• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Дидактическое пособие «Звуко-буквенные домики» для детей 5—7 лет

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
05/2022
Дидактическое пособие «Звуко-буквенные домики» для детей 5—7 лет

Сисина И.Ф.,

учитель-логопед СП № 21 МАДОУ д/с «Солнышко», г. Нижний Тагил Свердловской обл.

Аннотация. В статье представлено дидактическое пособие на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, формирование представлений об образе буквы.

Ключевые слова. Дидактическое пособие, фонематическое восприятие, зрительная опора, отработка речевых навыков, звуковые символы.

Функциональное наглядно-дидактическое пособие «Звуко-буквенные домики» предназначено для развития фонетико-фонематических представлений у детей 5—7 лет. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематических процессов способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук», у них формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом, термином и буквой. Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, логопедам, а также родителям.

Возраст: предназначено для детей 5—7 лет.

Цели: формирование у детей представлений о звуковой системе языка; развитие аналитико-синтетической деятельности; установление связи звука и буквы.

Задачи:

— давать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от друга по произношению (характеристикам);

— прививать навык обозначения звуков условными символами (узнавать звуки по символам);

— учить различать согласные звуки на слух (по акустическим признакам) и по артикуляции;

— формировать умение давать звукам характеристику и обозначать их соответствующим цветом;

— знакомить с графическим образом букв; сформировать устойчивую связь звука и буквы;

— учить звуковому, звуко-буквенному, слоговому анализу и синтезу слов.

Комплект пособия состоит из пяти домиков разной высоты (фото 1).

 

Фото 1

 

Домики изготовлены из фанеры, раскрашены и покрыты лаком, легки в использовании (можно поставить, положить, подвесить (фото 2)).

 

Фото 2

 

Жители домиков: звуки и буквы.

На фасад наклеены прозрачные окошки-карманчики. В высоких домах окошки раскрашены в соответствии с общепринятыми условными обозначениями гласных и согласных звуков. Домик с красными окошками — для гласных звуков (фото 3), а с сине-зелеными — для согласных (фото 4).

 

Фото 3

Фото 4

 

На крыше каждого одноэтажного домика есть прозрачный карман, в него помещается картинка с изображением предмета, звуковой (буквенный) анализ или синтез которого выполняет ребенок (из трех, четырех, пяти звуков), картинки меняются.

К пособию прилагаются:

— наборы ламинированных карточек с изображением символов гласных и согласных звуков (Т. Ткаченко, З. Агранович), букв;

— разноцветных карточек-квадратов (гласный звук — красный квадрат; согласный твердый — синий; согласный мягкий — зеленый);

— предметные картинки.

Основное назначение пособия: предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, их условными обозначениями, буквами; со словами с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы.

Играя с жильцами домика, опираясь на звуковые символы, дети учатся слышать звук, осознавать звук как единицу речи (на наглядно-действенной основе). Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». Развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции, что способствует формированию устойчивых ассоциативных связей между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.

Дети учатся давать характеристику звукам речи, дифференцируют звуки в зависимости от их характеристик; устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в свое окошко и «выселяют» по необходимости, считают, каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой, проводят звуковой (звуко-буквенный), слоговой анализ и синтез слов.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению