• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
12/2022
В статье раскрываются особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста и их позитивные изменения в условиях педагогической поддержки. Дополнены представления о специфике развития эмоций у дошкольников, обосновывается необходимость организации педагогической поддержки в условиях дошкольной образовательной организации Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Риммер Т.А.,

воспитатель МБДОУ № 87, г. Мурманск

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению детей — научить их чувствовать, воображать, фантазировать и сочинять.

Эмоции изменяются на протяжении всей жизни человека и почти во многом определяются социальными критериями его существования, но именно в дошкольном возрасте особенно интенсивно развиваются психологические процессы, формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, появляются новые чувства. Процесс становления эмоционального мира младшего дошкольника настолько сложен и важен, что формировать его следует с первых дней появления ребенка на свет. Эмоции возникают в поведении малыша уже с первых часов его жизни, доводя до взрослого информацию о том, что малышу нравится, огорчает его или сердит. Понемногу от обычных эмоций (страха, удовольствия, радости) ребенок переходит к наиболее трудоемким чувствам: восторгу и гневу, радости и грусти, удивлению и разочарованию. По достижении дошкольного возраста ребенок уже сможет с помощью жеста, улыбки, позы, голосовой интонации передать более тонкие оттенки переживаний.

Исследуя распознавание эмоций детьми младшего дошкольного возраста, Л.С. Выготский отмечал, что дети испытывают с этим трудности, поскольку состав образа изменяется в связи с определенным положением психики. Содействовать разрешению данной задачи способно отделение основного элемента выраженности действий индивида. Особое внимание следует уделять движениям лицевых мышц, считающихся основными в понимании чувств другого человека. Важно говорить ребенку, например: «Я радуюсь» — и показывать на улыбку. Так ребенок запомнит, что улыбка — значит, радость.

Для объяснения сущности эмоциональной сферы младших дошкольников ключевым служит суждение Л.С. Выготского о несоответствии сущности речи детей и воспитателя, т.е. ребенку сложно понять, о чем говорит воспитатель. Определено, что устройство эмоциональной сферы обусловливается определенным возрастным периодом. Отсюда следует, что детям намного проще понимать разные эмоции у сверстников, чем у взрослых. Установлено, что в данном возрастном периоде в суждениях, определяющих эмоциональное состояние, акцентируется внимание на обстоятельствах, при которых они проявились.

Эмоциональные процессы — та сфера психического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания. Достигнув трехлетнего возраста, ребенок испытывает радость, грусть, смущение, вину, ревность, страх, стыд, гордость. Но ему еще не хватает социальных чувств и эмоций, которые появляются у ребенка, когда он достаточно долго находится в коллективе других детей. У трехлетнего ребенка чувства быстро появляются и так же быстро проходят. А у шестилетнего ребенка чувства более продолжительные. Если дошкольник в этом ограничен, то испытывает разочарование, и это отражается на его поведении. Он становится непослушным, упрямым, агрессивным.

Особую важность в младшем дошкольном возрасте приобретает развитие эмоционального интеллекта, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Чувствовать эмоциональное пространство литературного текста, танца, музыкального произведения, поэзии, архитектуры, живописи — значит владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, художественной формы. Все эти способности заложены в детях природой. Задача заключается в том, чтобы не просто освоить некие знания, а эмоционально пережить их.

Помощником может стать искусство, в котором в образной форме представлены все проблемы бытия, пропущенные через художественное видение творца. Таким образом, происходит воздействие на весь комплекс чувств личности, прежде всего, развивая эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства.

Эмоциональный интеллект — явление, объединяющее в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Мы часто забываем о значимости непосредственно переживаемых межличностных отношений.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

— самосознание (образ «я», понимание «психологического устройства» себя);

— самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);

— социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);

— управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Итак, можно выделить следующие основные особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста:

— освоение социальных форм выражения эмоций и чувств;

— интенсивное развитие любознательности, способствующее развитию удивления, радости открытий;

— развитие эстетических, интеллектуальных и нравственных чувств;

— трудности в словесном обозначении эмоций.

Следует помнить, что в любом возрастном периоде появляется новое эмоциональное переживание, изменяются глубина уже имеющихся переживаний, осознанность, продолжительность. Развитие сферы эмоций ребенка зависит от характера его общения со сверстниками и взрослыми.

Существует довольно много методов и средств для эмоционального развития детей дошкольного возраста. Приведем некоторые из них.

Наглядность — один из основных методов дошкольного обучения. Дети видят и усваивают, как родитель или воспитатель выражает свои эмоции, чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, телодвижения, жесты.

Чтение художественной литературы — сказки, потешки вызывают эмоциональную отзывчивость, учат переживать, выражать свои чувства словами, жестами, мимикой, давать эмоциональную оценку героям (грустный, веселый, злой, хороший).

Развитие речи — обогащает и активизирует словарь ребенка за счет слов, обозначающих эмоциональное состояние человека и чувства. Чтение наизусть стихов, потешек, пересказ сказок формирует эмоциональную монологическую и диалогическую речь.

Сюжетно-ролевые игры — способствуют решению проблемных ситуаций, эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам.

Изобразительная деятельность — при использовании цветовой гаммы можно понять отражение настроения и впечатления ребенка.

Музыка – дети приобретают первоначальные понятия, настроения музыки, опыт передачи чувств музыкальными средствами.

Театрализованная деятельность — помогает передавать характер героев, эмоций и отношение их друг к другу.

Помимо этого, можно назвать трудовое воспитание, моделирование, совместные досуги, развлечения, праздники.

Очень важно с детства способствовать развитию интереса ребенка, поощрять его. Мы своим примером можем стимулировать интерес, постоянно развиваясь, узнавая новую информацию. Делитесь с ребенком тем, что вы узнали, создавайте для него новый опыт. Это могут быть не только путешествия, походы в цирк, зоопарк и пр. Создать простейшие условия для получения нового опыта можно и в детском саду. Например, для этого существует множество игр и упражнений, которые просто необходимо включать в свободную от занятий деятельность детей. Развивая эмоциональный интеллект, полезно использовать: сказки, потешки, загадки; игры (игровые упражнения, пальчиковые и подвижные игры, гимнастику для глаз, упражнения на расслабление, самомассаж); беседы (обсуждение, решение ситуативных задач); театрализацию (обыгрывание сценок); музицирование; художественное творчество (рисование, аппликация, лепка, конструирование).

Благодаря использованию этих видов художественно-эстетической деятельности дети приобретают опыт межличностных отношений, у них развиваются общие эмоциональные переживания.

Развитие эмоционального интеллекта позволит в дальнейшем накопить опыт взаимодействия с миром, что, несомненно, станет фундаментом для успешной социализации ребенка. Задача педагога — научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. В младшем возрасте дети с удовольствием изображают хитрую лису, веселого зайку, сердитого волка и т.д.

Дети взрослеют, как объяснить ребенку, что такое эмоции? А помогут в этом пиктограммы, обозначающие признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своем лице. Приведем несколько примеров упражнений.

«Зеркало». Педагог предлагает распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию. Воспитатель с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача детей — точно копировать его состояние, настроение.

«Волшебные превращения». Нужно предложить ребенку изобразить ту или иную эмоцию. Что случилось, какая-то история произошла с героем? Помочь герою сменить печаль на радость, страх на удивление и т.д. Можно проиграть известные русские народные сказки.

«Какого цвета радость». Педагог предъявляет детям четыре эмоциональных состояния и четыре лепестка цветка. Ребенок должен выделить одно состояние и подобрать к нему цвет: радость — красный, желтый — грусть, синий — удивление и т.д.

«Мимическая гимнастика». Педагог предлагает детям три-четыре эмоции и просит показать их мимикой.

Не нужно ничего специально придумывать. «Вжиться» в роль — значит правильно уловить или вспомнить те собственные ощущения, которые вы или ребенок проживали, опираясь на жизненный опыт. Только когда дети знают — что и для чего, осознавая конкретную задачу, получается выразительно сыгранная роль. Проживая собственные эмоции, дети начинают понимать и чувствовать тот или иной образ, что способствует всестороннему гармоничному развитию личности дошкольника.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению