• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Инклюзивное физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОО

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
01/2023
В статье рассматривается тема внедрения инклюзивной системы на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях. В работе приведен список заболеваний, которые являются основанием для отнесения ребенка к категории «с ограниченными возможностями здоровья». Особое внимание уделяется целям, задачам, формам и приемам инклюзивного физического воспитания. Инклюзивное физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОО

 Бадалова К.С., инструктор по физической культуре

МБДОУ д/с «Радуга», сп Нижнесортымский Сургутского р-на, ХМАО-Югра

С каждым годом в нашей стране, как и в большинстве стран мира, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этому способствует целый ряд факторов: плохая экология, наследственные заболевания, малоподвижный образ жизни, вредные привычки родителей (алкоголизм, наркомания, табококурение), травмы, и т.д. Если в младенческом возрасте многие отклонения, в частности умственные и речевые, незаметны или едва заметны, то с поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение даже самые незначительные проблемы со здоровьем эксплицируются.

Дети с ОВЗ требуют особого подхода не только со стороны воспитателей, но и всего персонала детского сада. Соответственно современная система образования и воспитания Российской Федерации находится в поиске специфических методов и форм работы с детьми с ОВЗ, находящимися в одном коллективе со здоровыми сверстниками.

В мировой педагогической практике идея совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ, обозначаемого термином «инклюзивное образование» (от англ. «inclusion» — включение), прошла длительный и противоречивый путь развития [4]. В России указания о выравнивании стартовых возможностей выпускников (как здоровых, так и с ОВЗ) дошкольных образовательный учреждений вступили в силу 1 января 2014 г. [1]. Согласно указу, цель инклюзивного обучения и воспитания заключается в социализации детей с отклонениями в здоровье, чтобы они могли в будущем найти и занять достойное место в обществе.

В условиях инклюзивного образования каждое учебно-воспитательное учреждение должно располагать нормативными документами, регламентирующими работу педагога с детьми с ОВЗ. Прежде всего, следует ознакомиться со списком заболеваний или отклонений, которые являются основанием для отнесения ребенка к категории «особых». По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к категории детей с ОВЗ относятся:

— дети с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;

— с умственной отсталостью;

— с задержкой психического развития;

— с нарушением поведения и общения [5].

Специалисты ДОО должны учитывать и помнить, что дети с ОВЗ отличаются от здоровых детей низким уровнем работоспособности, неусидчивостью, неустойчивостью внимания, плохой памятью, неумением или неспособностью выражать свои мысли вслух, физическими отклонениями и рядом других особенностей.

В рамках инклюзивного образования перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи является физическое воспитание. Если до внедрения инклюзивной системы в учебно-воспитательные учреждения дети с определенными видами заболеваний освобождались от занятий по физической культуре, то сейчас возникла необходимость привлечения детей с ОВЗ к участию в спортивных мероприятиях.

Новое течение в педагогике заставило методистов и педагогов пересмотреть учебные программы, цели и задачи обучения. В условиях инклюзии цель педагога по физической культуре и спорту заключается не сколько в устранении тех или иных отклонений в здоровье детей, что находится в компетенции медицинских учреждений, столько в активизации и восстановлении жизненных сил, воспитании нравственных качеств, необходимых для оказания поддержки самому себе и другим нуждающимся в разных жизненных ситуациях.

В ходе осуществления инклюзивного физического воспитания педагог сталкивается с рядом проблем. Уже на организационном этапе возникает проблема разработки новой программы с учетом индивидуальных особенностей детей. Выбор методов, форм и средств обучения зависит от количества детей с ОВЗ в группе, характера заболевания, степени тяжести отклонения в здоровье, и т.д. Иными словами, инклюзивное образование должно осуществляться в соответствии с уровнем физического здоровья [2].

Одним из направлений физического воспитания в детском саду является развитие мелкой моторики рук, которое дает возможность детям с ОВЗ взаимодействовать с окружающим миром, способствует формированию речевых навыков, развитию внимания, памяти, мышления в процессе познания мира [3]. Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении также предполагает выполнение детьми различных видов упражнений в зависимости от их физического и эмоционального состояния: участие в эстафетах и подвижных играх, выполнение элементов утренней гимнастики или других ее видов (дыхательная, пальчиковая, зрительная, и т.д.), различные виды ходьбы, упражнения на тренажерах, плавание, бег, ползание.

Привлечение детей с ОВЗ к участию в различных спортивных мероприятиях наряду со здоровыми детьми способствует улучшению не только физического состояния (выносливость, ловкость, гибкость, сила, быстрота), но и развитию духовно-нравственных качеств (взаимовыручка, отзывчивость, ответственность, добросовестность, терпение, честность).

Более того, на занятиях по физической культуре, как правило, присутствует благоприятная, непринужденная обстановка, близкая к естественной среде ребенка, что позволяет педагогу решить главную задачу инклюзивного образования – подготовить детей с ОВЗ к социализации, т.е. овладению навыками адекватного функционирования в обществе. Таким образом, можно утверждать, что благоприятная атмосфера и педагогически грамотно подобранные методы, приемы и формы работы, применяемые на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, способствуют осуществлению инклюзивного образования как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.

Литература

1.       Грознова О.А. Инклюзивная практика в системе дошкольного образования // Вестник науки и образования. 2015. №2 (4).

2.       Ермакова Е.Г. Инклюзивный подход к обучению студентов по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-3 (44).

3.       Зайцева С.Р. Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении. [Электронный ресурс] — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/inklyuzivnoe-fizicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-dosh....

4.       Зубатова О.В. Инклюзивное образование детей средствами физического воспитания в детском саду // Образовательная социальная сеть. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/10/09/inklyuzivnoe-obrazovanie-detey....

5.       Лапшин В.А. Основы дефектологии: учебное пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. М., 1990.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению