• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование игровых приемов в процессе экономического воспитания дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Воспитатель ДОУ
Номер журнала:
11/2022
Данный практический материал позволит актуализировать для педагогов ДОО направление по экономическому воспитанию дошкольников. Педагоги познакомятся с игровыми приемами по формированию предпосылок к финансовой грамотности. Использование игровых приемов в процессе экономического воспитания дошкольников

Использование игровых приемов в процессе экономического воспитания дошкольников
Мастер-класс для педагогов ДОО

Сидорова Е.Н., старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № 101 комбинированного вида», г. Новосибирск

Педагоги часто говорят о том, что экономическое воспитание детей — задача непростая.
Однако ее легче решить в рамках познавательного и социально-коммуникативного развития.
Основой же может служить нравственно-трудовое воспитание.

Цель: повышение профессионального уровня педагогов и обмен опытом по организации экономического воспитания дошкольников.


Задачи:
— актуализировать представления педагогов об экономическом воспитании дошкольников;
— ознакомить с практическими игровыми приемами работы с детьми;
— передать опыт изготовления пособий по ознакомлению детей с понятиями «бюджет», «расходы», «доходы» путем прямого и комментированного показа;
— расширить кругозор и приобщить детей к новой области знаний.


Оборудование: проектор, ноутбук, видеопрезентация, атрибуты для участников (колпак гнома, галстук, сумочка, кепка, платок, шляпа, бусы, телефон, рюкзак, кукла), конверт № 1 (изображение кошелька, фишки-монеты с картинками расходов и доходов), конверт № 2 (изображение тучки, фишки-капельки с картинками расходов и доходов), черный ящик с книгой ФГОС ДО, фишки-монеты, плакат «Профессиональный банк», бонус — раздаточный материал для участников мастер-класса (буклеты для родителей, печатный материал для настольных игр на закрепление понятий «бюджет», «расход», «доход»).

* * *
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время ни для кого не секрет, что детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Ведь экономическое воспитание дошкольников происходит в тесной взаимосвязи с социально-нравственным и трудовым воспитанием. Сегодня малыши так или иначе сталкиваются с миром экономики. Дошкольники вырастут, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому я считаю, что организация работы с детьми по формированию экономической грамотности и опытности важна. Кем бы ни стал ребенок в будущем, где бы
ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. «А каким образом возможно заинтересовать дошкольников рассказами об экономике?» — спросите вы. На этот вопрос вы попробуете сегодня ответить сами в конце нашей встречи.
Итак, я предлагаю сейчас всем вместе отправиться в путешествие по стране Экономики.
Ведущий надевает колпак гнома, на экране — карта страны Экономики.


Добрый день, друзья! Я — гном.
Мое имя — Эконом.
Деньги я люблю считать
И хозяйство возглавлять.
Вот живу я — не тужу —
С экономикой дружу.
А это — моя страна Экономика.
Ведущий обращает внимание на экран. На нем демонстрируется слайд: страна Экономика.
А вот и жители этой страны. Знакомьтесь — это семья.
Ведущий раздает атрибуты членов семьи участникам мастер-класса.
Папа — банковский служащий.
Ведущий отдает участнику галстук.
Мама — рекламный агент.
Ведущий отдает участнику сумочку.
Родители папы — дедушка
Ведущий отдает участнику кепку.
И бабушка.
Ведущий отдает участнику шаль.
Родители мамы — дедушка
Ведущий отдает участнику шляпу.
И бабушка.
Ведущий отдает участнику бусы.
Дочь-студентка,
Ведущий отдает участнику телефон.
Еще одна дочь — ученица старших классов,
Ведущий отдает участнику рюкзак.
Самая младшая дочь — воспитанница детского сада.
Ведущий отдает участнику куклу.
И вот однажды семья собралась на совет,
Чтобы там обсудить семейный бюджет.
Для этого нужно доход подсчитать,
Расход же не должен его превышать.

Уважаемые члены семьи, приглашаю вас к столу для составления семейного бюджета. В конверте № 1 находятся карточки с изображением семейных расходов и доходов. Разместите доходы и расходы, из которых складывается бюджет вашей семьи, в соответствующие условные карманы.
На карточках сзади есть подсказки-обозначения. Участники распределяют в кошельке бюджет — расходы и доходы.
Пока семья составляет семейный бюджет, предлагаю вашему вниманию экономическую викторину по сказкам. А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая? Давайте в этом убедимся.


В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?
(Колобок.)
В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка.)
Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?
(Антилопа.)
В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? (Курица и золотое яйцо.)

Коллеги, вы убедились, что экономические вопросы возможно рассматривать с детьми и в процессе ознакомления с художественной литературой. Помните, что с помощью сказок можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.
А теперь давайте посмотрим, как же семья нам представит семейный бюджет?
На экране кошелек и надпись «Семейный бюджет».
Что вы отнесли к доходам, а что к расходам? Я называю слово, а вы говорите, к чему оно относится — к расходу или доходу. Итак, начнем:


— зарплата мамы;
— коммунальные платежи;
— стипендия сестры;
— игрушки;
— зарплата папы;
— покупка автомобиля;
— продажа урожая;
— пенсия дедушки Пети;
— приобретение жилья;
— пенсия бабушки Оли;
— покупка лекарств;
— замена мебели;
— развлечения.


Вот мы и выяснили, какие расходы и доходы могут быть у семьи. Товаром разным, на любые вкусы, завалены все полки магазинов, но лишь немногие из них осядут в потребительской корзине.
А есть товар, который ты нигде не купишь. Он бесценен! Уважаемые члены семьи, уважаемые коллеги, предлагаю вам определить объекты, которых не найти на полках магазинов и не измерить деньгами. Прошу вас похлопать в случае, если вы увидите то, что невозможно купить, и потопать в случае, если увидите то, что возможно приобрести за деньги.


Игра «Наши потребности»


Ведущий называет слова, обозначающие потребности (они же демонстрируются на экране), а игроки должны хлопнуть в ладоши, если это нельзя купить в магазине.
Примерный список слов: сон, время, автомобиль, любовь, одежда, здоровье, талант, дружба, продукты, знания, жилье.
Вот так, незаметно, в повседневных заботах, провела наша семья день.
А под вечер в гостиной семья собралась,
В настольные игры играть принялась.
Сегодня они попробуют через настольную игру объяснить самой младшей дочке, что же такое бюджет, расходы и доходы. Уважаемые члены семьи, в конверте № 2 изображения тучки и капелек. Раскладывайте на столе все карточки, тучку расположите в центре.
На экране демонстрируется анимированная тучка (семейный бюджет), капельки с буквами «Д» — сверху, капельки с буквами «Р» — снизу.
Дошкольникам можно предложить представить семейный бюджет в виде тучки, доходы — в виде капелек, которые попадают в тучку-бюджет сверху, а расходы — в виде выпадающих капелек снизу из тучки-бюджета. Каждый из игроков берет по очереди капельку и определяет, куда ее разместить: над тучкой или под тучкой. Сверху — доходы, снизу — расходы. Пожалуйста, начинайте игру.
А пока наша семья увлечена, предлагаю вам, коллеги, черный ящик.
Ведущий выносит черный ящик, внутри которого ФГОС ДО.
Не секрет, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые можно знакомить их с экономическими терминами, в том числе и с понятием «реклама». Я попытаюсь прорекламировать предмет, находящийся в ящике, не называя его, а вы — отгадать, что это за предмет, а затем сопоставить, соответствует ли моя реклама действительности.
Он продиктован реалиями современной ситуации в дошкольном образовании!
Это не займет много места на вашем рабочем столе, но зато позволит чувствовать вас уверенно в вашей профессиональной деятельности!
Это самый востребованный документ среди работников дошкольного образования!
Участники отгадывают, затем ведущий демонстрирует книгу ФГОС ДО.
Как вы считаете, мои рекламные лозунги соответствуют действительности?
Участники отвечают.
А в настоящей жизни всегда ли реклама соответствует действительности?
Участники отвечают.
Так, в игровой форме развивая речь, можно подвести дошкольников к осознанию того, что такое правдивая реклама, соотнесению желаний и возможностей.
А сейчас вернемся к нашей семье. Проверьте, пожалуйста, так ли у вас расположены расходы и доходы относительно семейного бюджета.
Машенька, теперь тебе понятно, из чего состоит семейный бюджет?
Участница отвечает.
В этой игре проигравших нет,
Просто малыш получит ответ:
Какие доходы имеет семья,
Какие расходы бывают, друзья.
Ну а если вдруг возникает вопрос,
Хватит ли денег в семье на запрос,
Всем ли желаньям суждено будет сбыться,
В помощь к весам мы тогда обратимся
Если вы тратите больше, чем сумма доходов,
Не избежать тогда кредиторов.
Если живете вы экономно,
Спите тогда по ночам вы спокойно.
Если доход превышает расходы,
Деньги дают вам много свободы,
И путешествий, и развлечений,
Много игрушек, и увлечений!


Уважаемая «семья», уважаемые коллеги, вот и подошло к завершению наше маленькое путешествие в страну Экономики.
В конце нашего мастер-класса хочу вернуться к вопросу, который я задала вам в начале нашего путешествия: «Каким образом, возможно, заинтересовать детей 5—7 лет рассказами об экономике?»
Участники отвечают.
Чтобы узнать ваше мнение о мастер-классе, прошу вас произвести вклад в мой профессиональный банк. У вас имеются пятирублевые монеты. Разместите их на предлагаемых депозитах (на схематическом изображении банка профессиональных компетенций):

— важно;
— интересно;
— полезно;
— неожиданно.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению