При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Гильманова Н.П., Яфаева С.Ю., учителя-логопеды МАДОУ д/с № 16 «Ромашка», г. Бирск, Республика Башкортостан.
Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют нового подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные методы, индивидуальные программы развития, технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю итрадиции. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду неотъемлемой частью развивающей предметной среды. Поэтому важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и, прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии.
Преимущества компьютеризированного способа работы:
— последовательность и системность информации;
— тезисность и информативность;
— наглядность и эффективность подачи материала;
— легкость возврата к предыдущей информации;
— возможность ее дополнения или исправления.
Овладение связной речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи.
Последовательное включение в процесс коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР компьютерных тренажеров и программ: «Игры для Тигры», «Учись говорить правильно», «Домашний логопед» позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Систематические занятия с использованием этих программ способствуют развитию не только вербальных функций ребенка, но и совершенствованию психологической базы речи.
Система применения информационных компьютерных технологий строится поэтапно, на каждом этапе решаются определенные задачи.
1. Подготовительный
Его главная цель — формирование мотивационной готовности ребенка с ОНР к участию в коррекционном процессе с использованием информационных компьютерных технологий. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Основные направления работы: создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе; преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха. Большое внимание должно уделяться формированию правильного расположения перед монитором, времени нахождения ребенка за компьютером.
2. Основной (содержательно-формирующий)
Основная цель этого этапа — коррекция и развитие устной речи детей с ОНР, построенные на исправлении нарушений артикуляционного праксиса, формировании звукового анализа, обогащении словарного запаса, становлении связной речи. Работа ведется также над речевым дыханием и фонацией. В ходе занятий необходимо активизировать речь, предлагая интересные и доступные детям по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности вопросы. Различные упражнения можно использовать и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей с ОНР применяются задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа. На занятиях создается эмоционально положительный психологический климат, предусматривающий «ситуации уверенности» ребенка в своих силах, формирование сотруднических взаимоотношений между ребенком и логопедом.
3. Саморазвивающий
Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами устной речи детей с речевыми нарушениями. Реализуются возможности в закреплении поставленных звуков, полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. На данном этапе применяются разнообразные средства, созданные при помощи компьютерных программ.
Ограничивающими моментами, связанными с использованием компьютера на логопедических занятиях, являются:
— гигиенические ограничения во времени при работе детей с компьютером;
— индивидуальные противопоказания или дополнительные ограничения по здоровью у отдельных учащихся;
— использование компьютерных технологий не более 1—2 раз в неделю.
При определенных условиях использование компьютерных средств в коррекционно-развивающем обучении помогает ребенку более полно реализовать собственную активную позицию субъекта деятельности при взаимодействии со взрослым. Функции контролера правильности решения коррекционных задач выполняет компьютер, а логопед становится партнером, способным оказать необходимую помощь ребенку. Положительный эмоциональный фон способствует повышению эффективности занятий.
Таким образом, применение информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении значительно сокращает время формирования произносительных навыков, развития фонематического восприятия, навыков звукового и языкового анализа, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. А поскольку компьютер — важное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. 2004. № 2.
Ковригина Л.В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста // Фундаментальные исследования. 2008. № 3. С. 57—59.
Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств // Логопедия: метод. традиции и новаторство. М., 2003.
Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2010. № 7.
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
закрыть
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle