• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Игровое занятие по плаванию «Морские учения». В старшей группе

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
03/2022
В статье представлено занятие по обучению детей 5—6 лет плаванию в условиях крытого бассейна дошкольной образовательной организации, направленное на обогащение двигательного опыта дошкольников практикой плавания кролем, а также тренировку действий в ситуации спасения утопающего со спасательным кругом и без него. Занятие проводится в форме игровых упражнений и игр с использованием разнообразных методов, приемов и современного физкультурного оборудования Игровое занятие по плаванию «Морские учения». В старшей группе

Махалова И.В., воспитатель;

Федоров Е.К., инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 203 «Непоседы», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Современное образование призвано обеспечить детей практическим опытом деятельности. При обучении детей плаванию таким опытом должны стать овладение разными стилями плавания, обеспечение безопасности собственной и окружающих у водоема и в воде.

Предлагаем вашему вниманию занятие по обучению детей плаванию с использованием специально подобранных игровых упражнений и игр-эстафет. Это методическая разработка в рамках технологии обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию и действиям в экстремальных ситуациях на воде педагогического коллектива ДОУ № 203 «Непоседы» г. Чебоксар. Помимо отработки техники плавания кролем в занятие включены упражнения и игры на формирование навыка спасения утопающего. В своей практике по обучению детей плаванию педагоги опираются на труды отечественных исследователей Т. Осокиной, Е. Тимофеевой, Т. Богиной, Е. Вороновой, А. Чеменевой, Т. Столмаковой и др. Особое внимание уделяется эмоциональной заинтересованности детей через постановку проблемы и мотивации на двигательную активность в водной среде.

Цель: обогащение двигательного опыта практикой плавания кролем на груди и спине, а также тренировкой действий в ситуации спасения утопающего со спасательным кругом и без него.

Задачи:

—          формировать умение действовать в ситуации по спасению утопающего со спасательным кругом и без него, с ограничением и без ограничения по времени;

—          опорно-двигательный аппарат, развивать дыхательную и укреплять сердечно-сосудистую системы организма;

—          продолжать   развивать   умение плавать на спине и груди кролем споочередными действиями ногами, гребковым движением одной рукой (по выбору левой или правой) и без рук;

—          работать в паре и команде;

—          учить ориентироваться в водном пространстве;

—          воспитывать потребность в занятиях плаванием и культуру безопасного поведения в бассейне.

Оборудование: надувные мячи размером 20—25 см (по количеству детей), гимнастические палки и нудлсы (по 4 шт.), рези новые мячи и спасательные круги (по 2 шт.), тонущие игрушки, разделительная дорожка.

Методы и приемы:

—          игровой (игровые   упражнения, игры-эстафеты);

—          наглядный (показ педагогом отдельных элементов техники движения);

—          словесный (пояснения, уточнения, вопросы);

—          практический (повторение, самостоятельная      деятельность).

Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о различных   экстремальных   ситуациях на воде и действиях, направленных на спасение жизни собственной и окружающих, разучивание комплекса общеразвивающих упражнений в воде, подвижной игры «Морской бой», освоение техники плавания кролем на спине и груди.

* * *

Дети строятся в одну шеренгу у бортика бассейна.

Инструктор. Здравствуйте, ребята! Предлагаю сегодня стать матросами пограничного патрульного катера и принять участие в морских учениях. Морские пограничные корабли и катера носят самые разные названия, но каждое из них подчеркивает их особое назначение: «Альбатрос»,

«Молния», «Сайгак», «Мангуст»,

«Бдительный», «Решительный» и др. Все эти названия подчеркивают, что матросы на сторожевых пограничных кораблях очень быстро действуют в случае нарушения морской государственной границы нашей страны. Как вы думаете, какими должны быть морские пограничники, чтобы охранять водные рубежи нашей Родины?

Дети. Смелыми, решительными и выносливыми.

Инструктор. Правильно! Помимо этого, они должны уметь хорошо плавать, быстро действовать в экстремальной ситуации, иметь технические навыки обслуживания такой сложной техники, как катер или корабль. Перед учениями нам необходимо провести тренировку, подготовить свой организм к физическим нагрузкам, поупражняться в умении плавать. Вы готовы?

Дети. Да!

Выполняются общеразвивающие упражнения у бортика бассейна.

По порядку стройся в ряд,

Пограничников отряд!

Дети шагают на месте.

Левая, правая, бегая, плавая,

Бегут на месте.

Мы растем смелыми,

Из положения присед встают на носки, руки поднимают вверх.

На солнце загорелыми.

Ходят на пятках на месте.

Ноги наши быстрые,

высоко поднимают колени.

Метки наши выстрелы,

Делают плавные махи руками вперед-вверх.

Крепки наши мускулы и глаза

не тусклые.

Сгибают руки к плечам.

Кто шагает дружно в ногу?

—          Морские пограничники,

в дорогу!

Шагают на месте.

Молодцы!   А   теперь   проверим, насколько внимательны и дружны наши юные моряки-пограничники.

Проводится игра «Четыре стихии». Дети выполняют движения в соответствии со словами «земля»,

«вода», «воздух», «огонь». Пальцы кистей прижаты друг к другу в форме «чаши». По команде «Земля!» дети вытягивают прямые руки вперед,

«Вода!» — поднимают прямые руки вверх, «Огонь!» — поднимают руки вверх в форме чаши, «Воздух!» — делают поочередные круговые махи руками, имитируя гребковые движения кролем. Проигравшим считается игрок, допустивший ошибку в выполнении движения по заданной команде.

А теперь входим в воду прыжком с верхней ступени, лицом по направлению к бассейну. Приземляемся на согнутые в коленях ноги.

Выполняются общеразвивающие упражнения в воде в колонне по одному в движении по внутреннему периметру бассейна с контролем за дыханием: 1—2 — вдох, 3—4 — выдох.

«Запах моря»

И.п.: руки на поясе. Обычная ходьба.

«Морской песок»

И.п.: руки к плечам. Ходьба на пятках.

«Морской бриз»

И.п.: руки перед собой, согнуты в локтях. Ходьба с круговыми вращениями кистями перед собой.

«Пловцы»

И.п.: горизонтальное положение с упором за поручень бассейна. Непрерывные хлыстообразные движения от бедра слегка согнутыми в коленях ногами, снизу-вверх и сверху вниз, стопы вытянуты от себя.

Молодцы, ребята! Давайте распределимся на пары. Следующая наша тренировка заключается в действиях на случай, если матросу-пограничнику потребуется спасти утопающего.

Проводятся игровые упражнения в парах.

«Дружный буксир» (с гимнастической палкой)

И.п.: дети стоят в парах, лицом друг к другу, по середине держа гимнастическую палку. Один ребенок из пары ложится на грудь, со вдохом погружается в воду, выполняет движение кролем вперед. Напарник идет спиной вперед в противоположную сторону бассейна и тянет за собой товарища за гимнастическую палку. Затем дети меняются ролями.

«Моряки на морских просторах» (с нудлсами)

И.п.: каждая пара держит перед собой нудлс, дети ложатся грудью на воду, со вдохом погружаются в нее и, выполняя движение ногами кролем вперед, двигаются к противоположной стороне бассейна.

«Спасение утопающего» (с надувным кругом)

И.п.: дети в парах одновременно ложатся на спину справа и слева от круга, выполняют работу ногами кролем, одной рукой держа круг, другой — делая гребковые движения.

«Спасение утопающего» (без предмета)

И.п.: дети в парах становятся друг за другом спиной к противоположной стороне бассейна. Стоящий вторым ребенок ложится на спину и выполняет скольжение на спине назад (руки прямые вдоль туловища). Напарник сзади поддерживает его за голову, не давая утонуть, и идет спиной вперед до противоположной стороны бассейна. Затем дети меняются ролями.

Инструктор. Ребята, вам понравились упражнения?

Дети. Да!

Инструктор. Моряки-пограничники умеют не только хорошо плавать и спасать утопающих, но и защищать морские границы страны, ловить нарушителей. Давайте проведем морские учения.

Проводится игра-эстафета «Прицельное попадание». Дети делятся на команды и выстраиваются в две колонны у бортика бассейна. Напротив них на противоположной стороне бассейна находится надувной круг. Участники команд доплывают до отметки и бросают мяч. После броска возвращаются к команде и передают мяч следующему игроку. Победителем становится команда, у которой большее количество попаданий в цель.

Молодцы, ребята! Вы не устали?

Дети. Нет!

Инструктор. Тогда вам предстоит следующая игра-эстафета. Желаю удачи!

Проводится игра-эстафета «За бортом». Дети выстраиваются в две колонны у бортика бассейна. Ребенок ложится на спину и, выполняя работу ногами кролем, движется спиной вперед к противоположной стороне бассейна, при этом одной рукой держа круг, другой — выполняя гребковые движения. Обратно к команде возвращается бегом и передает надувной круг следующему участнику команды. Победителем становится команда, быстрее справившаяся с заданием.

Ребята, а вам нравится игра «Морской бой»?

Дети. Да!

Проводится подвижная игра «Морской бой».

Бассейн делится на две половины при помощи разделительной дорожки. Справа и слева от нее располагаются команды. У каждого игрока по надувному мячу. По сигналу команды перебрасывают мячи на сторону противника. Победителем становится команда, на половине которой окажется меньшее количество мячей.

Инструктор. Молодцы, ребята, отлично справились!

Подводятся итоги морских учений, дается краткая оценка действиям игроков, объявляется команда-победитель.

Вы себя показали настоящими морскими пограничниками. У вас есть такие важные для моряка качества, как выносливость, ловкость, сила! Вы уверенно осваиваете навыки плавания. Предлагаю еще одну игру на умение нырять и задерживать дыхание.

Проводится игра «Лучший ныряльщик». По всей площади бассейна разбрасываются тонущие игрушки. Игроки собирают их со дна бассейна. Побеждает игрок, собравший наибольшее количество игрушек.

Объявляется минута свободного плавания, затем дети выходят из воды, строятся в колонну по одному.

Сегодня на занятии вы выполняли самые разнообразные упражнения. Давайте вспомним, какие же упражнения вам были предложены?

Дети отвечают.

Какие упражнения интересно было выполнять?

Дети отвечают.

Какие упражнения вызвали затруднения?

Дети отвечают.

Почему эти упражнения вызвали трудности?

Дети отвечают.

Какие упражнения вы бы хотели выполнить еще раз на следующем занятии?

Дети отвечают.

На следующем занятии еще раз поупражняемся в названных вами движениях.

Инструктор выделяет детей, выполнивших качественно задания, лучшую пару и команду, награждает их знаками отличия.

Литература

Антропова М.В., Параничева Т.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. № 4.

Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. СПб., 2003.

Махалова И.В., Муллин Р.М. Обучение детей 6—7 лет плаванию и действиям в экстремальных ситуациях на воде // Педагогика в науке и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Пенза, 2020.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.

Павлова Т.Н. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М., 2012.

Рыбак М.В., Глушкова Г.В., Поташева Г.Н. Раз, два, три, плыви. М., 2010.

Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. СПб. 2011.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению