• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Интерактивные формы работы с педагогами в ДОО по вопросам развития детской одаренности

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
04/2022
В статье рассматриваются вопросы применения интерактивных форм взаимодействия с педагогами в ДОО. Обосновывается актуальность применения коучинг-сессий и технологии открытого пространства для реализации внутреннего потенциала педагогов, развития творческого мышления, формирования мотивации к самообразованию и стремления к активному взаимодействию с коллегами. Раскрываются особенности применения данных технологий с целью повышения профессиональной компетентности в вопросах развития одаренности детей дошкольного возраста Интерактивные формы работы с педагогами в ДОО по вопросам развития детской одаренности

Зырянова С.М.,

канд. пед. наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, Сургутский государственный педагогический университет;

Ферзалиева А.Т.,

канд. пед. наук, учитель, детский сад № 25, г. Сургут, ХМАО — Югра

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» качество образования является комплексной характеристикой образовательной деятельности, выражающей степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность [8]. Ключевую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса, на наш взгляд, играет профессиональная компетентность педагога, от которой зависят результаты образовательной деятельности, достижения воспитанников и удовлетворенность родителей.

Внедрение новых образовательных технологий, появление ряда современных исследований в различных областях дошкольной педагогики и психологии, изменяющиеся требования к организации образовательной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), требуют от педагога непрерывного повышения уровня профессионального мастерства. В связи с этим один из основных вопросов современного руководителя и методической службы ДОО — создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, развития их ключевых компетенций, реализации имеющихся возможностей, раскрытия внутреннего потенциала. В зависимости от этого, наряду с традиционными формами взаимодействия методической службы с педагогами, в практике дошкольных образовательных организаций могут применяться инновационные формы взаимодействия, которые в своем большинстве основаны на интерактивных методах и формах работы.

В переводе с английского «Interactive» значит «взаимодействующий», исходя из чего следует, что интерактивные технологии предполагают активное, диалоговое обучение. «Взаимодействие» выступает ключевым понятием интерактивного подхода. Как философская категория взаимодействие отражает процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [4]. Воздействуя друг на друга, субъекты взаимодействия не только изменяются сами, но и вносят изменения в объект взаимодействия, анализируют действия свои и партнеров, меняют свою модель поведения.

Как отмечают многие психологи, в условиях общения участников взаимодействия наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как устойчивость внимания и умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера и видеть мотивы его действий [2].

В контексте данной статьи в качестве субъектов взаимодействия выступают педагоги (воспитатели, педагоги-психологи и другие специалисты ДОО), а объектов воздействия — условия развития одаренности детей дошкольного возраста.

Существующие на сегодняшний день исследования, посвященные проблеме развития детской одаренности, открывают перед педагогами новые горизонты в познании ее природы. Современные исследователи рассматривают детскую одаренность как динамическую характеристику, постоянно изменяющуюся, развивающуюся под воздействием различных факторов (И.Е. Емельянова, А.И. Савенков, Л.В. Трубайчук). Одним из таких факторов является средовое воздействие. По мнению В.А. Ясвина, «среда» — естественное и социальное окружение человека, обладающее комплексом влияний и условий. При таком подходе один человек для другого также выступает элементом окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями [8]. В условиях пребывания ребенка в ДОО неотъемлемой частью среды, окружающей его, являются педагоги.

Детская одаренность для многих педагогов на сегодняшний день — не до конца изученная проблема. Первые признаки одаренности у детей в различных сферах деятельности, по мнению исследователей, проявляются в дошкольном возрасте. Задача педагога — вовремя распознать эти признаки и создать условия для их дальнейшего развития. Как показывает практика, чаще всего педагоги отмечают яркие и очевидные признаки одаренности у воспитанников. Но в большинстве случаев для проявления признаков одаренности у детей дошкольного возраста необходимо создание специально организованных условий. Проблема заключается в неготовности педагогов к работе с данной категорией детей, отсутствием необходимых знаний и опыта в выявлении и сопровождении детей с признаками одаренности.

Небольшое количество методических разработок и рекомендаций по работе с одаренными детьми в условиях ДОО не могут в полной мере помочь педагогам в организации педагогического сопровождения детей с признаками одаренности, так как для эффективной работы необходимо понимание особенностей развития одаренности, выстраивание собственной тактики работы с такими детбми.

Повышать компетентность педагогов в вопросах выявления и сопровождения детей с признаками одаренности мы предлагаем средствами интерактивных форм взаимодействия, основные цели которых: обмен опытом, выработка общего мнения, группового сплочения, изменение психологической атмосферы. В таких формах взаимодействия педагогов реализуется принцип партнерства. Положительным моментом следует отметить то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В процессе интерактивных форм взаимодействия у педагогов формируется умение «слушать» и «слышать», мобилизоваться и принимать решения. Интерактивность коммуникации строится на диалогичности. В процессе диалога развиваются умения не только точно выражать свои мысли словесно, но и совместно решать проблемы путем апробации и выбора наиболее эффективных стратегий профессиональной деятельности.

К основным условиям реализации интерактивных форм взаимодействия можно отнести следующие:

— доверительные отношения между взаимодействующими педагогами;

— сотрудничество в процессе общения;

— опора на личный опыт коммуникационного взаимодействия;

— многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности педагогов и их мобильность;

— включение мотивации к совместной деятельности по решению поставленной задачи [2].

Рассмотрим подробнее одну из интерактивных форм — коучинг-сессию (коуч-сессию), основоположником которой является американский бизнес-тренер Т. Голви. Автор рассматривает коучинг как систему принципов и приемов, направленных на раскрытие имеющегося потенциала человека и его эффективную реализацию. Основу коучинг-сессии составляет диалоговое общение между коучем и клиентом. Задача коуча — подвести клиента к осознанию проблемы и самостоятельному принятию решений. Основные условия проведения успешной коучинг-сессии представлены ниже (см. рисунок).

 

Клиент

Осознание проблемы, формулирование запроса на решение проблемы

Принятие и обработка запроса от клиента

Применение эффективных методов (активное слушание, открытые вопросы и т.д.)

Включенность, активность, добровольное участие

Готовность брать ответственность и принимать решения

Умение подводить клиента к принятию решений, не навязывая своего мнения

Компетентность в сфере изучаемой проблемы

Общее понимание цели

Коуч

Рис. Условия успешности коучинг-сессии

 

В данном случае под клиентом мы подразумеваем педагогов, а в роли коуча может выступить эксперт, специалист в данной области, более опытный педагог или руководитель ДОО. Отличительная черта коучинга от многих традиционных форм — отсутствие готовых решений и рекомендаций для клиента, поэтому данная форма не подходит для обучения и распространения лучших практик, в том числе педагогических.

На сегодняшний день распространена технология проведения коучинг-сессии «GROW», разработанная Дж. Уитмором. Данная аббревиатура раскрывает название этапов сессии:

I — G — Gоаl — мотивация и постановка цели, определение проблемы;

II — R — Rеaliti — фиксация показателей текущей ситуации по проблеме на основе анализа результатов работы, наблюдений, опросов и т.д.;

III — O — Оptions — обзор и разработка возможных эффективных действий по достижению целей, анализ потенциальных рисков;

IV — W—Wаi/Will — разработка плана действий с промежуточными сроками, определение критериев эффективности.

Приведем пример коучинг-сессии на тему «Детская одаренность: миф или реальность?», цель которой — повышение компетентности педагогов в вопросах выявления детей с признаками одаренности. Ключевая идея — подведение педагогов к пониманию особенностей проявления признаков одаренности у детей.

В таблице представлены этапы проведения сессии и примерное содержание деятельности.

Таблица

Коучинг-сессия для педагогов «Детская одаренность: миф или реальность?»

 

Этап

Этапы сессии

Содержание деятельности

1

2

3

I

Мотивация и постановка цели, определение проблемы

Просмотр видеоролика «Трудно быть гением...»

Ответы на вопросы

а) Как Вы считаете, легко ли быть одаренным, гениальным?

б) Назовите одно слово, которое у Вас ассоциируется со словом «одаренность»

II

Фиксация показателей текущей ситуации по проблеме на основе анализа результатов работы, наблюдений, опросов и т.д.

Ответы

а) Как отличить способного ребенка от одаренного?

б) Какие признаки одаренности наблюдаются у детей в Вашей группе?

2. Работа в группах: участники делятся на три группы, каждая формирует список детей из числа воспитанников ДОО, у которых, на их взгляд, проявляются признаки одаренности в различных сферах деятельности.

3. Анализ данных, полученных в ходе совместной работы. Формирование примерного списка детей с признаками одаренности.

Ответы

По каким признакам или критериям Вы выделяли детей с признаками одаренности?

III

Обзор и разработка возможных эффективных действий по достижению целей, анализ потенциальных рисков

1. Обсуждение содержания статьи «Дети — “миракулумы”». Семь историй вундеркиндов, прославившихся на весь мир»

Ответы

а) Как Вы думаете, что подразумевает понятие «педагогическое сопровождение»?

б) Какие действия необходимо предпринять для эффективного сопровождения одаренных детей в ДОО?

в) Как Вы считаете, актуален ли принцип «не навреди» в отношении одаренных детей и почему?

IV

Рефлексия, разработка плана действий с промежуточными сроками, определение критериев эффективности

1. Работа в группах: каждая представляет в свободной форме свое видение и восприятие понятий «способности», «одаренность», «гениальность», «талант» (рисунки, литературное описание в стихах, прозе, психологический портрет, символы и т.д.).

2. Ответы

а) На Ваш взгляд, как пространство Вашей группы способствует поддержке детской инициативы?

б) Какие условия необходимо создать для раскрытия внутреннего потенциала детей?

3. Работа в группах: разработка предварительного плана действий для организации работы по выявлению детей с признаками одаренности в условиях ДОО.

4. Ответы

Одаренный ребенок: миф или реальность?

 

Представленный в таблице план проведения коуч-сессии служит примерным и может варьироваться в зависимости от решаемых задач. В приведенном примере основу содержания деятельности педагогов составляют ответы на открытые вопросы, на которые нельзя ответить однозначно «да» или «нет». Метод открытых вопросов позволяет педагогам проявлять инициативу, развернуто отвечая на вопросы, формулировать свой взгляд на проблему. Эта коуч-сессия может рассматриваться как вводная целой серии таких сессий для педагогов по данному вопросу. Безусловно, взаимодействие в форме коуч-сессии станет эффективнее в индивидуальных формах, так как будет ориентирована на личность и запросы конкретного педагога.

Итак, коуч-сессия является технологией, применение которой целесообразно с небольшой группой людей или в формате индивидуальных встреч. Учитывая, что проблема детской одаренности на сегодняшний день — сфера интересов многих педагогов, а взгляды и понимание проблемы у всех различные, в качестве одной из интерактивных форм возможно применении технологии открытого пространства (OpenSpaceTechnology), рассчитанной на большое количество участников (от 5 до 2000 чел.). Автор технологии Х. Оуэн позиционирует ее как прогрессивный метод, позволяющий сформировать инициативное и творческое отношение к остро стоящей проблеме [3].

Особенность организации встреч в «открытом пространстве» заключается в отсутствии заранее подготовлен плана действия и вопросов. Фасилитатором (тренером, руководителем, модератором) озвучивается лишь проблемное поле встречи, участники формулируют интересующие их вопросы, результаты фиксируются на информационной доске. По количеству открытых для обсуждения вопросов формируются группы, где каждый участник самостоятельно выбирает наиболее интересующий его вопрос или тему для обсуждения. Каждый участник также вправе предложить любую тему для обсуждения, связанную с проблемной, что позволяет вынести на обсуждение все темы, интересующие участников встречи. Далее участники работают в группах, фиксируя в протоколах результаты (аргументы, выводы, принятые решения и т.д.) в свободной форме.

Данная технология позволяет ощутить некую свободу из-за отсутствия конкретных требований к участникам, но, несмотря на это, каждая встреча четко структурирована.

В вопросах детской одаренности технология «Открытое пространство» в настоящее время особенно актуальна, поскольку у педагогов возникает большое количество вопросов, ответы на которые можно найти именно в процессе активного взаимодействия в больших группах. Например, если в качестве проблемной темы обозначить «Детскую одаренность», в качестве открытых вопросов от педагогов поступают следующие: «Что такое «одаренность?», «Одаренность, талант или гениальность?», «Каковы структура и признаки одаренности?», «Как проявляется детская одаренность?», «Виды одаренности и их проявления», «Как выявить детскую одаренность?», «Роль семьи в воспитании одаренного ребенка», «Цель и задачи деятельности ДОО по поддержке одаренных детей» и т.д. Первый этап завершается делением на группы. Важно отметить, что каждая группа может работать в индивидуальном темпе.

Далее начинается групповая дискуссия, во время которой действует основной закон данной технологии — «закон двух ног». Согласно этому закону каждый участник может свободно перемещаться, переходить из одной группы в другую, в зависимости от того, в какой группе он может принести большую пользу, внести вклад в общее дело или обучиться важным новым для себя вещам [7].

Данный закон позволяет участникам максимально реализовать свои возможности, поделиться своими знаниями, опытом и идеями. Основная ценность дискуссии в том, что каждый участник может свободно высказать свое мнение, утвердить собственную позицию, получить обратную связь, увидеть разные способы решения проблемы.

По итогам встречи фасилитатор оформляет полученные результаты, совместно с участниками принимает решение по содержанию следующей сессии (добавить, переформулировать, снять вопросы с обсуждения или продолжить по ним работу). Количество встреч может варьироваться в зависимости от поставленных целей.

Неоспоримое преимущество технологии «Открытое пространство» в повышении педагогической компетентности педагогов — активное их взаимодействие в группах, возможность вступить в дискуссию с любой группой, обосновать свой взгляд на проблему и предложить варианты ее решения.

Таким образом, интерактивные формы взаимодействия с педагогами в вопросах выявления и развития детской одаренности способствуют формированию и поддержанию интереса к проблеме, ее глубокому осмыслению в процессе активного общения и поиску новых путей ее решения, развитию творческого мышления. Повышение профессиональной компетентности посредством интерактивных форм позволяет педагогам выйти за рамки традиционного взаимодействия и реализовать имеющийся потенциал в коллективной деятельности.

Литература

1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.; СПб., 2009.

2. Лапыгин Ю.Н. Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов. М., 2016.

3. Оуэн Х. Технология «Открытое пространство»: руководство для пользователя. Новосибирск, 2008.

4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / Под ред. Т.С. Паниной. М., 2007.

5. Подушкина Т.Г. Технология «Открытое пространство» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. Т. 2. № 5. URL: psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Podushkina.shtml (дата обращения: 23.02.2022)

6. Привалова А.О. Коучинг-сессия в системе повышения профессионального мастерства педагогов // Молодой ученый. 2021. № 21 (363). С. 413—415. URL: moluch.ru/archive/363/81172/ (дата обращения: 20.02.2022)

7. Трубайчук Л.В. Феноменология развития одаренности детей дошкольного возраста: Моногр. / М., 2010.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации».

9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению