• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование здорового образа жизни дошкольников в игровой деятельности

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2023
В статье предлагается цикл необычных авторских упражнений, рассчитанных на одну неделю, объединенных темой «Космос и авиация». Тематическая гимнастика никогда не будет скучной, так как в упражнениях для разных групп мышц присутствует тот или иной образ, вызывающий у детей живой интерес и желание качественно выполнять движения. Благодаря игровым тематическим упражнениям у дошкольников повышается эмоциональный тонус, активизируются и расширяются знания об окружающем мире, развиваются воображение, память, речь. В статье представлены различные виды оздоровительных занятий: гимнастики-побудки, физкультминутки, пальчиковые, для здоровья глаз и др. Формирование здорового образа жизни дошкольников в игровой деятельности

Мустафина Т.В.,

инструктор по физической культуре, МБДОУ д/с № 384, го Самара;

Рываева Н.А.,

инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 290, го Самара

Цель игровой гимнастики — развитие всех групп мышц, улучшение работы внутренних органов и систем, формирование крепкого иммунитета. В процессе решения основной задачи реализуются важные для здоровья и физического развития ребенка компоненты:

• дети приобщаются к здоровому образу жизни;

• приучаются к физическим упражнениям;

• улучшается осанка, совершенствуется координация;

• повышаются гибкость и выносливость;

• развиваются опорно-двигательный аппарат, память, внимание.

Дополнительными бонусами игровой гимнастики являются:

• развитие чувства ритма, музыкального слуха, улучшение танцевальной пластики — при использовании музыки в качестве фона к занятию;

• расширение кругозора, творческого мышления, способности самовыражения — при подаче упражнений вместе с обучающим, развивающим или воспитательным материалом (карточки, видео, рассказ, стихи и т.д.).

Предлагаемые упражнения должны:

— быть простыми и доступными, чтобы ребенок с первого раза и с удовольствием мог воспроизвести предложенное педагогом упражнение;

— разнообразными и динамичными для сохранения интереса (от 3 до 7 повторов);

— без перегрузок нервной и мышечной систем ребенка (появление усталости после упражнений недопустимо);

— соответствовать возрастным возможностям детей;

— воздействовать на разные группы мышц (при подготовке программы занятия необходимо чередовать упражнения на разные группы мышц и не допускать повторов подряд).

Приветствуется использование различного инвентаря (игрушек, спортивных снарядов; обучающих карточек, видеоинструкций и т.д.).

Развивающая предметно-пространственная среда (далее — РППС) всех занятий тематической недели: игровой куб с картинками героев мультфильма «Винни-Пух»; две картинки: Медведь (3 см) и Маша (1 см), шарики су-джок (по количеству детей); длинная веревка (10—15 м).

1. Утренняя гимнастика «Фиксики»

Музыкальное сопровождение — «Песенка о Фиксиках», «Помогатор» из мультфильма «Фиксипелки».

Введение в игру. Педагог предлагает встретить новый день с героями мультфильма «Фиксики», задает вопрос: «Ребята, какие ваши любимые мультфильмы?» — и включает музыку.

Игровые действия

«Кто такие фиксики» — ритмическая гимнастика по показу. Выполняются движения под песню от фразы до фразы по показу, постепенно дети будут запоминать движения и выполнять их самостоятельно.

«Помогатор» — двигательное детское творчество. В тексте песни называется предмет, дети изображают его движением. Затем пауза в музыке, выбирается самое интересное движение и запоминается всеми. При повторном его использовании в тексте дети все вместе выполняют, выбранное движение.

До чего же фиксики маленького роста…

И.п. сед ноги вместе согнуты, руки к плечам. 1 — выпрямить правую ногу вперед и левую руку в сторону; 2 — согнуть их, выпрямляя левую ногу и правую руку. Смена положения рук и ног.

Они чинят изнутри утюги, моторы…

И.п. то же. 1 — выпрямляя ноги вперед, наклон вперед, руки тянутся за стопы; 2 — и.п.

Я недавно их видал, не поймал лишь малость…

И.п. сед ноги врозь, правая нога согнута с опорой на пол, руки за головой. Смена положения ног.

Есть у них условный знак. Я узнал случайно…

И.п. сед ноги врозь, руки за головой. 1 — наклон вправо, правая рука вправо, складывая пальцами «знак фиксиков»; 2 — и.п.; 3—4 — то же влево.

Когда сломался телек,

И.п. сед в упоре сзади. 1 — прогибаясь,

когда мобильник сдох…

оторвать таз от пола; 2—3 — удерживая спину в высоком положении, сгибая ноги, шагнуть правой и левой в сторону рук; 4—5 — выпрямляя ноги, шагнуть правой и левой от рук; 6 — и.п.

Педагог. Фиксики отправились чинить разные приборы. А как они это делают и что чинят, вы покажете сами.

Телевизор, холодильник, кофемолка,

Вентилятор, калькулятор… помогатор.

Дети произвольно двигаются по площадке.

Рефлексия. Кто такие фиксики? А хотели бы вы стать такими умелыми, как фиксики? Что для этого надо? И чтобы на все хватало сил, день лучше всего начинать… (с зарядки.)

Игровое творчество (вариативность). При двигательном творчестве повторять выученное ранее движение нельзя, таким образом каждый раз будет новое движение-образ, а придумывать их будет все сложнее.

2. Физкультминутка «Щенячий патруль»

Сопровождение — музыка и текст песни из мультфильма «Щенячий патруль».

Введение в игру. Сегодня вы называли свои любимые мультфильмы, один из них «Щенячий патруль». Чем занимаются щенки в этом мультфильме? А вы готовы помогать всем, кому это нужно? Тогда вперед, кто из вас помнит песенку щенков?

Игровые действия. Педагог разучивает текст со всеми детьми, сопровождая его движениями.

День и ночь вам помочь летит

И.п. руки в стороны. 1 — руки вверх; 2 — И.П.;

Патруль Щенячий.

3 — руки к плечам; 4 — и.п.

Когда беда случилась, не плачь

И.П. ноги врозь, руки на пояс. Наклоны в стороны.

и не грусти.

Райдер и его щенки спешат

И.п. то же. Повороты вправо и влево,

тебя спасти!

выпрямляя одноименную руку в сторону.

Маршал, Крепыш, Гонщик,

Маршевый шаг.

Роки, Зума, Скай! Мы уже в пути!

Наш отряд — шесть щенят —

И.п. основная стойка. 1 — прыжком ноги

героев настоящих!

врозь, руки вверх; 2 — прыжком и.п.

Рефлексия. Зачем щенкам такая песня? (Подготовиться к действиям.) Вы почувствовали прилив сил и плечо друга рядом? Готовы к новым свершениям? Чем займетесь?

Игровое творчество (вариативность). Можно менять расположение детей на площадке, объединять в команды по 6 чел., использовать для взаимодействия внутри команды обручи, мячи, ленты и т.д., ведь для спасения и помощи могут понадобиться разные приспособления.

3. Гимнастика-побудка «Винни-Пух и все, все, все»

Оборудование: игровой куб.

Введение в игру

Педагог. Ребята, просыпайтесь, посмотрите, кто сегодня пришел вас разбудить?

Игровые действия. Педагог кидает куб и просит назвать одного из выпавших героев. Задает вопрос: «Из какого он мультфильма и как его зовут?» (Не подсказывает, дети могут отгадать сразу или на последующих картинках.)

Педагог описывает действия, характерные для того или иного персонажа, и предлагает их выполнить детям. Ребенок перекидывает куб следующему и действия повторяются.

«Сова просыпается»

И.п. лежа на спине, глаза зажмурить. 1 — повернуть голову вправо, глаза широко открыть; 2 — и.п.; 3—4 — влево.

«Винни-Пух пообедал»   

И.п. лежа на спине, руки на животе. Поглаживать живот, поворачивая плечи.

«Кролик выглядывает из норы»

И.п. сед с согнутыми ногами, руки-«ушки» у головы. 1 — выпрямить ноги вперед, руки вверх; 2 — и.п.

«Пятачок прячется»

И.п. сед на пятках, наклонившись к ногам, руки согнуты, локти у коленей. 1—2 — встать на четвереньки, перенося тяжесть тела на руки, потянуться головой; 3 — и.п.

«Ослик Иа ищет хвостик»

И.п. на четвереньках. 1—2 — выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись, посмотреть на ноги; 3—4 — и.п.

«Кенга прячет Крошку Ру»

И.п. лежа на животе. 1—3 «группировка»; 4 — и.п.

«Тигра скачет на хвосте»

И.п. сед, ноги вместе прямые. Перемещаться вперед и назад, переваливаясь и отрывая таз.

«Кристофер Робин ищет друзей»

И.п. сед на краю кровати.1 — встать; 2—3 — бег на месте             около кровати; 4 — сесть.

Рефлексия. Почему у Кристофера такие друзья, какие они? Вам с ними было интересно? Как они вас разбудили? Какое у вас настроение? Настоящие друзья всегда дарят хорошее настроение, а движение прибавляет сил и бодрости. Быстрее одеваться.

Игровое творчество (вариативность). Порядок движений меняется, так как грань (картинка) выбирается ребенком, поймавшим куб. Набор картинок меняется раз от раза, можно постепенно добавлять героев из других мультфильмов — ведь чем больше друзей, тем интереснее.

4. Гимнастика для глаз «Маша и Медведь»

Оборудование: демонстрационные карточки героев мультфильма «Маша и Медведь» — «Медведь» и «Маша».

Введение в игру. Педагог достает картинки Медведя и предлагает назвать мультфильмы, в которых он мог быть персонажем. Давайте попробуем снять мультфильм про медведя.

Игровые действия

Каждый ребенок берет карточку с медведем — это будет видеокамера. Дети выбирают себе место для съемки и садятся на стулья. Педагог изображает медведя, ходит по группе, а дети за ним в прямой руке ведут картинку-«камеру», не поворачивая головы. Когда «Медведя» не видно, «камера» опускается и поднимается снова, когда «Медведь» появился. В процессе игры обязательно даем отдых глазам — закрываем или смотрим вдаль.

Рефлексия. Тяжело было снимать, не двигая головой? А как себя чувствуют ваши глаза? Вы знаете, что поворачиваться им помогают мышцы? И как любые мышцы, их надо тренировать. Будем так играть, глазки тренировать, и ваше зрение будет отличным.

Игровое творчество (вариативность). Педагог показывает карточки с изображением Маши и задает вопрос: «Как ведет себя Маша в мультфильме?» (Она все время чем-то занята и бегает к медведю и от него.) Давайте посмотрим, как это происходит. У каждого ребенка две карточки: Медведь и Маша. Педагог перед детьми изображает Медведя. Дети выпрямляют руку с картинкой Медведя в его направлении. Картинка с Машей находится около глаз ребенка и двигается к Медведю и обратно. (Взгляд фиксируется на Маше.) Педагог медленно (с остановками) перемещается по площадке, изменяет угол зрения детей. Дети голову не поворачивают, лишь двигают руку и следят глазами за Машей уже под другим углом.

5. Дыхательная гимнастика «По дороге с облаками»

Введение в игру. Детям предлагается посмотреть мультфильм «По дороге с облаками», или педагог сразу рассказывает о его содержании. Зверята идут по дороге, встречая все больше друзей, а потом возвращаются обратно. В пути они общаются и играют, а над ними все время плывут облака. Педагог выкладывает длинную веревку (связанные скакалки) по пространству группы, спальни, раздевалки и т.д. и приглашает в путешествие.

Игровые действия. Дети встают врассыпную, изображая облака. Выбирается первый путешественник. Проходя по веревке, он, дуя на ладонь в направлении «облака», «превращает» его в своего друга. Чтобы «облако» стало «другом», путешественник должен остановиться и сильно дуть, чтобы «облаку» стало понятно, что превращают его. Дальше они идут вместе, набирая все больше друзей. Каждый вставший на дорогу, может дуть и превращать «облака» в «друзей». Если кто-то стоит далеко, могут дуть сразу несколько «путешественников». К концу пути желательно собрать много друзей, но так, чтобы они не мешали друг другу, оставались друзьями.

Рефлексия. Всем ли понравилось на «дороге друзей»? Почему? (Проблемы взаимодействия.) Тяжело сделать из «облака» «друга»? Надо очень захотеть, а главное, чтобы «ветер унес» все разногласия. Устроим ветер — дуем сильно, только не друг на друга. Как вы себя чувствуете? Вы так активно дышали, в теле много кислорода, он поможет нам быть добрее и активнее.

Игровое творчество (вариативность). Меняются действия детей. Кто-то мало активен (не дует) и просто старается дойти до конца, кто-то, наоборот, старается собрать всех и «путешественников» становится слишком много. (Мешают друг другу.) Постепенно ребята выстраивают оптимальное взаимодействие.

6. Пальчиковая гимнастика «Смешарики»

Оборудование: шарики су-джок.

Введение в игру. Педагог загадывает загадку: «Что же это за мультфильм, где герои, как один, похожи на шарики? Знают все…». (Смешарики.)

Чтобы с ними поиграть,

Надо в руки шарик взять.

Игровые действия. Педагог произносит текст и показывает движения, дети вместе с ним.

Мы к Смешарикам пойдем,

Прижать шарик к ладони большим, безымянным и

Каждого из них найдем.

Мизинцем, указательный и средний пальцы «шагают» по другой ладони.

Кто мне может подсказать,

Шарик на ладони, мягко похлопываем одной ладонью,

Где Смешариков искать?

затем другой (по 4 раза). Возможны варианты, предложенные детьми.

Ежик и Крош решили летать,

Прокатывать большим пальцем шарик от основания

А Нюша с Барашем стали им помогать.

ладони до кончика пальцев и обратно (правой, затем левой руки).

У Пина с Лосяшем эксперимент.

Катать по кругу между ладонями.

Кар Карыч дает им полезный совет.

Катать в другую сторону.

Копатыч с утра урожай собирает.

Передавать из руки в руку, зажимая кулак.

Совунья рецепты свои изучает.           

Рассматриваем шарик, удерживая его кончиками пальцев правой, затем левой руки.

Педагог предлагает придумать общую игру для Смешариков. Например, «Догонялки».

Дети встают в круг. У них в руках (с равномерными интервалами) 9 шариков, каждому из которых дается мультипликационное имя. Дети одновременно начинают передавать шарики в одном направлении. Если какой-то «Смешарик» упал или его догнал другой шарик, его убирают из игры.

Рефлексия. Тяжело шарик удержать, не уронить? Почему? Чувствуете, что ладони и пальцы стали горячими? Почему? На ладонях и пальцах много чувствительных точек, их массаж помогает здоровью. Подумайте, в какие еще игры можно поиграть с шариком су-джок — нашим «смешариком», завтра обязательно поиграем.

Игровое творчество (вариативность). Варианты игры для Смешариков.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению