• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях группы «Мама и малыш»

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
39/2022
Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях группы «Мама и малыш»

Эмоциональное развитие детей раннего возраста в условиях группы «Мама и малыш»

Лавренова Е.А., воспитатель ГБОУ «Школа № 1412», Москва

Аннотация. В статье раскрываются особенности эмоционального развития детей раннего возраста, значение взаимодействия со взрослыми в этот возрастной период, возможности, задачи и условия благополучной адаптации детей в условиях группы с кратковременным пребыванием.

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещение ребенком дошкольной образовательной организации также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т.д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

При неблагоприятной адаптации значительно страдает эмоциональная сфера ребенка. Вместе с тем, эмоциональная составляющая в раннем возрасте служит основой общения со взрослыми, так как речевая словесная информация еще не доносит для ребенка соответствующего оценочного смысла. В этой связи педагогу важно иметь полное представление об эмоциональном развитии ребенка раннего возраста и организации взаимодействия с ним и родителями. И здесь актуальной становится проблема квалификации педагогов групп кратковременного пребывания в образовательной организации, их умения овладевать и использовать специальные методики в работе с детьми раннего возраста и их родителями (законными представителями).

Первые три года жизни ребенка — время интенсивного развития функций коры головного мозга, и их развитие является прямым следствием взаимоотношений с окружающим миром. Этот период важен для дальнейшего развития и укрепления здоровья ребенка, и взрослому в нем отводится особая роль. Воспитательные мероприятия, предпринимаемые родителями и воспитателями, будут эффективными только при их равноправном сотрудничестве, на принципах взаимного доверия, уважения и понимания друг друга. Важно отметить, что главная роль в воспитании ребенка в этот период возлагается на семью, потому что с рождения благодаря близкому эмоциональному взаимоотношению с матерью у ребенка рождается чувство защищенности, базисное позитивное восприятие окружающего мира.

Психика ребенка раннего возраста, главным образом, развивается в общении с другими людьми. Общение со взрослыми из ближайшего окружения способствует познанию мира «взрослых» вещей, эти взаимодействия выстраиваются на сотрудничестве. Эмоциональное общение также имеет немаловажное значение, причем на всех этапах становления личности ребенка. Ребенок ожидает от взрослых любви, теплых эмоциональных отношений, а также непосредственного соучастия в его деятельности, совместных действий по решению любых задач: от конструирования паровозика до освоения действий с бытовыми предметами.

В период от 1 года до 3 лет ведущим видом деятельности становится предметная, которая предполагает общение со взрослыми в форме делового сотрудничества.

Труды М.И. Лисиной указывают на то, что на разных ступенях детства механизмы влияния общения на познавательную активность не одинаковы. Общение с окружающими людьми решающим образом определяет количественные и качественные особенности познавательной активности ребенка тем больше, чем меньше его возраст и чем сильнее отношения со старшими опосредуют его отношения со всем окружающим миром. По мере развития детей влияние общения на познавательную активность все больше опосредуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые накладывают отпечаток контакты с другими людьми.

С первых лет жизни ребенок начинает познавать окружающий его мир и самого себя. Это познание происходит в ходе общения со взрослыми, ребенок получает чувственный эмоциональный опыт и этот опыт в дальнейшем определяет его поведение и окрашивает его определенными эмоциональными тонами. Эмоциональная сфера личности имеет определяющее значение в жизни ребенка. С рождения человек имеет потребность в эмоциональных связях позитивного характера, удовлетворяя эту потребность ребенок будет активным и спокойным. Развитие эмоциональной сферы требует личностно ориентированного содержательного общения ребенка со взрослыми, это является залогом его гармоничных взаимоотношений с внешним окружением, необходимым фактором успешной социализации.

В ситуациях эмоционального подъема повышается физиологический тонус ребенка, что приводит к активизации процессов познавательной деятельности. В результате дети быстрее овладевают необходимыми знаниями, умениями и навыками. Яркие положительные эмоциональные переживания способствуют развитию внимания, речи, мышления у детей.

С учетом этих возрастных особенностей строится работа в группах кратковременного пребывания детей. Под ГКП понимается особая форма, созданная в ДОО для детей раннего дошкольного возраста и предусматривающая их кратковременное нахождение в ДОО (до 5 ч). Именно благодаря небольшому количеству времени, которое ребенок проводит в детском саду, происходит постепенная смена домашней обстановки на социальную среду детского сада. В течение этого времени дети активно вовлекаются в социокультурную деятельность, при этом нет длительного болезненного расставания с родными, в первую очередь с мамой.

Итак, эмоциональное развитие ребенка раннего возраста имеет свою специфику. К особенностям эмоциональной сферы относят: недолговременный характер эмоциональных переживаний, их нестабильность, бурная экспрессия. Ребенок весьма впечатлителен, его действия и эмоции спонтанны, эмоции определяют поведение. В этот период идет процесс социализации эмоций, они приобретают общественный характер, поскольку переживания имеют непосредственную связь с деятельностью человека и ее результатами, ребенок усваивает общественные способы выражения эмоций. В это время идет становление высших чувств, в числе которых особую роль играют симпатия, эмпатия, чувство стыда и гордости. В эмоциональные процессы включаются слово и речевые навыки, это приводит к трансформации их протекания, оформляется связь между чувством и понятием, что создает предпосылки для их регуляции.

Первостепенным условием эмоционального развития ребенка раннего возраста выступает его общение со взрослыми, к которым можно отнести как родителей, так и педагогов во время посещения образовательного учреждения. Именно в общении со взрослыми идет становление высших психических функций, ребенок интериоризирует социальные нормы и образцы поведения.

Среди условий организации образовательного процесса в таких группах, которые будут способствовать благополучному эмоциональному развитию, можно выделить следующие:

— наличие небольшого количества детей, для обеспечения индивидуального подхода к каждому с учетом его особенностей, здоровья, характера, темперамента, эмоциональности;
— плавное увеличение времени посещения сада для «сглаживания» сложностей адаптации, вызванной расставанием с близкими;
— умение педагогов заинтересовать ребенка, вовлечь его в интересную деятельность, владение средствами выразительности речи, мимикой, голосом;
— владение педагогами приемами организации взаимодействия детей друг с другом, без конфликтов и напряжения, в развивающей предметно-пространственной среде, учитывающей возрастные интересы детей;
— владение воспитателем методикой организации разнообразных игр для дошкольников (на снятие эмоционального напряжения, сближение детей, развитие познавательных процессов, физических способностей и т.д.).

Группа кратковременного пребывания успешно может выполнить эти условия, благодаря чему ребенок адаптируется легче, у него формируются привычка и положительное отношение к детскому саду.

Группа раннего развития «Мама и малыш» в нашей ДОО стремится к соблюдению вышеназванных условий. Приходя каждый день в ГКП, дети привыкают к новому помещению, воспитателю и различным педагогам, другим детям, действующим в детском саду правилам, особенностям распорядка дня и т.д. Такая подготовка позволяет ребенку при последующем посещении ДОО в группе полного дня комфортно ощущать себя среди сверстников, уметь общаться с ними и педагогами, т.е. решает многие вопросы социализации. Образовательный процесс в группе предполагает организацию занятий для детей в возрасте 1,5—2 лет с их родителями совместно. Каждое занятие состоит из трех подразделов: подвижные игры и упражнения, физически развивающие ребенка, музыкально-эстетические и коррекционно-развивающие занятия с психологом, направленные на формирование эмоционального развития и восприятия.

Для создания стабильной благоприятной эмоциональной атмосферы применяют «бытовые ритуалы», предполагающие порядок определенных процедур, действий, осуществляемых при кормлении, укладывании спать, проведении игр и пр. Это обусловлено тем, что эмоциональное состояние ребенка подвижно и неустойчиво. Его эмоциональная сфера чутко реагирует на изменения самочувствия, ухудшения здоровья, удовлетворение физиологических потребностей. Сила и подвижность нервных процессов определяет их быструю истощаемость. Эти факторы сказываются на эмоциональном состоянии ребенка и приводят к частой смене настроения, раздражительности, напряженности, плаксивости. Причиной этих проявлений может быть неследование уже оформившимся динамическим стереотипам (смена режима питания, сна, отсутствие положительных эмоциональных переживаний, недостаток внимания со стороны взрослых и пр.).

Большое значение имеет ГКП и для развития самостоятельности детей, формирования и совершенствования у них элементарных навыков самообслуживания (дети учатся мыть руки, пользоваться туалетной комнатой, самостоятельно одеваться и раздеваться и т.д.). Формирование данных навыков должно проходить в первую очередь в семье, однако зачастую многие дети не обладают ими в полной мере, что делает их пребывание в саду менее комфортным, вызывает неуверенность, чувство беспомощности, разочарование, огорчение и требует от педагогов большого количества времени для организации любого процесса. Приучение к соблюдению многих режимных моментов облегчает их реализацию в последующем, а значит позволит избежать эмоционального напряжения ввиду возникающих сложностей с самообслуживанием и регламентацией некоторых видов деятельности в детском саду, связанных с режимом дня.

В работе с детьми стремимся избегать регламентов и необоснованных запретов, уделяя внимание удовлетворению потребностей детей, в том числе и в движении, организуя сюжетные подвижные игры, музыкальные паузы, используя разнообразное оборудование.

Педагоги группы доброжелательны к детям, владеют артистизмом и выразительной речью, обладают спокойным выдержанным характером (так как дети данного возраста склонны к эмоциональным внушениями и без труда перенимают эмоциональные состояния взрослых и сверстников, чутко улавливают характер отношения к себе со стороны других людей, негативно реагируют на запретительные санкции: одни дети приходят в возбуждение, другие — в подавленное, удрученное состояние).

Чтобы ребенок рос энергичным, оптимистичным, самостоятельным, находился в гармонии с социальным окружением, нужно сформировать вокруг него благоприятную атмосферу, соблюдать принцип постоянства и единства воспитательных мероприятий, осуществляемых родителями и воспитателями.

Главное условие, основа полноценного развития личности ребенка — создание стабильного эмоционально-положительного настроя, непосредственное эмоциональное общение со взрослым с первых дней его жизни. В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности — закрепление новых знаний, умений и навыков. А для привлечения внимания — «сюрпризные моменты».

Развитие ребенка, обретение им психических и поведенческих качеств происходит в процессе общения. В раннем возрасте в большей мере это общение со взрослыми. Для ребенка игра служит мотиватором к действиям, следовательно наибольший эффект будет приносить общение с ним в ходе игр. В такой совместной деятельности со взрослыми ребенок осваивает новые для себя формы и приемы общения. Взаимоотношения взрослого и ребенка способствуют принятию ребенком общественных правил, закрепляют соответствующие образцы поведения, помогают ребенку подчиниться влияниям общества, одним словом, общение есть главный фактор социализации.

Эффективность воспитательно-образовательная работы с детьми до 3 лет зависит от комплексного и систематического контроля за их развитием. В связи с чем психологи создали систему показателей развития (Н.М. Щелованов, С.М. Кривина, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт (для детей первого года жизни); Н.М. Аксарина, К.Л. Печора (для детей второго года жизни); Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина (для детей третьего года жизни)). Интенсивные темпы психического и физического развития ребенка первого года жизни отображены в ежемесячных показателях. На следующем году жизни темпы немного замедляются, поэтому главные параметры показаны по триместрам. Психические новообразования ребенка на третьем году жизни фиксируются два раза в год.

Пластичность мозга дает возможность ребенку воспринимать общую картину окружающего мира и довольно сложные формы поведения и т.п. Однако преждевременное форсирование развития, пренебрежение возможностями организма ребенка (введение более насыщенного возрастного режима, чрезмерные требования при осуществлении бытовых процедур и пр.) могут привести к снижению эмоционального тонуса ребенка, психическому и физическому переутомлению, ослаблению здоровья.

Поэтому содержание обучения строится в первую очередь с учетом возможностей ребенка раннего возраста: использование игрушек и оборудования вместо картинок, обеспечение условий для развития анализаторов, куда включаются и взаимодействие с природными объектами, формирование сенсорных эталонов и активизация двигательной сферы (овладение основными движениями: ходьбой, бегом, выполнение простых имитационных упражнений), развитие навыков конструирования, которые благоприятно влияют не только на умственное развитие, но и психику и эмоциональную сферу, учат сосредоточенности, усидчивости, самостоятельности.

Важно также то, что в процессе посещения ребенком ГКП педагоги могут полноценно взаимодействовать с семьей дошкольника, и это благоприятно отражается на процессе воспитания. Многие родители не знакомы с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду к воспитанникам, в связи с чем не способны полноценно подготовить их к посещению ДОО (например, необходимость соблюдать определенный режим дня, правила поведения за столом, на прогулке и т.д.). В этих условиях ГКП позволяет взаимодействовать родителям и педагогам как педагогическим партнерам. Таким образом, ознакомление родителей с особенностями пребывания ребенка в детском саду также способствует адаптации ребенка к ДОО благодаря созданию схожих условий и предъявлению аналогичных требований в домашней обстановке.

Благодаря гибкости организации данной формы работы с детьми, в условиях ГКП может наиболее быстро и плавно пройти период адаптации ребенка к ДОО.

В процессе общения взрослый проявляет любовь и заботу, демонстрирует принятие ребенка, а это является главным фактором становления базового доверия к окружающему миру, поэтому общение со взрослым играет определяющую роль в становлении личности ребенка раннего возраста. Вклад взрослого в воспитание и развитие ребенка определяется не только возрастом, уровнем образования, условиями жизни человека и степенью родства, но также общественными и личностными нормами его жизни, общественными потребностями и культурными ценностями.

Литература

1. Белая К.Ю. Методические рекомендации к организации работы по группам кратковременного пребывания детей в ДОУ Приглашает детский сад. М., 2002.

2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие. Ростов-н/Д., 2015.

3. Казакова Е.А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания // Молодой ученый. 2019. № 7 (245). С. 157—159. URL: https://moluch.ru/archive/245/56503/ (Дата обращения 21.07.2022).

4. Концепция М.И. Лисиной и современная психология: перекличка идей // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5. № 2.

5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: кн. для воспитателя детского сада. М., 1986.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению