• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Дифференциация часто смешиваемых звуков у детей как база для формирования грамотной письменной речи

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
10/2022
В статье затронута проблема недостаточности развития фонематического восприятия, которое может проявиться в старшем дошкольном возрасте. Приведен пример занятия по дифференциации часто смешиваемых звуков. Дифференциация часто смешиваемых звуков у детей как база для формирования грамотной письменной речи

Иншакова М.В.,

психолог высшей категории, логопед первой категории, МАОУ СОШ № 218, г. Новосибирск

Основа грамотного письма и речи будущего первоклассника — умение правильно различать звуки речи (фонемы). Именно поэтому при поступлении в школу большое значение имеет сформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения) и фонематического восприятия (звукоразличения).

Систему русского языка отличает то, что ряд фонем близки по звучанию или способу произношения, поэтому они зачастую смешиваются в речи. Например, это сонорные [р], [р’], [л], [л’], [j]. Если ребенку трудно различить на слух акустически близкие звуки, эти трудности он переносит на письменную речь, а фонетико-фонематические нарушения являются источником возникновения стойких затруднений в формировании навыка чтения и письма.

Если у ребенка нарушено звукопроизношение, все с нетерпением ждут, когда же он правильно произнесет звук. Но специалисты, работающие над коррекцией речи, знают, что эта работа только начинается. Даже если ребенок научился произносить звуки правильно, в самостоятельной речи он может заменять их на звуки, сходные по звучанию. Поэтому впереди закрепление, автоматизация, дифференциация звуков в словах, словосочетаниях, предложениях.

Научился малыш «рычать» или «шипеть» — здорово! Он даже может чисто произносить отдельные слова, повторять за взрослым словосочетания, но в спонтанной речи или при проговаривании малочастотных (редко употребляемых) слов (георгин, креветки, круассан) допускать ошибки. Часто «сбой» происходит, когда в одном слове встречаются два оппозиционных звука, например [л]-[р]: «крокодил», «пломбир» или «кларнет». Трудно детям справляться с трех- или четырехсложными словами, такими, как «аквалангист», «пудреница». Чтобы ребенок начал уверенно употреблять поставленные звуки в самостоятельной речи, нужна долгая кропотливая работа по автоматизации или закреплению.

Для дифференциации часто смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста полезны различные задания*, в частности игры с разрезными картинками. Логопедические игры с картинками позволяют отработать несколько этапов дифференциации смешиваемых звуков (в словах, словосочетаниях, предложениях), автоматизировать употребление как одного, так и сразу двух смешиваемых звуков. Подбирая материал для занятий, важно ориентироваться на картинки с простыми, доступными для детей, сюжетами и названиями-словосочетаниями. Важны именно словосочетания и сюжеты, а не просто изображение и название-слово.

* Система заданий приведена на примере учебного издания «Различаю звуки, говорю правильно! Р-Л, Р-Р’, Л-Л’, Л’-Й» (Школа Натальи Теремковой): Учеб. пособие / Н.Э. Теремкова. М., 2022.

Во-первых, усложнение речевого материала дает хорошую тренировку для введения звука в спонтанную речь. При проговаривании отдельных слов ребенку легче контролировать процесс произношения, в словосочетаниях это сделать сложнее. Например, «фламинго» запомнить и сказать ребенку легче, чем «фламинго на картине».

Во-вторых, именно на основе этих картинок можно отрабатывать дифференциацию в словах, словосочетаниях, а затем в предложениях. На картинке изображен тигр, словосочетание — «ловкий тигр», а предложение, которое сможет составить ребенок, — «Ловкий тигр ловит бабочку» или «Тигр ловит бабочку».

Логопедические игры на дифференциацию звуков на уровне слова, словосочетания применяются, только когда ребенок отчетливо, изолированно и правильно произносит каждый из смешиваемых звуков, и звуки автоматизированы в звукосочетаниях. Важно, чтобы у логопеда была возможность выбора карточек без звуков, которые ребенок произносит дефектно. Например, ребенку необходимо закрепить дифференциацию [л]-[р], но у него нарушено произношение свистящих и шипящих. В этом случае дошкольнику будет полезна специальная подборка словосочетаний, например «умелый повар», «полная коробка», «ловит рыбу», «ел бутерброд» и др.

В игры по дифференциации звуков нужно включать приемы, позволяющие развивать высшие психические функции, такие как слуховое и зрительное восприятие, память, внимание. Например, ребенок должен запомнить и воспроизвести слова, а затем словосочетания. Начинать можно с двух-трех слов и доводить до четырех-пяти. Со словосочетаниями ребенку сложнее справляться. Обычно он запоминает и может воспроизвести не более двух. В этом случае ребенок вынужден контролировать не только процесс звукопроизношения, но и припоминать речевой материал. В дальнейшем этот навык пригодится для успешного письма под диктовку.

Этот же прием лежит в основе включения в игровые задания трех-, четырех-, пятисложных слов, малознакомых слов, при воспроизведении которых ошибок в спонтанной речи особенно много. Если автоматизацию и дифференциацию отрабатывать только на простых, общеупотребительных словах, то в спонтанной речи ребенку сложнее сохранить правильное произношение.

Игры с разрезными картинками проводятся с опорой на слуховое и зрительное восприятие в разных вариантах. Например, называется словосочетание и предъявляется картинка, ребенок повторяет словосочетание с опорой на картинку. Возможен вариант предъявления картинки без проговаривания, и ребенок называет ее самостоятельно. Важно подобрать материал, который позволит постепенно усложнять задания. Сначала отрабатываем дифференциацию на словосочетаниях из легких в произношении, двусложных, часто употребляемых слов. Затем постепенно вводить трех-, четырехсложные, редко употребляемые слова.

Детям нравится заниматься с интересно иллюстрированными картинками, образами, которые им понятны, вызывают живой эмоциональный отклик. Например, «отдыхали на юге», «ели малину», «ловкий тигр», «блины с подливой», «румяный колобок».

Детей всегда радует новизна используемого в играх речевого материала: «разбитая пиала», «фрикадельки с укропом», «каталась на скейтборде». Дети узнают новые слова, расширяют словарный запас, развивают любознательность. Это повышает интерес к заданиям, мотивацию детей к их выполнению и соответствует замечательному принципу ― занятие в удовольствие равно эффективному обучению!

Хотелось бы еще отметить, что недостаточное развитие фонематического восприятия может проявиться в старшем дошкольном возрасте, например смешением или заменой фонем в устной речи. Но есть много примеров, когда ребенок чисто произносит звуки, в то время как фонематическое восприятие недостаточно сформировано. И проявится это только в первом классе, в послебукварном периоде, когда начнутся диктанты, а драгоценное время уже упущено. Трудности в учебе легче своевременно предотвратить, чем корректировать, поэтому занятия по дифференциации часто смешиваемых звуков рекомендуется проводить со всеми детьми старшего дошкольного возраста.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению