• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование нетрадиционных методов и технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста

Сводная информация
Статья из журнала:
Инструктор по физкультуре
Номер журнала:
07/2022
В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по физкультуре в ДОО и их стимулирующее влияние на развитие физических качеств детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы нетрадиционных методик здоровьесбережения. Использование нетрадиционных методов и технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста

Использование нетрадиционных методов и технологий здоровьесбережения в работе с детьми дошкольного возраста

Шевелева С.А., инструктор по физкультуре МБДОУ д/с № 81 «Лесная полянка», г. Прокопьевск Кемеровской обл.

Ребенку,чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у него закладываются основные навыки по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени сформированности естественной потребности дошкольника в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка, который составляет его двигательный статус.

Педагоги комплексно используют различные методики, среди которых важное место занимают нетрадиционные здоровьесберегающие технологии. Их применение дает положительные результаты в физкультурно-оздоровительной работе с ребенком.

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей ребенку решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской и психологической самопомощи.

Эти технологии, как правило, реализуются специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Методы, направленные на лечение и профилактику нарушений осанки

Упражнения корригирующей гимнастики для лечения и профилактики нарушений осанки разработаны в соответствии с рекомендациями клиницистов А.Ф. Каптелина, В.А. Епифанова.

Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

Хатха-йога — система воспитания здорового тела и здоровой психики средствами специальных физических упражнений, релаксации, психотерапии.

Система восточной гимнастики — одна из древних оздоровительных систем, развивающих личность как физически, так и духовно. Она комплексно воздействует на организм, гимнастические упражнения школы восточной гимнастики неразрывно сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой и общим массажем. Разные упражнения школы используются для развития гибкости позвоночника.

Методы, направленные на развитие органов дыхания

Методика дыхательных упражнений йогов. Оздоровительная система индийских йогов сформировалась в глубокой древности. Цель этого вида дыхательных упражнений — балансировка деятельности вегетативной нервной системы. По представлению индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы, при вдохе через вторую — другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной, то другой ноздрей.

Звуковая психорегуляция дыхания М. Лазарева. Данный комплекс дыхательной гимнастики направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации, которая позволяет также улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, активизируя в них кровообращение.

Японская методика Кацудзо Ниши. К. Ниши утверждает: «…чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы будем контролировать здоровье организма.

Методы, направленные на повышение резистентности организма

Самомассаж по китайской методике. Точечный самомассаж — надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения биологически активных точек. По китайской методике, точечный массаж сочетается с поглаживающими и растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, секреторную функцию сальных и потовых желез, терморегуляцию, деятельность ЦНС, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Су-джок терапия — метод воздействия на биологически активные точки, расположенные на кистях и стопах («су» — кисть, «джок» — стопа). Они являются, по мнению автора системы Су-джок, профессора Сеульского национального университета Пак Чже Ву, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Главное заключается в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму ребенка никакого вреда. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно влиять на разные системы организма ребенка.

Самомассаж по методике японского ученого Йосиро Цуцуми:

— массаж ладонных поверхностей каменными, металическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс».
— массаж грецкими орехами;
— массаж шестигранными карандашами.

Самомассаж всегда начинается с упражнений над дыханием. Один из нетрадиционных методов здоровьесбережения дошкольников — работа над правильным дыханием — комплекс упражнений, созданных японским ученым, профессором Кацудзо Ниши. Он утверждает: «чтобы научиться дышать правильно, нужно взять процесс дыхания под контроль сознания». Научившись контролировать дыхание, мы получим в свои руки контроль над здоровьем организма.

При выполнении комплекса упражнений с воспитанниками необходимо учитывать, что самомассаж нужно выполнять ежедневно, чтобы достичь положительных результатов. Упражнения выполняются в течение 7—10 мин.

Начинаем выполнять упражнения!

1. Садимся удобно, ноги слегка расставлены, руки на коленях. Закрываем глаза и выполняем несколько глубоких вдохов и выдохов. Дышать тихо и спокойно!
2. Выполняем упражнение «Добрый мишка» (из системы профессора К. Ниши).
3. Перед началом массажа растираем ладони так, чтобы они стали горячими.
4. Большим и указательным пальцами растираем уши (10—15 растираний для каждого уха).
5. Затем воздействуем на ушные раковины ладонями, которые двигаются вверх и вниз. Движение ладоней вниз сгибает ушные раковины, движение вверх — возвращает их в обычное положение. Выполняем не менее 10—15 растираний.
6. Массируем нос, поместив на его боковые стороны тыльной стороной две фаланги больших пальцев. Перемещаем их фаланги вниз, к углам рта и вверх. Начинаем движение от переносицы. Упражнение выполняем в среднем темпе с легким нажимом. Выполняем не менее 10 движений вверх и вниз.
7. Проводим массаж глаз. Закрываем глаза. Тремя пальцами каждой руки легко нажимаем на верхние веки в течение 1—2 с, затем снимаем пальцы с век. Повторяем 5 раз.
8. Продолжаем массаж глаз. Работаем глазными яблоками с закрытыми веками. Совершаем круговые движения по часовой стрелке. Затем выполняем те же движения против часовой стрелки. Выполнить не менее 10 движений в каждую сторону.
9. Массируем брови. Глаза закрыты. Работаем тыльными сторонами двух фаланг больших пальцев. Массируем от переносицы к вискам и обратно. Выполняем массаж с небольшим нажимом по 10—15 проходов.
10. Помассируем лицо. Массируем лицо обеими ладонями, захватывая щеки, лоб, виски. Движения такие, как при умывании. «Умываемся» 10—15 раз.
11. Массируем поглаживанием волосистую часть головы. Левой или правой ладонью ведем от лба к затылку и обратно 10—15 раз.
12. Массируем пальцы. Помещаем массируемый палец в кулак другой руки и тянем-вытягиваем обрабатываемый палец. Выполняем массаж каждого пальца обеих рук.
13. Далее массируем пальцы и ладони шестигранными карандашами. Прокатываем их между ладонями, перемещая между пальцами. Детям очень нравится.
14. Массаж грецкими орехами. Перебираем и вращаем их пальцами, катаем ладонями.
15. Заканчиваем наш комплекс массажем стоп. Дети встают со стульчиков, «превращаются» в косолапых мишек или проворных белочек и под стихотворное сопровождение различные упражнения для стоп и пальцев ног на массажных ковриках.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на общее состояние организма ребенка, укрепляет здоровье дошкольников. Упражнения должны быть доступны и выполняться в игровой форме, так как игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Фоном при проведении самомассажа служит музыкальное сопровождение.

По результатам мониторинга медицинских работников нашей ДОО наблюдается снижение процента часто болеющих детей, уменьшение общего количества заболеваний и пропусков по болезни дошкольников, улучшается эмоционально-психологическое их состояние.

В результате здоровьесберегающих мероприятий, проводимых по профилактике и оздоровлению детей, наши воспитанники более успешно осваивают образовательные программы, усваивают программные требования, а чуть позже — хорошо адаптируются к школьным условиям.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению