• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Эстетическое воспитание дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
04/2023
Эстетическое воспитание — сложное, но крайне важное понятие в педагогике. Эстетика — тот самый «цемент», который скрепляет воедино все «кирпичики» воспитания и позволяет ребенку увидеть целостную картину мира. Эстетическое воспитание дошкольников

Оксинтий Л.В.,

воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида № 2, г. Сергиев Посад Московской обл.

Эстетика — это математика, которую невозможно выразить цифрами, зато можно почувствовать сердцем и душой…

Как часто нам приходится слышать от родителей воспитанников: «Хочу, чтобы мой ребенок был послушным… (хорошо учился, полюбил читать)». Все это, несомненно, важно. Но лично мне бы хотелось, чтобы наши дети видели красоту и гармонию окружающего мира, стремились стать его частью. Ведь именно это сигнализирует нам о том, что у ребенка формируется свое уникальное представление о мире, человеке, нормах и правилах жизни. Оскар Уайльд говорил: «Научиться видеть красоту вещей — это предел того, чего мы способны достичь». Как же этого добиться?

В работе с дошкольниками необходимо уделять особое внимание эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание — целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Оно начинается с первых дней жизни ребенка, когда взрослые стараются окружить его красивыми, яркими, функциональными вещами. Ребенок родился, и родители с большим энтузиазмом выбирают, какими будут интерьер его комнаты, одежда, игрушки. В первые месяцы жизни это кажется таким важным и естественным. Ребенок растет, и окружающая обстановка становится не так важна. Гораздо интереснее наблюдать за первыми успехами и достижениями малыша. Ребенок приходит в детский сад и попадает в мир, где каждая вещь несет в себе особую развивающую или воспитательную функцию.

Научно доказано, что внимание детей 2—3 лет легко привлечь яркими, блестящими предметами. Это происходит неосознанно. Психика малышей устроена таким образом, что большие красочные, разноцветные предметы вызывают заинтересованность, радость, удовольствие. Слово «красивый» очень рано появляется в жизни малышей. Новорожденный карапуз с удовольствием слушает мамины колыбельные и сказки, а спустя всего пару месяцев малыш научится рассматривать картинки. Пройдет совсем немного времени, и он попробует нарисовать свою собственную. Искусство быстро становится для ребенка одним из источников радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания происходит переход от бессознательного отклика на все красивое, яркое к осознанному восприятию прекрасного.

Эстетическое воспитание — очень широкое понятие, подразумевающее эстетическое отношение к труду, природе, быту, общественной жизни, искусству. Особенно тесно оно связано с искусством и нравственным воспитанием.

Задачи эстетического воспитания:

— формирование у дошкольников эстетического восприятия;

— воспитание эстетических чувств и качеств;

— развитие художественно-творческих способностей детей;

— формирование основ эстетического вкуса.

Эстетическое восприятие окружающей действительности имеет ряд особенностей. Его основа — чувственная форма вещей: форма, цвет, звук. Его развитие требует большой сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единство содержания и формы. Последняя, в свою очередь, выражается в сочетании красок, линий, звуков. Важно помнить, что восприятие становится эстетическим, только когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с переживаниями и чувствами. Светлое душевное волнение и бескорыстная радость, возникающие от встречи с прекрасным, — отличительные особенности эстетических чувств. Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Для достижения задач эстетического воспитания важно задействовать следующие методы.

1. Окружить ребенка красивыми, эстетичными вещами. Это касается всего: начиная от сервировки стола и цвета подставок под кисти до обстановки в группе. Важна каждая мелочь. Не менее важно, чтобы все предметы, окружающие детей, были безопасны. «Эстетичное в человеческом обществе — это не только одобренное, но и проверенное на безвредность» — В. Красовский.

2. Показывать личный пример. Педагог должен эстетично выглядеть, грамотно говорить, поддерживать свое рабочее место в порядке, постоянно развиваться и идти в ногу со временем.

3. Знакомить детей с искусством. Не нужно ограничиваться показом иллюстраций или чтением стихотворений. Слушайте с детьми музыку, ходите на виртуальные экскурсии, изучайте различные жанры искусства.

4. Поместите в библиотечный уголок книги с иллюстрациями Васнецова, Билибина, Рачева, Сутеева, Чарушина. Дети смогут в свободное время самостоятельно знакомиться с миром искусства. Знакомство ребенка с красотой воспитывает чувства, развивает ум, фантазию, воображение.

5. Стимулируйте творчество детей. Помогите им поверить в свои силы. Ребенок, творческие порывы которого не ограничивают строгими рамками, способен создать что-то действительно уникальное.

Ученые считают, что дошкольники способны освоить практически все виды творческой деятельности — составление рассказов, сочинение стихов, рисование, аппликацию, лепку, музыку. Творчество малышей отличается от творчества взрослых. Оно очень своеобразно. Это обусловлено способностью детей смотреть на мир чистым, бескомпромиссным взглядом. Отображая действительность, дети искренне верят в правдивость изображаемого. А главное — не заботятся о зрителях и слушателях. Большую роль в становлении эстетического вкуса детей играет выполнение творческих работ «по замыслу». Именно на таких занятиях ребята могут выразить себя, свой взгляд на мир. Опыт показал, что чем чаще дети выполняют такие задания, тем разнообразнее становится их творчество в будущем. А если мы объединим интересные занятия, приятную обстановку, положительные эмоции, творчество, музыку, взаимоуважение педагога и детей, тогда возникнет некая магия, воздействующая на ребенка, и дети ответят ей любовью.

Недавно на просторах интернета мне попалась на глаза интересная история, которую рассказал Наполеон Хилл в одной из книг. Она оставила глубокий след в моей душе. Хочу ею с вами поделиться.

Одним воскресным утром проповедник пытался в трудных условиях подготовиться к проповеди. Жена его ушла за покупками. День был дождливый, их маленький сын скучал, ему нечем было заняться. И он капризничал, мешая отцу сосредоточиться.

Наконец отец в отчаянии схватил старый журнал, полистал его и нашел большую ярко раскрашенную страницу. Это была карта мира. Проповедник вырвал карту из журнала, разорвал на клочки и бросил их на пол со словами:

— Джонни, если сумеешь собрать карту, я дам тебе денег на мороженое.

Он решил, что нашел для Джонни занятие на все утро. Однако не прошло и 10 мин, как в дверь его кабинета постучали. Это был сын с собранной картой. Отец удивился такому быстрому завершению, увидев, что все кусочки точно расставлены по местам.

— Сынок, как ты сумел это сделать так быстро? — спросил проповедник.

— О, — ответил Джонни, — это было легко. На другой стороне рисунок человека. Я просто перевернул клочки, собрал портрет человека, положил его на лист бумаги и снова перевернул. Я решил, что если человек правильный, то и мир будет правильный.

Я искренне убеждена в том, что мы, педагоги, способны повлиять на то, какой мир ребенок будет считать «правильным». А эстетика, это «цемент», скрепляющий воедино все «кирпичики» воспитания, позволяющий ребенку увидеть целостную картину мира. Если мы будем верить в свои силы и каждый день шагать с детьми навстречу прекрасному, мы обязательно сделаем наш мир лучше.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению