• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование здорового образа жизни дошкольников в игровой деятельности «ПДД. Дорожные знаки. Правила безопасности»

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
02/2023
Авторы статьи предлагают объединить оздоровительную гимнастику с обучением Правилам дорожного движения. Такие интегрированные занятия позволяют закрепить и уточнить первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице. Формирование здорового образа жизни дошкольников в игровой деятельности «ПДД. Дорожные знаки. Правила безопасности»

Формирование здорового образа жизни дошкольников в игровой деятельности «ПДД. Дорожные знаки. Правила безопасности»

Мустафина Т.В.,

инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 384;

Рываева Н.А.,

инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 290», го Самара

Ни у кого не вызывает сомнения, что регулярное выполнение различных гимнастических упражнений очень полезно и со временем укрепляет тело. Это же можно сказать и про комплекс упражнений для мозга — они постепенно заставляют обе «половинки» функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию.

Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и операций, при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность достигается, только когда они оба работают слаженно. И именно этой цели и позволяет добиться гимнастика для мозга. Чем лучше развито межполушарное взаимодействие у детей, тем проще им будет даваться выполнение заданий учителя, тем лучше у них будет успеваемость.

РППС. Гимнастические палки (по количеству детей); зеленая карточка; лазерные указки или фонарики; разметка для группового пространства; шарики су-джок.

1. Утренняя гимнастика «Пешеходы»

Оборудование: гимнастические палки.

Введение в игру. Педагог задает вопрос: «Встречается ли вам дорога на пути в детский сад? Как вы ее переходите?», — предлагает построить дорогу. Дети выкладывают палки в две линии — тротуары, пространство между ними — дорога. На тротуаре можно выполнять любые движения, не мешая друг другу, а переходить можно только на зеленый сигнал светофора.

Игровые действия. Дети делятся на две группы «пешеходов», выполняющих действия на своем «тротуаре». Педагог поднимает зеленый сигнал, и дети переходят «дорогу». На другой стороне продолжают выполнять начатое движение.

Дети ходят по палкам приставным шагом, возвращаясь к началу по полу (не со стороны «дороги») обычным шагом, на носках, широким шагом.

Затем встают в две шеренги на палки-«тротуар» лицом друг к другу. Переходя на другую сторону, «пешеходы» возвращают «тротуар» в исходное состояние на полу.

И.п. о.с. 1 — руки вверх; 2 — и.п. И.п. ноги врозь, на ширине ступни. 1—2 — наклон вперед прогнувшись, руки вверх; 3—4 — и.п.

И.п. руки вверх. 1 — поднять согнутую ногу, одновременно руки опустить на колено — выдох; 2 — и.п., вдох.

И.п. стоя на коленях, за палкой. 1 — прогнуться назад, касаясь руками пяток, выдох; 2 — и.п., вдох.

И.п. сидя в упоре сзади, ноги согнуты стоят на палке. 1 — выпрямить ноги вверх, выдох; 2 — и.п., вдох.

И.п. руки вверх. 1 — отставляя правую ногу назад, выпад на левой, руками касаемся палки; 2 — и.п.; 3—4 то же отставляя левую.

Прыгают боком через палки-«тротуар», продвигаясь вперед.

Рефлексия. Какие упражнения нарушали Правила дорожного движения (части тела попадали на пространство дороги)? Легко ли заметить зеленый сигнал, если сам двигаешься? Как надо вести себя около дороги? Можно ли выходить на улицу, не проснувшись как следует? Что для этого делаем?

Игровое творчество (вариативность). На следующий день дети заменяют упражнения, которые нарушали Правила дорожного движения. Можно сделать две команды — «водители» и «пешеходы», тогда комплекс повторяется 2 раза (команды меняются). Пока нет зеленого сигнала для «пешеходов», «водители» бегают по дороге. Зеленый сигнал — «водители» останавливаются, а «пешеходы» переходят дорогу.

2. Физкультминутка «На дороге»

Проводится по мотивам стихов С. Михалкова и В. Веревки.

Введение в игру. Мы долго считали (рисовали) машины и пешеходов, давайте устроим игру-театр, покажем, как они должны двигаться.

Игровые действия. Педагог произносит текст и показывает движения, дети выполняют вместе с ним.

Красный свет нам говорит:

Дети выполняют круговые движения руками через стороны.

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Выполняют круговые движения руками вверх и скрестно спереди вниз.

Желтый свет-предупрежденье:            

Выставляют руки вперед, поочередно сгибать кверху.

Жди сигнала для движенья.

Выпрямляют в и.п.

Зеленый свет открыл дорогу:

Маршируют.

Переходить ребята могут!

Чтоб аварий избегать,

Ставят руки на пояс, делают повороты.

Надо строго соблюдать

Правила движения

И нормы поведения.

Вы запомните, друзья.

Делают наклоны, прогнувшись.

На дороге нам нельзя

Бегать, прыгать и скакать,

Бегают и прыгают на месте.

И с мячом в футбол играть.

И не думайте напрасно,

Делают глубокий вдох, поднимая плечи, затем резкий выдох.

Что здесь вовсе не опасно.

Опускают плечи.

Изучайте понемногу,

Маршируют.

Как переходить дорогу.

Рефлексия. Что нельзя делать около дороги? А нужно ли это делать вообще, зачем и где?

Игровое творчество (вариативность). Выполнение по показу. Самостоятельно все вместе, произнося текст. Распределение по ролям с использованием атрибутики. Возможен дальнейший показ младшим дошкольникам.

3. Гимнастика-побудка «Водитель и пешеход»

Введение в игру. По окончании дневного сна педагог будит детей: «Ребята, просыпаемся, в дорогу собираемся и водители, и пешеходы».

Игровые действия. Педагог называет, создаваемый образ, чередуя действия водителей и пешеходов. Побуждая детей к быстрому одеванию, педагог проводит игру «Слышу и делаю».

«Водитель готовится к поездке»

Дети открывают и закрывают — зажмуривают глаза.

«Пешеход собирается на улицу»

И.п. лежа на спине, согнутые ноги стоят вместе. Поочередно поднимают и опускают пятки.

«Водители поехали»

И.п. лежа на спине, руки вытягивают вперед и сжимают ладони в кулаки. Изображают повороты руля, произнося звуки [ж] и [р].

«Пешеходы пошли»

И.п. лежа на спине, руки вдоль тела. 1—4 поднимают ноги до прямого угла (в потолок), двигая поочередно прямые ноги вперед-назад, как бы шагая.

«Водители едут»

И.п. лежа на животе, руки поднимают вверх и сжимают ладони в кулаки. Поднять прямые руки, изображая повороты руля.

«Приехали»

И.п. сидя ноги вместе, руки «в замок» перед грудью. 1 — вдох, 2 — выдох, выпрямляя руки вперед с небольшим наклоном плеч (потянуться).

«Все стали пешеходами»

Маршируют у кровати.

«А кому-то ехать дальше»

Педагог называет детей, которые становятся водителями и выбегают из спальни друг за другом.

Пока дети одеваются, педагог говорит:

Без всякого сомнения

Поможет физкультура

Здоровье сохранить.

Помогут упражнения

При уличном движении

Внимательными быть.

Вот сейчас и проверим, кто уже проснулся как следует — кто быстрый и внимательный. Кто оделся, вставайте друг за другом.

Игра «Слышу и делаю»

Педагог называет любые движения, чередуя правую и левую руку (ногу), обращая внимание на ошибки. Например, правой рукой помашем друг другу, левую руку спрячем в карман. Руки на пояс, правой ногой топнем, а левой покрутим перед собой. Вместе присядем, ладошки покажем: правую-левую-правую-правую и т.д. Ровненько встали и руку подняли: левую-правую-левую-левую и т.д. И наклонились: вправо-влево-вправо и т.д. Игра продолжается, пока все не оденутся.

Рефлексия. Ну теперь я вижу, что вы все проснулись. Как вы думаете, почему я так решила? (Правильно выполняем движения, не ошибаемся.) И теперь вы можете быть хоть водителями, хоть пешеходами — все у вас получится отлично.

Игровое творчество (вариативность). Порядок выбегания детей из спальни обязательно меняется, так же как и набор движений в игре «Слышу и делаю».

4. Гимнастика для глаз «Постовой»

Оборудование: лазерные указки или фонарики.

Введение в игру. По стенам, полу или потолку группы размещены ориентиры маршрута. Это может быть что угодно: линии-ленты, кружки из бумаги, на потолке — лампы, на полу — кубики или кегли и т.д.

Педагог. Сегодня я вам предлагаю поиграть в необычные, световые, машины. Ребята, запоминайте дорогу.

Педагог включает указку и медленно ведет пятно по предполагаемому маршруту.

Кто запомнил и готов ехать?

Игровые действия. Дети с лазерными указками (фонариками) — водители, остальные — постовые. Все вместе произносят текст:

На дороге постовой.

Он не крутит головой,

За машинами следит.

Кто нарушил, говорит.

«Машины» — световые пятна (от 3 до 5), отправляются по маршруту с произвольной скоростью. «Постовые» следят за ними глазами, называя «нарушителей» — едут мимо дороги, врезаются в препятствия, сталкиваются или наезжают друг на друга, нарушают маршрут…

Рефлексия. Кем интереснее быть водителем или постовым? А сложнее? Что нужно было водителю, чтобы преодолеть маршрут? (Внимание, память, хорошее зрение, точная рука.) А постовому? Как сейчас себя чувствуют ваши глаза и почему? Зачем мы играли в такую игру? Какие правила безопасности есть в этой игре? (Не направлять фонарик в глаза.)

Игровое творчество (вариативность). Может меняться сложность маршрута, количество «водителей». Они могут ехать наперегонки.

5. Дыхательная гимнастика «Велосипедист»

Введение в игру. Педагог загадывает загадку.

Не пешеход и не водитель.

Ногами вроде бы идет,

При этом на педали жмет.

(Велосипедист).

Поиграем?

Игровые действия. Пока педагог произносит текст, дети изображают велосипедистов, после слова «хочу» — изображают ветер.

Педали кручу,

Лежа на спине, вытягивают руки вперед, имитируют езду на велосипеде.

Ветер обогнать хочу.

Делают круговые движения ногами, глубокий вдох носом.

Садятся с согнутыми ногами — резко выдыхают.

Рефлексия: получилось обогнать ветер? А вы почувствовали, как работали ваши легкие? (Воздуха и кислорода в них все больше.) Когда нам понадобится игра «велосипедист»? Какие Правила дорожного движения должен соблюдать велосипедист?

Дети отвечают.

Игровое творчество (вариативность). Скорость произнесения текста может меняться. Фраза «педали кручу» может повторяться несколько раз.

6. Пальчиковая гимнастика «Дорожки на ладошке»

Оборудование: шарики су-джок.

Введение в игру

Педагог. На улице много дорог, по которым ездят машины и ходят пешеходы. Посмотрите на свою ладонь, там много линий. Похожи они на дороги? Как вам кажется, какие линии подходят для машин? (Самые ровные и большие.) А вот и моя «машина» для этих дорог.

Педагог показывает шарик су-джок и предлагает детям взять свои шарики.

Поехали?

Игровые действия. Дети вместе с педагогом произносят текст и выполняют действия. Педагог в любой момент произносит: «Машина в гараже», — быстро зажать су-джок в кулак, не давая педагогу забрать шарик.

На каждой ладошке

Поднимают ладони кверху, пальцы прямые вместе.

Есть три дорожки.

Показывают три средних пальца.

Все дорожки мы найдем,

Трут ладони.

Пальчиком по ним пройдем.

Поднимают указательные пальцы вверх.

Раз дорожка, два и три —

Прижимая пальцами шарик су-джок, прокатывают его по четырем самым заметным линиям ладони.

Пальцем каждую потри.

Рефлексия. По всем дорожкам успели проехать? Как себя чувствуют ваши руки? Отдохнули или устали? Для чего нужна такая игра?

Игровое творчество (вариативность). Меняется момент, когда прячется шарик. Можно играть в парах, произнося текст вместе и стараясь забрать шарик у партнера. Игра в тройках, когда третий ведущий произносит слова, и только забрав шарик, становится участником, а потерявший — ведущим.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению