить с военной профессией пограничника. В этом поможет чтение рассказов П. Карякина «Рассказ пограничника», В. Коржикова «Вот какой Пахомов», И. Козлова из книги «На границе», Л. Линькова из книги «Рассказы о пограничниках», а также стихотворений З. Александровой «Дозор», О. Высотской «Мой брат уехал на границу» и «Песня о пограничнике» (на эти стихи создана песня композитора С. Богуславского) и др. Один из небольших рассказов можно предложить детям для пересказа на занятии по развитию речи.

Для длительного чтения можно предложить фрагменты рассказа Ю. Коваля «Алый», а на итоговом занятии вспомнить и обсудить с детьми следующие моменты: как встретились боец Кошкин и пес; почему Кошкин выбрал собаке имя Алый. Можно спросить детей, нравятся ли им герои повести, как они могли бы охарактеризовать: каким был боец Кошкин; как он относился к Алому; каким по характеру был пес. Обсудить это стоит до завершения чтения. Поскольку финал истории имеет высочайший эмоциональный накал, по окончании чтения стоит сделать некоторую паузу и дать возможность детям пережить сильные чувства до конца. Педагог должен поинтересоваться чувствами детей, выслушать их высказывания и обобщить: очень жаль, что эта история закончилась так печально, но мы успели полюбить и бойца Кошкина, и пса Алого, мы гордимся их смелостью и отвагой, они с честью выполнили свой долг.

Чтение литературных произведений хорошо сопровождать рассматриванием репродукций картин художников: В.И. Переяславца «Пограничник с собакой», А. Семенова «Схватка на берегу Аракса», А. Щербакова «Наша армия родная», Ф.П. Усыпенко «По следу» и др. Такая визуализация расширяет представления детей, вызывает их эмоциональную отзывчивость, способность переживать героям.

В плане воспитательно-образовательной работы по теме о пограничниках подходит не только февраль. Профессиональный праздник пограничников ежегодно отмечается в стране 28 мая. И если ваш детский сад находится в пограничной зоне, или у воспитанников есть папы-военные, данную тему уместно перенести на конец мая.

Праздник Великой Победы — еще одна тема, имеющая прямое отношение к доблести, отваге, мужеству и героизму людей, защищавших свою страну*.

 

* ссылка на пособие Васюкова Н.Е., Родина Н.М. «Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 6-7 лет».

 

Воспитатель во время занятий пробуждает у детей интерес к истории своей страны, читает рассказы о некоторых событиях того времени: Е. Воробьева «Обрывок провода», А. Митяева «Землянка», «Мешок овсянки», рассказы из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат». Для мальчишек, особо интересующихся темой войны, педагог может дополнительно почитать рассказы из книги Л. Кассиля «Твои защитники», в которых рассказывается о военных подвигах танкистов, летчиков, пехотинцев, медсестер. Можно выбрать много достойных стихов о войне, например, стихотворение А. Усачева «День Победы», Е. Благининой «Шинель», С. Маршака «Разговор с внуком», Л. Преображенской «Вовкина бабушка» и многие другие. Педагог рассказывает о значении этого праздника для нашей страны, вовлекает детей в обсуждение услышанного. Дети рисуют праздничный салют, после чтения рассказа Г. Лагздынь «Дедушкина кружка» — лепят кружки для своей семьи.

Традиционно дети в честь Дня Великой Победы возлагают цветы к монументам Славы и памятникам воинам, делают своими руками подарки ветеранам, приглашают их на концерты. Такая работа обогащает эмоциональную сферу, формирует нравственные и патриотические чувства, приобщает к традиционным российским ценностям, воспитывает внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам.

А есть ли место подвигу в наши, невоенные, дни?

Этот вопрос можно задать детям, а в качестве ответа прочитать рассказ И. Туричина «Человек заболел» о том, как молодой доктор Вера Васильевна боялась высоты, а ей пришлось лететь к больному ребенку в дальний поселок, да еще и прыгать с парашютом; похожий по сюжету рассказ И. Винокурова «Сквозь буран» из книги «Самолет летит»; рассказ В. Симонова «Лесной десант» из книги «Как самолет поле полол» о пожаре в лесу и тушении огня с помощью гидросамолетов и пр. К ним можно добавить хорошо известные стихотворения С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», рассказы Б. Житкова «На льдине», «Обвал». С их помощью дети получат представления о таких отважных профессиях, как пожарные, спасатели, врачи. В этих мирных профессиях людям часто приходится проявлять такие человеческие качества как смелость, решительность, мужество и даже героизм.

Подобные произведения можно включить в тематический план в тот момент, когда детей знакомят с профессиями взрослых. Накопив запас примеров проявления людьми смелости, мужества, героизма, доблести, можно провести итоговое занятие, вспомнить прочитанные произведения, выяснить, какие из них больше остальных понравились детям, какими поступками героев прочитанных произведений им хочется гордиться, кто в будущем готов выбрать для себя отважную профессию.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению