• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формирование знаний о природе в процессе моделирования

Сводная информация
Статья из журнала:
Методист ДОУ
Номер журнала:
39/2022
В статье раскрываются условия организации моделирования как одного из эффективных средств формирования знаний о природе в дошкольном возрасте, подчеркиваются его преимущества в понимании детьми понятий и причинно-следственных связей в природе, возможности и этапы применения в эколого-образовательной работе Формирование знаний о природе в процессе моделирования

Лашкеевич Е.Н.,

воспитатель, дошкольное отделение «На Васнецова», Школа № 2107, Москва

В любой период времени вопросы взаимоотношений человека и природы были актуальными, так как со времен своего зарождения человеческое общество имеет неразрывную связь с природой. Трудно переоценить ее воспитательное значение. Взаимоотношения с природным миром оказывают на человека положительное влияние, делают его мягче, добрее, пробуждают в нем его лучшие чувства и качества. Роль природы особенно велика в воспитании детей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству развития интеллекта и воспитания детей. Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [2].

Среди педагогов современности проблемой формирования знаний о природе и их значении в формировании личности занимались такие ученые, как С.А. Веретенникова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, П.Е. Саморукова и др.

Все исследователи единодушны в том, что в дошкольном возрасте взаимодействие с природой способствует формированию первой элементарной системы знаний. Без нее невозможно понять ее законы, особенности влияния на человека, увидеть ее многообразие, прочувствовать ценность природы, чтобы на этой основе развить логическое мышление, воображение, творчество, вызвать интерес и любовь к ней.

Обеспечению успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов живой природы, их отношениях и связях друг с другом и средой способствуют такие средства и методы, которые позволяют сделать восприятие наглядным, включив самого ребенка в активную продуктивную и познавательную деятельность. Этому соответствует такой наглядно-практический метод, как моделирование. Суть метода моделирования состоит в том, что развитие мышления ребенка активизируется посредством моделей, специальных схем, в наглядной и доступной для него форме воспроизводящих скрытые свойства и связи определенного объекта. Основу метода составляет принцип замещения, согласно которому реальный предмет ребенок замещает другим, например, изображением данного предмета или каким-либо условным знаком.

Педагогам, работающим с дошкольниками, данный метод известен достаточно широко, тем не менее в практике работы встречаются ошибки, связанные с методикой его применения. Доказательством этого утверждения стал проведенный нами опрос среди педагогов двух дошкольных учреждений Москвы. В опросе приняли участие 20 педагогов-практиков, стаж работы которых не менее пяти лет. Мы ставили своей целью выяснить: считают ли педагоги моделирование эффективным методом формирования знаний о природе, как часто и регулярно используют его, какие виды моделей применяют, обучают ли моделированию поэтапно, какие затруднения испытывают в процессе применения данного метода?

Проведенный нами опрос показал, что все педагоги признают моделирование как один из наиболее эффективных методов в формировании знаний о природе, подчеркивая его преимущества в понимании детьми понятий и причинно-следственных связей в природе. Все педагоги в своей практической деятельности хотя бы периодически используют модели, как правило, предметные и реже используют графические и предметно-схематические из-за трудоемкости их изготовления.

Боле половины респондентов ответили, что испытывают затруднения в применении данного метода, так как недостаточно методической литературы, раскрывающей последовательность и этапы применения моделирования в работе с дошкольниками. Остальные опрошенные не испытывают затруднений ввиду того, что демонстрируют традиционные предметные и графические модели, такие как календарь природы, глобус, при изучении отдельных тем. Никто из опрошенных педагогов не применяет моделирование систематически и поэтапно.

В процессе наблюдения за работой педагогов, продемонстрировавших имеющиеся в группах модели и способы работы с ними, выяснили, что все они в основном предметные и не удовлетворяют основному требованию систематичности и последовательности их применения. Во всех случаях детям предлагалось описать какие-либо объекты природы с помощью готовой знакомой модели. Например, с опорой на картинки педагог составлял модель «Приметы весны», «Круговорот воды в природе». При этом условные обозначения не использовались. Для сравнения и выделения признаков природных объектов моделирование не применялось, самостоятельно модели дети не составляли. Графические модели элементарных понятий «рыбы», «птицы», «звери» применялись в двух подготовительных к школе группах и представляли собой отражение существенных, наглядно воспринимаемых признаков данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей, форма тела, покров тела и др. Однако при работе с ними свойства выделял сам педагог, а дети затем воспроизводили по образцу.

Одним из принципов моделирования является регулярность и систематичность его применения, но на практике, в большинстве случаев, метод используется эпизодически, постепенного перехода к более условным обозначениям моделируемых объектов и явлений также не происходит.

Следовательно, можно говорить о недостаточной эффективности применения метода моделирования в работе по формированию знаний о природе. Проведенный опрос и наблюдение подтолкнули нас к необходимости разработки более четких методических рекомендаций по применению метода моделирования и выделения ряда последовательных этапов его применения в работе с дошкольниками.

На первом этапе детям предлагается описать новые объекты природы с помощью готовой модели, предложенной воспитателем. К примеру, глобус, на который последовательно наносятся различные континенты, океаны и пр. На данном этапе применяются предметные или сюжетные картинки с изображением объектов природы близких к реальным. Далее эти изображения заменяются все более условными и наконец, схематичными изображениями-пиктограммами.

На последующих этапах организуется сравнение двух объектов между собой, выделяются признаки различия и сходства, одновременно дается задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки. Количество сравниваемых объектов постепенно увеличивается до 3—4.

Наиболее сложный этап — обучение детей моделированию с выделением существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы) и создание моделей элементарных понятий.

Таким образом, мы видим, что использование моделирования в работе с дошкольниками развивает умственную активность, наблюдательность, формирует умение сравнивать, а значит, и вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства; позволяет наглядно увидеть и понять связи, зависимости в окружающем мире.

Однако без соблюдения постепенности и последовательности в обучении моделированию результативность данного метода может быть незначительной при всей сложности и трудоемкости его применения. Эффективным же данный метод будет при условии поэтапного обучения с постепенным переходом ко все более условному обозначению объектов и явлений природы, усложнения умственной задачи. При этом виды моделей должны быть разнообразны, а сам метод моделирования применяться не эпизодически, а систематически в комплексе с такими средствами, как наблюдение, экспериментирование и др.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению