• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование художественного слова в режимных моментах ДОО для детей младшего дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
03/2024
Автор подчеркивает и обосновывает важность использования художественного слова в различных режимных моментах ДОО. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку уклад общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Выбор детской литературы зависит от взрослого, его жизненных установок и мировоззрения, поэтому данный выбор должен быть максимально взвешен и оправдан. В выборе художественной литературы для всех возрастов воспитанников ДОО поможет ФОП ДО. Использование художественного слова в режимных моментах ДОО для детей младшего дошкольного возраста

Богатырева М.В.,

воспитатель АНО СОШ «Академическая гимназия», Москва

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» указывал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом, делает нас мудрыми».

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Ученые-педагоги рассматривали нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс, формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др. Методологическую основу исследования составили теории развития детской речи К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич. Результаты психолого-педагогических исследований особенностей речи отражены в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского.

Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствуют знания о моральных качествах человека. Эмоциональная отзывчивость — основа нравственных чувств — помогает ощутить удовлетворение от хороших поступков и одобрение окружающих, стыд, огорчение, неприятные переживания от своего плохого поступка или замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются основные эмоции: отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Воспитание дошкольников лишь в деятельности свидетельствует о недооценке роли художественного слова и словесных методов. Использование художественного слова для воспитания положительных качеств проходит через разные режимные моменты в детском саду.

Роль литературы в воспитании

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.

Методы использования художественного слова для развития речи дошкольников описаны Е.А. Флериной, которая обосновала его роль в педагогическом процессе воспитания в ДОО. Предлагаем проанализировать связь между режимом дня и художественным словом, что поможет понять, в чем заключается целесообразность такого синтеза.

Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение и способствует:

— быстрой и безболезненной адаптации в детском саду;

— приучению ребенка к определенному ритму, смене деятельности (игровой, учебной, трудовой);

— защите пока еще неустойчивой нервной системы от переутомления;

— развитию памяти, внимания, речи;

— формированию культурно-гигиенических навыков;

— воспитанию организованности и дисциплинированности;

— воспитанию у детей чувства времени, умения его ценить.

Организатором правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих. Простые тексты — первые примеры художественного слова и шаги приобщения к художественной литературе. Начиная с первых дней пребывания в детском саду рифмованные строчки могут сопровождать ребенка при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Художественная литература — действенное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания — влияет на развитие и обогащение речи через прекрасные образцы русского литературного языка, формирует эмоциональный интеллект, воспитывает воображение.

Детский сад — первое звено в системе образования, главная задача которого — формирование правильной устной речи. Развитие речи тесно связано с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация ППС, в которой у детей появилось бы желание говорить и вступать в речевое общение.

Восприятие литературного слова

О развитии речи Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова».

Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений: конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности, поэтому учеными подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе — развитие детского художественного творчества.

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого — изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т.д., которые привели к психологическим изменениям современных дошкольников. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Растет количество детей с задержкой речевого и психического развития.

Причины таких негативных тенденций связаны с разрывом поколений, и повышенной занятостью родителей на работе. Большинство родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься с ребенком, в какие игры играют их дети, о чем они думают, как воспринимают окружающий мир.

Следующая проблема — это рост «экранной» зависимости. Компьютер, планшет, телевизор все чаще, а в некоторых семьях и всегда заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети проводят у экрана по несколько часов в день, что намного превосходит время их общения с взрослыми. Современные дети бесконтрольно смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение неговорящих визуализаторов. Результат — отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна.

Речевое развитие

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога — помочь детям в освоении разговорной речи, овладении родным языком. Наблюдения за детьми этой возрастной группы и общение с их родителями указывают, что большинству детей требуется помощь в развитии и формировании речи, и здесь невозможно переоценить роль устного народного творчества. Богатейший фольклорный материал (потешки, заклички, прибаутки, сказки) без труда помогает организовать режимные моменты и игровую деятельность.

В дошкольных отделениях гимназии собрана картотека художественного слова, применяемая не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах (утренняя гимнастика, одевание, умывание, сбор на прогулку. наблюдение на прогулке, самостоятельные игры детей, прием пищи, самостоятельные игры детей и др.). В работе с детьми 3–4 лет используются элементы народного фольклора (потешки, попевки, былины, загадки и т.д.) и сказки в стихотворной форме.

Потешка — жанр устного народного творчества. Она развлекает и развивает, учит ребенка понимать речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест. Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому можно начинать использовать их с самого раннего возраста. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях, помогает настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает слова, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Рассмотрев диаграмму рис. 1, можно сделать вывод о том, что некоторые дети (10%) к моменту поступления в детский сад уже слышали и знали потешки. К середине года число детей, запоминающих потешки, увеличилось до 35%, а к концу года потешки знали все воспитанники.

Восприятие и заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Дети с раннего возраста быстро запоминают короткие стихи, где есть конкретность образа, динамика действия. Мышление ребенка в возрасте 3–4 лет отличается образностью, и ему легче запоминать стихи с яркими, конкретными образами.

Слушая такие произведения, дети могут мысленно «нарисовать» их содержание. Для заучивания можно использовать короткие стихи (например, цикл «Игрушки» А. Барто, «Огонек» Е. Благининой, «Кораблик» Д. Хармса, стихи С. Маршака и др.). В них описываются хорошо знакомые детям игрушки, животные. По объему это четверостишия, понятные по содержанию, простые по композиции, они имеют пляшущий, веселый ритм, явно выраженную рифму, часто есть момент игрового действия. Такие особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов и небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе их заучивания. Также не стоит забывать и ритмичные примеры устного народного творчества.

Диаграмма рис. 2 наглядно показывает, что на начало учебного года лишь 17% детей знали и могли воспроизвести небольшие по объему стихи. К середине года их число увеличилось до 31%, к концу учебного года все дети в большей или меньшей степени запоминали стихи.

Игровая деятельность — ведущая для ребенка дошкольного возраста. Она важна и необходима независимо от результата и этим принципиально отличается от целенаправленной, с точки зрения взрослых, трудовой деятельности. В процессе освоения различных игр (сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных и др.) развиваются психические функции ребенка, формируются произвольность поведения, подчинение требованиям («надо», а не «хочу»), снимается познавательный эгоцентризм. Благодаря игре ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности, изменяются его познавательные процессы.

Игру можно считать «школой морального поведения, поскольку она требует подчинения содержавшемуся в ней правилу. Например, надо делиться с другими, нельзя двигаться по сигналу» и т.д. (Л.С. Выготский). В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

Диаграмма рис. 3 демонстрирует развитие игровой деятельности на начало, середину и конец учебного года. Благодаря посещению детского сада дети социализируются через игру, увеличивают активный и пассивный словарь, развивают разговорную речь. На конец года большинство детей не только выполняют действия игры, но и соотносят действие и речевое произношение текста игры.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что художественное слово — важный источник обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий.

Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать задачи развития речи и памяти, увеличения словарного запаса, расширения кругозора, формирования основ культуры. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду не дезориентирует воспитателя, а, наоборот, при выявлении общих позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.

Подвести итог можно словами В.Г. Белинского: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Литература

Абдулаева Е., Смирнова Е. Во что играют дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М., 2009.

Бреднева Е.Н. Роль игры в воспитании гармонично развитой личности дошкольника // Актуальные исследования. 2020. №10 (13).

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 2013.

Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов / Под ред. И.П. Подласого, М., 2001.

Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2005.

Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2008.

Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка. М., 2009.

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. М., 2024.

Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. М., 2024.

Ушакова О.С. Программа развития речи и речевого воспитания дошкольников. М., 2023.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3–4 лет. Младшая группа. Сценарии занятий и игр. М., 2023.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4–5 лет. Средняя группа. Сценарии занятий и игр. М., 2023.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5–6 лет. Старшая группа. Сценарии занятий и игр. М., 2024.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет. Подготовительная к школе группа. Сценарии занятий и игр. М., 2024.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению