• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Формы взаимодействия с родителями как способ включения в жизнь детского сада

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
05/2022
Формы взаимодействия с родителями как способ включения в жизнь детского сада

Сильвестрова К.Н.,

старший воспитатель;

Матвеева М.И.,

заведующий, детский сад № 30, г. Чебоксары, Чувашская Республика

Как показывает практика, жизнь и развитие детского сада в настоящее время немыслимы без активного участия родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Наверное, каждый педагог задумывается над этим вопросом.

Очень важно использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества с воспитателями, учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — установление партнерских отношений участников педагогического процесса, создание единой команды, приобщение родителей к жизни детского сада.

Мы используем следующие формы и методы работы с родителями.

Традиционные:

— групповые родительские собрания;

— консультирование, анкетирование родителей;

— дни открытых дверей;

— оформление информационных стендов в приемной группы.

Нетрадиционные:

— мастер-классы;

— выпуск газеты;

— походы в музей;

— осмотр достопримечательностей нашего города.

Распространенная форма работы с родителями в нашем детском саду — «День открытых дверей», во время проведения которого родители знакомятся с дошкольной образовательной организацией, ее традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. В этот день педагоги проводят экскурсии по дошкольной организации с посещением группы, где будут воспитываться дети. После экскурсии заведующий детским садом и педагоги беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, с четко определенной целью: что понравилось или не понравилось родителям, какие проблемы их волнуют. Педагог должен уметь не только говорить, но и внимательно выслушать родителей, выразить свою заинтересованность, доброжелательность.

Еще одна из форм взаимодействия с родителями — консультации. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина отмечают, что они могут проводиться индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных возрастных групп, у которых имеются одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии (гиперактивные дети; дети с ярко выраженными способностями к математике, рисованию, музыке). Целями консультации служат приобретение родителями определенных знаний, умений; содействие им в разрешении проблемных вопросов. На такие встречи часто приглашаются квалифицированные специалисты, которые проводят практические занятия, например, на темы: «Развиваем самостоятельность детей», «Учимся общаться с ребенком» и т.д.

Родительские собрания также выступают одной из эффективных форм взаимодействия с родителями. Они могут быть групповыми или общими (для родителей всего учреждения). На общих собраниях обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты воспитательно-образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.

На групповых собраниях обсуждаются 2—3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов детского сада). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Как пробудить у детей интерес к знаниям», «Дошкольник и компьютер?» [2].

Конференция — эффективная форма взаимодействия с родителями, основной целью которой является обмен опытом семейного воспитания. Обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление [1]. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции можно приготовить выставку детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОО и т.п. Завершающим моментом конференции может быть совместный концерт детей, сотрудников ДОО, членов семей.

В настоящее время детский сад активно использует метод проектов, при подготовке которого родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Родители вместе с детьми собирают информацию, делают зарисовки, фотографии, мультимедийные представления по теме. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Интересной формой взаимодействия ДОО с семьей служат выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка-зима», «Здравствуй, весна!», «Ах, лето, лето!», выставок фотографий: «Моя семья на отдыхе», «Папа, мама, я — спортивная семья», поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей: «Лукошко», «В гостях у бабушки в деревне» и др. стимулирует развитие эстетических чувств наших воспитанников, способствует совместной деятельности детей и родителей. Практикуется награждение участников выставок [3].

В настоящее время во всех дошкольных учреждениях педагоги используют социальные сети и различные мобильные мессенджеры, которые помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями.

Таким образом, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не полноценен. Взаимодействие семьи и детского сада — длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от старшего воспитателя, педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Литература

1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52—58.

2. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60—68.

3. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. М., 2001. С. 25—26.

4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению