• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Эффективные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
10/2022
В статье раскрываются роль семьи в воспитании ребенка и различные формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО. Рассматривается целый ряд факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка в семье, задачи ДОО по организации партнерского взаимодействия с родителями. Эффективные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Эффективные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Чермянина Л.В., Лобанова Н.А.,

воспитатели, СП «Золотой ключик», детский сад № 25, г. Верхотурье Свердловской обл.

Семья в воспитании и развитии ребенка играет важную роль. Главная особенность семьи — наличие своего эмоционального микроклимата. Именно в семье формируются личность ребенка, его отношение к себе и окружающему миру. Родители служат примером для подражания, и именно они формируют у ребенка культуру его поведения и общения.

Чтобы ребенок вырос активным, здоровым, полноценным членом общества, на помощь родителям приходят ДОО — важная структура в жизни ребенка на этапе становления его как индивидуума, социальной личности.

В практике работы ДОО большое значение уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Влияние последней особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Среди современных проблем семьи Н.А. Кудряшова и ряд других авторов выделяют слабую социальную защищенность, материальные трудности, увеличение числа разводов, ослабление внимания к духовным ценностям, отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к воспитанию детей. Проблемы решаются путем организации сотрудничества, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать и взаимодействия — это такой способ организации совместной деятельности, который осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Задачей дошкольного учреждения становится помощь родителям в педагогических вопросах воспитания детей, а цель педагога — сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса. Семья и педагоги в тесном сотрудничестве должны быть нацелены на развитие интересов ребенка, формирование взаимоотношений родителей и детей.

Существует ряд факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка в семье:

— индивидуальные особенности ребенка;
— социальный статус семьи;
— психоэмоциональная атмосфера в семье;
— взаимоотношения между членами семьи;
— степень заинтересованности родителей в воспитании ребенка.

С учетом вышеперечисленных факторов, взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями имеет следующие цели:

— создание благоприятной атмосферы взаимопонимания между участниками педагогического процесса (педагог, дети, родители);
— формирование партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
— вовлечение родителей в активную работу по воспитанию и развитию детей;
— использование различных форм сотрудничества.

Взаимодействие педагогов и родителей строится на принципах:

— индивидуального подхода (педагогу необходимо чувствовать ситуацию и настроение родителей);
— сотрудничества (создание атмосферы взаимопонимания и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, а также создание развивающей среды для гармоничного развития ребенка);
— динамичности (уметь быстро реагировать на изменения в семье — проблемные ситуации, изменение социального статуса семьи и т.д.).

Выделяют следующие формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Традиционные:

— родительские собрания;
— консультации;
— индивидуальные беседы;
— папки-передвижки, буклеты, памятки.

Нетрадиционные:

— анкетирование, опрос;
— совместные выставки детского творчества;
— тематические стенды;
— мини-музеи;
— клубы для родителей;
— круглые столы;
— совместные развлечения и досуги.

Наиболее популярными остаются родительские собрания, где освещаются все насущные вопросы и проблемы. У родителей появляется возможность более подробно обсудить волнующие их вопросы, касающиеся воспитания ребенка.

В последнее время существует тенденция проведения родительских собраний в форме круглого стола — форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. Данная форма работы предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями, освещая одну из тем. Как правило, на таком мероприятии плодотворно обсуждаются с родителями, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за круглым столом, могут затрагивать любые социально-значимые аспекты, быть направленными на решение конкретных задач или предлагать возможные пути развития.

В нашей ДОО широко применяются совместные досуги и круглые столы, а также родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, выставках, спортивных развлечениях.

На совместных мероприятиях формируются неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения. Такие формы укрепляют взаимоотношения родителей и детей.

Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача педагогов — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. Использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.

Родители становятся увереными в том, что в ДОО они получат необходимую поддержку в решении педагогических проблем. В свою очередь, педагоги будут уверены в поддержке со стороны родителей. Именно эффективная совместная работа педагогов и родителей приводит к правильному становлению личности ребенка и его полноценному развитию.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению