• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование связной речи у детей 5—6 лет с ОНР

Сводная информация
Статья из журнала:
Логопед
Номер журнала:
02/2022
Формирование связной речи у детей 5—6 лет с ОНР

Гареева А.Б., Никифорова Н.Ю., учителя-логопеды МАДОУ д/с № 16 «Ромашка», г. Бирск, Республика Башкортостан

Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР вызывает трудности у педагогов. Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено развитие всех ее компонентов. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии (по клинико-педагогической классификации): моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме последней.

У детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Т.А. Ткаченко отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с ОНР отличаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.

Один из видов работы по развитию связной речи — проведение занятий по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картин. Поскольку дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при составлении рассказа по серии сюжетных картин, можно выделить основные направления подготовительной работы.

1. Проведение подготовительных лексических упражнений по серии сюжетных картин

• Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей по серии сюжетных картин. (Щенок (какой?) — пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный и т.д. Щенок (что делает?) — играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко).)

• Развитие произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти и логического мышления (запоминание предметов, относящихся к первой, второй, третьей и четвертой картинам).

• Упражнение детей в подборе вариантов и придумывании названия рассказа по данной серии картин.

2. Обучение детей составлению предложений по серии сюжетных картин

• Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко).

• Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны вразбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (лиса живет в густом...).

• Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

• Восстановление предложений со смысловой деформацией. (Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

• Отбор слов из названных педагогом и составление с ними предложения. (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и конец. На основе сформированных речевых умений и навыков возможно составление правильных, развернутых рассказов.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. пособие. М., 1998.

Ткаченко Т. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1990. № 11.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению