• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование театрализованной игры в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Сводная информация
Статья из журнала:
Управление ДОУ
Номер журнала:
02/2022
Использование театрализованной игры в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников

Халимдарова Г.Р., аспирант, кафедра дошкольного и начального образования, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

В контексте последних нововведений в дошкольном образовании особое значение приобретает развитие у старших дошкольников коммуникативных способностей, обеспечивающих успешность реализации личности в различных видах деятельности. Несмотря на интерес исследователей к данной проблеме, возможности театрализованной игры в развитии коммуникативных способностей старшего дошкольника изучены недостаточно.

В основе любого вида человеческой деятельности лежит общение, которое выступает как важнейший фактор установления отношений и связей между людьми. Способность к выстраиванию гармоничного общения относится к числу значимых качеств и способностей личности.

Отечественный психолог Р.С. Немов трактует коммуникативные способности как совокупность знаний, умений и навыков, которые ориентируют человека на умение слушать и понимать другого, способствуют установлению качественных деловых и личных взаимоотношений, оказывают на него психологическое влияние [4].

Л.А. Михайлов рассматривал коммуникативные способности в качестве таких, которые могут обеспечить психологическую совместимость и общение, подразумевающее передачу информации партнеру по коммуникации и получение желаемой обратной связи [5].

Развитие коммуникативных способностей необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку оно выступает важным условием нормального психологического становления ребенка, является основной задачей подготовки к дальнейшему обучению в школе. Данное положение отражено во ФГОС ДО: «…социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками» [6].

В игре дошкольник развивает те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. Театрализованная деятельность, выступая одним из видов игры, становится для ребенка дошкольного возраста естественной и интересной. Появление театрализованной игры связано с периодом детства, когда у детей возникают интерес к художественной литературе, желание в своих играх использовать литературный сюжет. Театрализованные игры, основываясь на содержании сказки или рассказа, развиваются по подготовленному заранее сценарию.

Театрализованная деятельность, по мнению И.В. Бучковской, позволяет в нетрадиционной форме создавать условия для обогащения детей знаниями об особенностях взаимоотношений людей, формирования опыта социальных навыков, а также выработки умения устанавливать и поддерживать взаимодействие на партнерской основе [2].

В исследованиях Л.П. Бочкаревой указывается на то, что театрализованной постановке предшествует значительная педагогическая работа. В ходе такой подготовки дети обсуждают сюжет, характер персонажей, роль декораций, учатся обобщать и отстаивать свою точку зрения. Таким образом, театрализованная игра выступает как средство развития умений вести диалог со сверстниками, что, в свою очередь, воздействует на социально-личностное развитие ребенка, формирует коммуникативные способности [1].

Яркие и увлекательные игры детей по сюжетам литературных произведений можно наблюдать при использовании кукол бибабо. Организуя такие игры с детьми старшего дошкольного возраста, ориентируясь на методику Е.А. Конышевой [3], мы определили следующие этапы работы над постановкой:

—          подготовительный;

—          обучающий;

—          этап самостоятельной игры;

—          этап обогащения содержания игровой деятельности и творчества.

На подготовительном этапе подбираются литературные произведения, которые можно эффективно использовать для театрализации в группе детей старшего дошкольного возраста.

Можно выделить следующие критерии, по которым осуществляется подбор литературного произведения для театрализации. Оно должно:

—          иметь четко выраженное нравственное и воспитательное воздействие сюжета;

—          соответствовать возрастным особенностям детей, при этом быть богатым по наполнению диалогами и сюжетными действиями, возможно, иметь повторы в тексте;

—          способствовать формированию рефлексии, эмоциональной самоосознанности, обогащению представлений ребенка о вариативности человеческих отношений;

—          иметь выраженный антагонизм добра и зла, положительных и отрицательных черт характера персонажей;

—          сюжет должен быть близок к имеющемуся социальному опыту ребенка.

Для реализации театральных постановок использовались сказки В.Г. Сутеева: «Терем-теремок», «Яблоко», «Под грибом», «Кораблик», «Разные колеса», «Петух и краски», отличающиеся небольшим объемом, живостью, остроумием, лексической простотой текста.

Одна из частых причин конфликтов, с которой сталкиваются педагоги на обучающем этапе, — распределение ролей. Поэтому на подготовительном этапе целесообразно провести с детьми тренинги по сплоченности, гармонизации отношений внутри коллектива, снятию эмоционального напряжения. Таким образом, в процессе подготовки к театрализованной деятельности дети учились договариваться между собой о предстоящей работе, совместно решать проблемы, устранять конфликты, приходить к компромиссам.

На обучающем этапе распределялись роли, проходили репетиции по озвучиванию диалогов героев. Дети занимались также подготовкой декораций, подбором кукол бибабо, оформлением пригласительных билетов.

Для формирования целостности художественного образа важно было научить дошкольников правильно подбирать и при необходимости варьировать средства художественной выразительности, что приобретает особое значение в процессе формирования коммуникативных способностей. Поэтому так важна работа по осознанию детьми роли движений, интонаций, тембра и силы голоса персонажа для раскрытия его характера. Важно научить детей сохранять баланс между замыслом автора и собственным видением, импровизацией. Очень хорошо помогает в этом прием «нравственной лесенки», предложенный Д.В. Менджерицкой. Дети располагают героев произведения на лесенке из пяти ступенек: на верхней — положительный герой, на нижней — отрицательный, а остальные персонажи должны занять промежуточные ступеньки. Положение каждого персонажа на лесенке аргументируется детьми. Это дает возможность проследить показатель эмоционального отношения детей к персонажам, скорректировать несоответствие в понимании мотивов поведения героев произведения.

Театрализованная игра с помощью театра бибабо предполагает координацию и выносливость в работе кисти с целью более точной передачи пластики движения куклы. На этом этапе также проводились гимнастика, направленная на раскрепощение пальцев, предплечья и плеча, игры на развитие мелкой моторики. Подготовка к театрализованной игре будет более интересной, если использовать творческий замысел, музыкальное сопровождение, а также логоритмические упражнения, пальчиковые игры, ритмодекламации, хореографические этюды, корригирующие игры с пением. Все это позволяет формировать необходимое звучание голоса, соответствующее роли, вырабатывать правильное речевое дыхание, четкую дикцию, вы- разительность исполнения и др.

Этап самостоятельной игры — разыгрывание произведения. Деятельность педагога здесь направлена на актуализацию у дошкольников нравственных мотивов поведения, правил этикета, механизмов толерантного отношения к другим участникам театрализованной игры. Этап содержит первичное и повторное проигрывание. После первичного проигрывания педагог вместе с детьми анализирует игру, акцентируя внимание на том, что получилось лучше всего. Обязательно окажется, что каждому ребенку удалось проявить себя в определенных деталях. Педагог тактично указывает на возможные доработки актерами в создании образа героя, помогает в случае затруднений.

Этап самостоятельной игры тесно связан с формированием у ребенка позитивного отношения к совместной деятельности со сверстниками. Этот процесс охватывает сразу несколько сторон театрализованной деятельности. С одной стороны, дети на протяжении подготовки и реализации театрализованной игры помогают и поддерживают друг друга, учатся проявлять заботу о товарищах и учитывать мнение другого, получают удовольствие и радость от совместной деятельности; с другой — ребенок как бы «проживает» сюжет произведения, встает на позицию персонажа, начинает глубже осознавать нравственные категории, их роль в поведении, приходит к осознанию личного вклада в реализацию общего совместного дела, приобретает практические умения (управление собственным телом, средствами передачи экспрессии и т.д.).

На этом совместная деятельность в театрализованной игре не заканчивается. После разыгрывания игры по сюжету произведения возможно проявление детьми фантазии и творчества. Оно может проявляться в создании альтернативных линий сюжета, введении нового героя, изменении концовки, преобразовании жанра литературного произведения.

Таким образом, театрализованная игра служит эффективным средством развития словесного творчества детей, позволяет достичь значимых результатов в процессе развития коммуникативных способностей. Систематически проводя театрализованные игры, мы заметили, что дети стали более уверенными во взаимодействии со сверстниками, менее склонными к конфликтам, у них появились новые формы и способы решения конфликтных ситуаций, дети чаще стали прибегать к словесному объяснению своих действий.

Литература

1.           Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников: Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск, 1993.

2.           Бучковская И.В. Воспитательные возможности театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста // Пермский педагогический журнал. 2013. № 4.

3.           Конышева Е.А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации: Дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2006.

4.           Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для ака- демического бакалавриата. Москва, 2015.

5.           Михайлов Л.А. и др. Психология общения: Учеб. пособие. СПб., 1994.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению