При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Сильвестрова К.Н.,
старший воспитатель;
Матвеева М.И.,
заведующий, детский сад № 30, г. Чебоксары, Чувашская Республика
Как показывает практика, жизнь и развитие детского сада в настоящее время немыслимы без активного участия родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Наверное, каждый педагог задумывается над этим вопросом.
Очень важно использовать разнообразные формы работы с родителями, которые создают возможность для сотрудничества с воспитателями, учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — установление партнерских отношений участников педагогического процесса, создание единой команды, приобщение родителей к жизни детского сада.
Мы используем следующие формы и методы работы с родителями.
Традиционные:
— групповые родительские собрания;
— консультирование, анкетирование родителей;
— дни открытых дверей;
— оформление информационных стендов в приемной группы.
Нетрадиционные:
— мастер-классы;
— выпуск газеты;
— походы в музей;
— осмотр достопримечательностей нашего города.
Распространенная форма работы с родителями в нашем детском саду — «День открытых дверей», во время проведения которого родители знакомятся с дошкольной образовательной организацией, ее традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. В этот день педагоги проводят экскурсии по дошкольной организации с посещением группы, где будут воспитываться дети. После экскурсии заведующий детским садом и педагоги беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы могут быть как индивидуальными, так и групповыми, с четко определенной целью: что понравилось или не понравилось родителям, какие проблемы их волнуют. Педагог должен уметь не только говорить, но и внимательно выслушать родителей, выразить свою заинтересованность, доброжелательность.
Еще одна из форм взаимодействия с родителями — консультации. А.В. Козлова. Р.П. Дешеулина отмечают, что они могут проводиться индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родители разных возрастных групп, у которых имеются одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в развитии (гиперактивные дети; дети с ярко выраженными способностями к математике, рисованию, музыке). Целями консультации служат приобретение родителями определенных знаний, умений; содействие им в разрешении проблемных вопросов. На такие встречи часто приглашаются квалифицированные специалисты, которые проводят практические занятия, например, на темы: «Развиваем самостоятельность детей», «Учимся общаться с ребенком» и т.д.
Родительские собрания также выступают одной из эффективных форм взаимодействия с родителями. Они могут быть групповыми или общими (для родителей всего учреждения). На общих собраниях обсуждаются задачи на новый учебный год, результаты воспитательно-образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др.
На групповых собраниях обсуждаются 2—3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов детского сада). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Как пробудить у детей интерес к знаниям», «Дошкольник и компьютер?» [2].
Конференция — эффективная форма взаимодействия с родителями, основной целью которой является обмен опытом семейного воспитания. Обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных форм повышения педагогической культуры родителей. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление [1]. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»). К конференции можно приготовить выставку детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу ДОО и т.п. Завершающим моментом конференции может быть совместный концерт детей, сотрудников ДОО, членов семей.
В настоящее время детский сад активно использует метод проектов, при подготовке которого родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Родители вместе с детьми собирают информацию, делают зарисовки, фотографии, мультимедийные представления по теме. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.
Интересной формой взаимодействия ДОО с семьей служат выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Зимушка-зима», «Здравствуй, весна!», «Ах, лето, лето!», выставок фотографий: «Моя семья на отдыхе», «Папа, мама, я — спортивная семья», поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей: «Лукошко», «В гостях у бабушки в деревне» и др. стимулирует развитие эстетических чувств наших воспитанников, способствует совместной деятельности детей и родителей. Практикуется награждение участников выставок [3].
В настоящее время во всех дошкольных учреждениях педагоги используют социальные сети и различные мобильные мессенджеры, которые помогают разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями.
Таким образом, без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, не полноценен. Взаимодействие семьи и детского сада — длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от старшего воспитателя, педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.
Литература
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52—58.
2. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60—68.
3. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. М., 2001. С. 25—26.
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М., 2004.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle